Без наличия вины
О неисправности одного из счетчиков своего цеха г-н Мограбян, по его словам, узнал лишь в момент проверки. А узнав, уже через неделю поставил новый. "Получается, за неделю мне предъявили счет почти в 700 тыс. рублей", — недоумевает предприниматель. Более того, проведенная в дальнейшем экспертиза "Алтайского центра стандартизации и метрологии" показала: счетчик сломался из-за перенапряжения входящей линии. То есть, по сути, по вине компании "Алтайэнерго", инспекторы которой и выявили "безучетку".
Поскольку оплачивать новый счет г-н Мограбян отказался, "Алтайэнергосбыт" подал иск в суд. И 7 февраля суд вынес решение не в пользу предпринимателя. "В договоре энергоснабжения отсутствует условие, в силу которого потребитель оплачивает безучетное потребление только при наличии его вины в повреждении прибора учета", — сделал выводы судья. Г-н Мограбян, как и любой потребитель, обязан обеспечивать сохранность учета, а доказательств того, что за поломку счетчика несет ответственность какая-либо из энергокомпаний, он, по мнению суда, не представил, поэтому заплатить 677 тыс. рублей обязан. В итоге предприниматель подал апелляционную жалобу, полагая, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Подписался под санкциями
Однако поводом для претензии о безучетном потреблении, как показывает практика, может быть отнюдь не только поломка счетчика. Истек срок поверки измерительных приборов, сорваны пломбы, разбито просмотровое окно, вовремя не уведомили энергокомпанию о проблемах с учетом — все это в разное время становилось основой для дальнейших разбирательств.
При этом финансовые санкции за "безучетку" выглядят, по меньшей мере, завышенными. К примеру, проводя ревизию оборудования на "Барнаульском аппаратурно-механическом заводе", инспектор "Алтайэнерго" обнаружил: у измерительных трансформаторов "БАМЗа" истек срок госповерки. Дополнительный платеж, по расчетам инспектора, должен был составить 13,8 млн. рублей — и это только за передачу электроэнергии по сетям. Причем, как следует из судебного решения, акт о безучетном потреблении кроме инспектора подписали еще два свидетеля, которых на территории завода при проведении ревизии не было вообще. Суд, впрочем, доводы энергетиков отклонил: из нарушения сроков поверки не следует неисправность оборудования.
Тем не менее право взыскивать с потребителей огромные суммы, как правило, предусмотрено договором, который подписали с энергетиками сами предприниматели. Именно в договоре указано, что при выявлении "безучетки" установленная мощность умножается на 24 часа и число дней "неправильного" потребления. "Неправильный" же период рассчитывают начиная с даты предыдущей проверки или с момента, когда она должна быть проведена. Нередко речь идет о периоде в шесть месяцев, даже если счетчик был неисправен всего неделю.
Вас здесь тысячи
А между тем, как считает директор "Бийской консалтинговой группы" Валерий Костырко,нет никаких правовых оснований для включения в договор именно такой схемы расчетов (установленная мощность на 24 часа за весь период). Поэтому г-н Костырко считает важным заранее пройти в суде преддоговорный спор и добиться заключения договора, наиболее полно соответствующего законодательству, а не пожеланиям энергетиков.
Нужно ли отказываться от подписания акта, как это часто делают предприниматели? Валерий Костырко считает эту тактику неверной. Подписать акт следует, но с припиской: "С актом не согласен". После получения счета-фактуры от энергокомпании нужно написать протокол разногласий, а после обращения энергетиков в суд отстаивать свою позицию. "Отказ от подписания акта — не выход, так как в акте делается отметка, что абонент отказался от подписи, а это никак не подтверждает законность позиции потребителя, тогда как изложенная в акте или возражениях позиция и будет обосновываться потребителем в суде", — говорит и старший специалист компании "Де-Конс" Анна Лукьянец.Лучше внимательно ознакомиться с актом, детально указать на его недостатки, изложить свою позицию либо сделать ссылку: "Письменные возражения прилагаются отдельно".
В то же время досудебное урегулирование споров в подобных случаях, по мнению обоих специалистов, на практике не применяется: ни одна из сторон в этом и других спорах с энергокомпаниями, как правило, не идет на уступки. Выход один — суд. " К тому же энергоснабжающая организация не считает возможным тратить время на обсуждение спорных вопросов с отдельным абонентом, ведь у нее таких абонентов тысячи", — полагает Анна Лукьянец.
Фиксируйте все
Анна Лукьянец,
старший специалист компании "Де-Конс":
Потребителю необходимо детально ознакомиться с условиями договора энергоснабжения, усвоить прописанный в договоре порядок, ознакомить с ним своих сотрудников и лиц, ответственных за систему энергоснабжения. Например, именно на абоненте лежит обязанность регулярно осматривать свои приборы учета, контролировать процесс их правильной работы, в установленные сроки уведомлять энергоснабжающую или сетевую организацию о любых нарушениях в работе приборов учета.
Более того, любые действия, связанные с исполнением договора энергоснабжения, должны фиксироваться. Любое обращение в энергоснабжающую организацию должно быть выполнено в письменном виде в двух экземплярах, один из которых с отметкой о принятии остается у потребителя. Все вызовы инспектора или проверяющих также должны фиксироваться в специальном журнале. Указанные действия необходимы для возможности апеллирования в суде к добросовестности абонента и исполнения последним всех возложенных на него законом и договором обязанностей.
Самое важное - в нашем Telegram-канале