Экономика

В Алтайском крае региональные сети и поставщики попытались спроектировать будущее

Покупатели не перестают экономить, и это заставляет ритейлеров продолжать развитие частных марок, искать способы снижения цен и тщательно следить за ассортиментом.

Об этом 25 марта игроки рынка говорили на "Форуме поставщиков и ритейлеров-2011. Взаимовыгодное сотрудничество", организованном ТД "Аникс". Бийск посетили представители торговых сетей и поставщиков края и близких к нему регионов, а также эксперты рынка. Участники мероприятия сошлись во мнении, что конкуренция на рынке усиливается и это требует все более эффективных подходов к работе. О том, что это означает на практике, рассказали гости форума.

Положение дел на рынке в целом очертила региональный менеджер по работе с ключевыми клиентами Сибири и Дальнего Востока исследовательской компании Nielsen Ольга Севостьянчикова. По ее словам, увеличение объема покупок со стороны потребителей начало отмечаться примерно с октября 2010 года. "К сожалению, такие крупные группы товаров, как пиво, сигареты, жевательная резинка, сладкая газировка, не достигли уровня продаж 2008 года. Это напрямую связано с ростом цен на них", — отметила г-жа Севостьянчикова. Она также добавила, что даже в кризисный период россияне не экономили на товарах для детей и животных.

В текущий момент отношение людей к тратам в целом по-прежнему осталось щепетильным. "До кризиса многие были готовы брать много, переплачивать за качество, позволяли себе премиальные продукты. Сейчас эта тенденция переломлена за редким исключением", — продолжает эксперт.

В части форматов покупательское внимание направлено на  магазины возле дома, небольшие супермаркеты. Их количество за 2010 год увеличилось на 21%, в то время как магазины большого формата открывались куда реже. Люди предпочитают запасаться самыми необходимыми продуктами на один-два дня, а не брать с полки все, что нравится, как это часто происходит в гипермаркетах. Покупатель осознал, что в крупноформатных магазинах он тратит больше, чем может позволить себе. Потребитель начал экономить и поэтому стал лоялен к  различным промоакциям. По данным Nielsen, 7% покупателей готовы сменить магазин, чтобы найти какое-то выгодное для себя предложение.

Технический директор компании France Informatique & Technologie (FIT) Владимир Новиков считает, что наряду с общими трендами рынка, которые выявляют аналитики, розничным компаниям необходимо активно работать над изучением покупателей и выстраиванием  внутренних процессов в рамках чуть ли не каждого магазина в сети. "В условиях возрастающей конкуренции в ритейле максимальный успех приносит сочетание экстенсивной стратегии развития с применением интенсивных инструментов для максимизации прибыли на уже "освоенных" территориях", — сказал Владимир Новиков. Одним из таких инструментов эксперт считает постоянный контроль трендов покупательских предпочтений. Это, по его мнению, позволит буквально в режиме on-line менять ассортимент и ценовое предложение. Этот подход планирует взять на вооружение сеть "Аникс".

После кризиса покупатели уходят от СТМ

Ольга Севостьянчикова,
менеджер по работе с ключевыми клиентами Сибири и Дальнего Востока Nielsen:

Наш опрос показал, что половина потребителей в период кризиса была готова переключаться на товары под собственной торговой маркой  (СТМ). Но в отличие от глобального рынка в России 90% покупателей говорят, что после выхода из трудной ситуации они уйдут от покупки таких товаров. То есть лояльность по-прежнему не очень велика. Прирост продаж СТМ в 2010 году был наиболее заметен в категориях "замороженные фрукты", "развесное сладкое печенье", "йогурты", "готовые завтраки". Что касается лидеров по объему продаж, то это молоко и молочные продукты, сахар, соки.

Мы рекомендуем компаниям запускать СТМ в таких категориях, где покупатели готовы пробовать новое, где они не хотят переплачивать и понимают, что брэнд не является гарантией сильного качества. Рекомендуется развивать СТМ в категориях, где нет явно выраженных лидеров. В Алтайском крае достаточно популярны крупы под СТМ, растворимый кофе. Не стоит трогать дорогой алкоголь и корма для животных. Считается, что предельное значение присутствия СТМ в сети  — это 50%. Но пока можно не оглядываться на эту цифру и стремиться к росту.

Нет времени на неэффективные действия

Юрий Никитин,
генеральный директор ТД "Аникс":

Так сложилось, что с некоторыми поставщиками Алтайского края мы встречаемся в Москве. Почему бы не обсудить здесь темы, которые возникают в рамках территории, где мы работаем? Повестка не является уникальной, поскольку все вопросы связаны прежде всего с повышением эффективности операционной деятельности. Уникальны в нашем случае состав участников и практическая направленность докладов. Выступающие затрагивают проблематику, которая содержится в ежедневниках у каждого из них.

Прошлогодняя конференция в большей мере была направлена на то, чтобы поделиться опытом с коллегами из других розничных сетей, в этом году она, скорее, ориентирована на поставщиков. Мы хотим донести до них, почему так, а не иначе построена наша работа сегодня, как будет выглядеть розница в регионе в ближайшие два-три года. Рынок развивается достаточно бурно, конкуренция растет, и это касается не только ритейла, но и производства продуктов. Со стороны производителей и поставщиков тоже нарастает конкуренция.  Времени на неэффективные, непроизводительные, ненужные действия нет, поэтому очень важен диалог.

Кто участвовал в форуме

На мероприятии присутствовали представители 36 поставщиков и восьми розничных сетей разного уровня. Участниками "Форума поставщиков и ритейлеров-2011. Взаимовыгодное сотрудничество" в Бийске стали сети "Караван" (Пенза), "Продукты" (Новокузнецк), "Каравай" (Красноярск), "Лама" (Томск), "О’Кей" (Югра), "Добрыня" (Пермь). Поставщиков представляли "Алтайский бройлер", "Нордлэнд", "Иткульский спиртзавод", "Барнаульский пивоваренный завод", "Данон индустрия" и др. 

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость