Шаг 1: зафиксируйте колею
Юрий Шаталов,
юрист по ДТП и страховым спорам:
Успешный исход судебного дела напрямую зависит от того, как автовладелец поведет себя на этапе оформления ДТП. Справедливости в суде можно добиться только, если вы делаете все правильно с самого начала.
Как надо действовать? Первое – дорожные недостатки необходимо зафиксировать в схеме ДТП, которую составляют сотрудники автоинспекции на месте происшествия.
Обязательно отметьте следующие характеристики дорожной неровности: расположение, привязку к местности, размеры. Допустим, если это выбоина, которая весной скрыта под лужей, проследите, чтобы были зафиксированы размеры выбоины: длина, ширина, глубина. В ходе протоколирования может проводиться и фотосъемка, при этом фотографии подшиваются к материалам дела. Рассчитывать на компенсацию со стороны дорожных служб можно, только если недостаток подтвержден ГИБДД.
Совет: будьте настойчивы. Сами сотрудники ГИБДД вряд ли будут по собственной инициативе производить замеры глубины и длины колеи.
Шаг 2: обжалуйте нарушение
Даже если водитель не справился с управлением по причине дорожного недостатка, в большинстве случаев все равно первоначально он будет обозначен виновным в ДТП. В таких случаях вменяются стандартные нарушения: несоблюдение скоростного режима или то, что водитель не учел погодные условия.
Еще до подачи всех исковых заявлений необходимо обжаловать вмененное вам нарушение, это можно сделать в течение 10 дней, иск подается, как правило, в районный суд. В большинстве случаев суд встает на сторону водителей и исключает из определения пункт о нарушении. Это лишает будущих ответчиков важной зацепки – теперь они не смогут сослаться в суде на подтвержденную вину автовладельца.
Совет: если вы живете в Барнауле, то с обжалованием лучше обращаться в Ленинский районный суд, поскольку административный орган ГИБДД расположен именно в этом районе. Это может ускорить процесс.
Шаг 3: выберите ответчика
Дорожные службы редко оказываются прямым ответчиком. Иск лучше направлять в адрес администрации муниципального образования – как правило, это администрация района. Дело в том, что именно она заключает контракт на ремонт и обслуживание дороги. Довольно часто бывает так, что если участок дороги сдан, то ответственность за него несет уже администрация.
Но бывают ситуации, когда в дорожном недостатке виноваты не дорожники и администрация, а коммунальные службы, которые ремонтировали теплотрассы, канализации, ливневки и т. д. В этом случае необходимо выяснить, какая коммунальная организация проводила ремонтные работы на данном участке, и обращаться с иском уже непосредственно к ней.
Совет: информацию об организации, проводившей работы на данном участке, вы можете получить, сделав запрос в ведомство, контролирующее эксплуатацию дорог в населенном пункте, в котором случилось ДТП. В Барнауле это городской комитет по дорожному комплексу, благоустройству и озеленению.
Справка
По действующему ГОСТу предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т. п. не должны превышать по длине 15 см, ширине – 60 см и глубине – 5 см.
3 582 ДТП зафиксировано в России в январе 2011 года из-за неудовлетворительного состояния дорог. В данных происшествиях погибли 477, ранены 4 706 человек. В Алтайском крае в январе по аналогичной причине произошло 30 ДТП, в которых погибли два человека и 38 оказались ранеными. Источник данных – ГИБДД России.
Пострадавший может взыскать не только материальный, но и моральный ущерб, а также расходы на проведение экспертизы, юридическую помощь, траты на такси или прокат машины.
Самое важное - в нашем Telegram-канале