За все заплатим
До 2005 года администрация Барнаула возмещала из городского бюджета убытки всех поставщиков тепла в городе, полученные ими на отоплении жилого фонда. Первые отпускали тепло населению (в горячей воде), получали от него оплату по тарифам, а поскольку платежи граждан не покрывали стоимости поданной по трубам горячей воды, у энергетиков появлялись убытки. При этом обязанность города компенсировать убытки "Алтайэнерго" была предусмотрена договором, заключенным еще в октябре 2001 года.
Правда, сказать, почему был заключен договор, благодаря которому эта энергокомпания получала из бюджета сотни миллионов рублей в год, сегодня вряд ли возможно. Администрацию города тогда возглавлял ныне покойный Владимир Баварин, "Алтайэнерго" — Сергей Шабалин, покинувший компанию почти шесть лет назад. Известно лишь, что в 2003 году администрация попыталась признать договор "ничтожной сделкой", но успеха в суде не добилась. В постановлениях администрации дотации энергокомпаниям объясняли "необходимостью устойчивой работы теплоснабжающих организаций", несмотря на то что правительство РФ еще в далеком 1993 году потребовало организовать адресную компенсацию гражданам затрат на коммунальные услуги.
В 2004 году, как следует из материалов дела, в "Алтайэнерго" перечислили из бюджета 547,7 млн. рублей — почти 12% расходной части бюджета города того периода (!). Тем не менее, по расчетам этой компании, в IV квартале город недоплатил еще 181,2 млн. рублей. Долг остался на балансе компании и после завершения энергореформы, хотя в дальнейшем его взысканием занялась уже компания "МРСК Сибири", филиалом которой стало "Алтайэнерго".
Бизнес на потерях
А между тем убытки, возникавшие у "Алтайэнерго" при теплоснабжении жилфонда до 2005 года, можно разделить на две части. До 1 января граждане оплачивали лишь 70% стоимости теплоэнергии. И законность дотирования из бюджета поставщиков услуг ЖКХ в подобных случаях сомнений не вызывала вплоть до 2007 года, когда был принят Закон "О фонде содействия реформированию ЖКХ". Причина другой части убытков — сверхнормативные потери в сетях, в том числе магистральных, принадлежавших тогда "Алтайэнерго" (сейчас — "Кузбассэнерго"). По оценке члена комиссии по энергетике АлтТПП Сергея Степаненко, потери на теплосетях в России достигают 25—30%. Понятно, что стимулов чинить сети в условиях, когда все убытки компенсирует бюджет, у энергетиков не возникало: больше потеряют — больше получат.
При этом ответа на вопрос, на каких именно сетях и сколько теряется тепла, не было не только в 2004 году, но и в 2010-м, когда вопрос об оплате сверхнормативных потерь стал предметом острого спора между "Кузбассэнерго" и "Алтайскими коммунальными системами" (АКС). "Наибольшая часть потерь происходит на магистральных сетях, они больше по диаметру и работают круглый год, тогда как наши сети летом эксплуатируются лишь на 50%", — комментировал тогда "ВД" Юрий Жилин, главный управляющий директор АКС.
При этом, как сообщили в АКС, приборы учета на границах балансовой принадлежности собственников не установлены до сих пор, не утверждена и методика замера сверхнормативных потерь. "У "Алтайских коммунальных систем" сегодня нет законных оснований принять методику вычисления, разработанную "Кузбассэнерго", все данные, представленные этой компанией, приблизительные и не дают точного коэффициента превышения нормативных потерь", — говорит Валерий Овсянников, начальник производственно-технического отдела АКС.
Бомба в законе
С 1 января 2005 года "Алтайэнерго" был установлен экономически обоснованный тариф, и оплата убытков за счет бюджета прекратилась. Однако разбирательства, начавшиеся в 2007 году по иску энергокомпании к администрации города, не завершились до сих пор. Комитет ЖКХ Барнаула признал долг лишь в сумме 9,9 млн. рублей, но тем не менее просил отказать в иске в полном объеме. И все же большинство судов признало: долг перед "Алтайэнерго" есть, хотя сумма его была уменьшена со 181 до 104,5 млн. рублей (что, впрочем, тоже немало: на эту сумму сегодня можно построить пять детских садов на 330 мест). Законность этого решения подтвердил и суд Западно-Сибирского округа, заседание которого прошло 2 марта.
В администрации города согласны с тем, что в сумме долга присутствуют и сверхнормативные потери, произошедшие на сетях, принадлежавших когда-то "Алтайэнерго". "Печально, что эти убытки списывают на городскую власть, но эта "бомба" была заложена в законодательстве", — комментирует Андрей Ляпунов, председатель комитета информационной политики администрации Барнаула. По словам г-на Ляпунова, город намерен обжаловать решение в Высший арбитражный суд. Если же доказать необоснованность предъявленного долга администрации не удастся, рассчитаться за договоренности десятилетней давности придется нынешним налогоплательщикам.
Что еще мы знаем об убытках
31 декабря 2004 года администрация Барнаула заключила с "Алтайэнерго" соглашение, по которому город признал за собой долг за 2004 год в сумме 358 млн. рублей. В тот же день стороны заключили 16 договоров перевода долга на общую сумму 285, 8 млн. рублей в счет задолженности по убыткам по теплоснабжению населения, проживающего в муниципальном жилищном фонде. В соответствии с договором комитет ЖКХ Барнаула должен был выплатить долги города кредиторам "Алтайэнерго" — коммерческим организациям, среди которых числились "Алтайэнергопроект", "Элиттехнострой", "Алтайэнерготехремонт", "Алтайэлектросетьремонт", "Технолизинг" и "Контакт". В материалах одного из судебных дел есть сведения, что в 2005 году комитет ЖКХ перечислил этим компаниям около 15 млн. рублей. В дальнейшем суды признали: договоры перевода долга не соответствуют требованиям Бюджетного кодекса, заключенными они не являются. Уже в 2007 году глава города обращался в "Алтайэнерго" с просьбой провести зачет задолженности на сумму 15 млн. рублей (с учетом сделанных перечислений в адрес указанных коммерческих организаций), однако в 2008 году суд признал его заявление недействительной сделкой.
Самое важное - в нашем Telegram-канале