Петр Анисифоров,
архитектор:
В Барнауле всегда существовали премии, учредителями которых были администрации разных уровней. А Демидовская премия ушла от этой традиции. В обойму ее лауреатов вошли творческие люди, которые не входили, скажем так, в "официальные реестры". Большой интерес к премии и балу среди интеллигенции возник после того, как было объявлено, что заслуги людей будут признавать не государственные чиновники, а профессионалы в своей области.
Одним из первых предпринимателей, которые поддержали Демидовскую премию, был вице-президент корпорации "Уралинвест" Владимир Гришин. Это было начало 1990-х годов – время антиалкогольной кампании в России. И после первого бала местные газеты писали что-то вроде: "Вы представляете, вручили такие серьезные премии и выпили ДВА ящика шампанского".
Первый Демидовский бал проходил в Доме архитектора на ул. Анатолия. Здесь же повесили колокол. Священник отец Николай Войтович освятил наше начинание под звон колокола. В камерной обстановке были вручены многочисленные премии, объявлены победители. После этого события многие организаторы и участники бала говорили: "Может быть, через год остановимся". Но женская половина заявляла, что бальные платья уже шьются к следующей премии. И для многих предпринимателей это оказалось весомым аргументом. Паузы никто бы не понял.
Демидовский бал – это торжество профессионалов и возможность для общественности собраться в творческой атмосфере, неформально пообщаться, показать себя и на других посмотреть. Сейчас все происходит в такой же демократичной редакции, как и прежде. Остались и прежние традиции – Демидовскую премию на балу получают единственный раз в жизни.
Въедливый краевед
Алексея Дмитриевича Сергеева считают на Алтае краеведом-первопроходцем. В 1993 году он стал одним из первых лауреатов Демидовской премии за историко-архитектурный проект "Змеиногорский рудный комплекс XVIII–XIX веков", разработанный совместно с барнаульским архитектором Петром Анисифоровым.
– Алексей Дмитриевич был из тех ученых-историков, слова которых никогда не нуждались в проверке на достоверность. Мы много работали в архиве и находили в описях такие документы, которые можно сравнить с поиском единственного листика в березовой роще. Он обладал даром исторического чутья. Был увлечен поиском документов, – вспоминает Петр Анисифоров. – Например, однажды нашли документы по созданию железной дороги Козьмы Фролова, где сам Фролов писал, что дорога создана по образцу и подобию изобретения английского инженера, но с большими коррективами. Эти коррективы Фролова мы и нашли. Ранее о них никто не писал.
– У меня есть пленка, на которой Алексей Дмитриевич выступает на Ползуновских чтениях в 1986 году в Змеиногорске. Это была наша вторая с ним встреча, – рассказывает Валентина Смирнова, директор Змеиногорского музея истории развития горного производства. – В том же году мы стали готовить Змеиногорск к 250-летию. Мы долго разговаривали с Сергеевым и Анисифоровым о создании мемориальных досок на памятных местах. Алексей Дмитриевич говорил мне: "Пиши тексты!" А я была новичком в музейном деле. Написала, он почиркал, сделал много замечаний и правок. Зато потом никто не придрался. И я сейчас веду себя так же, как и он, чтобы никто и ни к чему не придрался.
Справка
Алексей Дмитриевич Сергеев родился 30 марта 1931 года в деревне Усадьба Думнического района Калужской области. В 1940 году его семья переехала в Алейск Алтайского края, а спустя еще восемь лет – в Барнаул. После школы работал художником на заводе "Трансмаш". По окончании Барнаульского государственного педагогического университета по специальности "история" работал сельским учителем. Позже вернулся в альма-матер и посвятил свою жизнь преподавательской и научной деятельности. Лауреат Демидовской и Ползуновской премий. В 1999 году Алексею Сергеевичу было присвоено звание члена-корреспондента Петровской Академии наук и художеств.