Андрей Шаров,
директор департамента Минэкономразвития России:
Планируем всячески поддерживать нестационарную торговлю и услуги. Это такие симпатичные фургончики, которые могут быть оборудованы под 40 различных видов бизнеса, начиная от простой торговли и заканчивая, допустим, хлебопекарным предприятием на колесах.
Не хотим во Власиху!
Антон Мартыненко,
председатель Алтайского краевого комитета по защите рынков:
Мы решили устроить митинг, чтобы привлечь общественное внимание к своим проблемам. Снос киосков с территории рынков будет иметь несколько негативных последствий. В Барнауле разом появится 3–5 тыс. безработных. Среди тех, кто торгует на рынке, много женщин в возрасте 40–50 лет. Они пробовали, но не смогли найти работу с такой же зарплатой, какую они получают на рынке. Им придется жить за чертой бедности. На рынках не смогут торговать и пенсионеры. Продавать то, что они с большим трудом выращивают на дачных участках, будет негде.
Вторая проблема в том, что люди, у которых невысокий уровень дохода, потеряют возможность покупать необходимые товары по приемлемой для них цене. У нас есть покупатели, которые приходят к нам уже много лет. Они не могут себе позволить делать покупки в магазине.
Власти до момента вступления закона в силу не создали достаточного количества крытых рынков, куда бы мы могли сегодня переехать. Представители "Делового центра" (управляющая компания, которая арендует рынки "Центральный" и "Юбилейный") обещали нам, что построят здание, и просили никуда не обращаться. Они говорили, что в марте начнется строительство. Но, как видим, никто ничего не делает. Мы надеялись на "Деловой центр", а они усыпляли нашу бдительность.
Мы хотим решить этот вопрос сейчас и не ждать до 31 декабря 2011 года. Переезд в торговые центры для нас – не выход. Нас туда просто не берут. Там продается брендовая одежда, сдаются в аренду большие площади по неприемлемой для нас цене. Чтобы нас перенесли куда-нибудь во Власиху, мы тоже не хотим.
На наш взгляд, одним из оптимальных на сегодняшний день решений является перенос срока исполнения федерального закона на два года и строительство за это время крытых рынков на тех территориях, где сегодня стоят киоски. Мы сами готовы участвовать в поиске инвестора и выступать соинвесторами проектов. Предприниматели рынков тоже выступают за цивилизованную торговлю. Мы заинтересованы в том, чтобы торговать в теплых помещениях с хорошими условиями за адекватную арендную плату – 500 рублей за 1 кв. м.
Формат нужно менять
Павел Нестеров,
председатель правления Алтайского союза предпринимателей:
Нужно отметить, что уличная торговля уличной торговле рознь. Одно дело, когда бабушки продают овощи, выращенные на даче. И другое – это рыночная торговля одеждой, обувью и т. д. Для той и другой нужно организовывать какие-то специальные места. Я видел, как в других городах организована торговля цветами. Их продают в закрытых помещениях. Это не бутики, просто красивые цветочные павильоны с обычными ценами. Так, например, сделано в Красноярске. Да и у нас, согласитесь, положительные примеры есть. При всей схожести ассортимента и цен на Новом рынке ("Юбилейный") и во Дворце зрелищ и спорта в последнем ведь намного комфортнее совершать покупки. Я сам там бываю иногда и покупаю что-нибудь. Нужно в любом случае решать проблему формата уличной торговли. Если в бюджете нет на это денег, то нужно найти инвесторов, готовых вкладывать в строительство, определить площадку. Сделать помещения с нормальными условиями для работы и соответствующей им арендной платой. Да и бабушкам с редиской тоже нужно выделять специальные места.
Но перекрывать пр. Ленина, как угрожали представители рынков, тоже не выход. Они правильно сделали, что организовались, хорошо, что у них есть инициативная группа. Ей и нужно вести переговоры от лица всех заинтересованных предпринимателей. В диалоге решать судьбу каждого конкретного рынка. Ситуация ведь не безвыходная.
Рынки кому-то нужны
Лилия Толстова,
владелица мехового салона "Регина":
Я сама когда-то торговала на рынке, но довольно быстро оттуда ушла – еще в 1993 году. Поняла, что это не мое. Мне нужна цивилизация, и я стала работать в магазине. У рынков, на мой взгляд, много недостатков. Прежде всего это антисанитария. Продавец питается на ходу и чем придется; чтобы сходить в туалет, ему нужно кого-то оставить присматривать за палаткой. Вещи постоянно мараются. У нас ведь всегда пыльно. Покупателям также не очень удобно пользоваться рынками. Теплых примерочных там нет, права свои отстоять в случае покупки некачественного товара сложнее. Существует и риск купить не совсем новую, уже постиранную одежду.
Но есть у рынков, наверное, и свои плюсы. Для предпринимателя это, может быть, возможность уйти от налогов. А для покупателя – иллюзия более низких цен. Еще мне кажется, здесь наш менталитет играет роль. Есть категория людей, которые просто боятся заходить в магазины. На них давит "роскошь". К дорогой одежде им страшно подойти. А на рынке они чувствуют себя комфортно, могут часами копаться в кучах с разной дешевой одеждой. На мой взгляд, в том виде, в каком они есть, рынки существовать не должны. Но раз они до сих пор не закрылись, значит, они кому-то нужны и себя еще не изжили. И может быть, вместо того, чтобы сносить киоски, стоит подумать о том, как привлечь людей в торговые центры?
Опрос: а вы на рынках покупаете?
Полина,
студентка:
Я постоянно делаю покупки на рынках. Все-таки студентка пока. На работе я только стажер, и зарплата у меня небольшая. Брендовые товары сейчас не по карману.
Михаил Николаевич,
безработный:
Да, иногда покупаю. Какая разница, где покупать? Есть какие-то отличия между магазином и рынком?
Виталий Андреевич,
пенсионер:
Рынки давно надо снести. Они искажают вид города. Уже не помню, когда там что-то покупал. Может, году в 94-м или в 95-м. Тогда еще что-то приличное на рынках продавали. А сейчас – барахло.
Татьяна Цеброва,
менеджер по рекламе:
Покупаю фрукты и овощи. Иногда – потому что на рынке дешевле, иногда – просто потому что по пути. Одежду предпочитаю покупать в магазинах, так как люблю вещи определенных марок. Их на рынке не продают.
Самое важное - в нашем Telegram-канале