Экономика

Генеральный директор СК "Обь" рассказал о проблемах эффективного менеджмента в спортивной отрасли

Понятие "эффективный менеджмент" быстро перекочевало из сферы бизнеса в государственную. Теперь оно активно применяется не только к частным структурам, но и к субъектам Федерации, городам, ведомствам и отдельным объектам. Правда, нередко это происходит с приставкой "не". В частности, именно так обстоит дело в области спорта. Одной из причин неэффективной работы спортивных комплексов, как частных, так и государственных, является дефицит профильных управленческих кадров. Об этом и о возможных путях решения проблемы в Алтайском крае "Ваше дело" беседует с Сергеем Кашниковым, генеральным директором СК "Обь".

Вложили в стены

— Сергей Иванович, президент Всероссийской федерации по плаванию Владимир Сальников, недавно оценивший развитие инфраструктуры на Алтае, обвинил ответственных за строительство бассейна в Новоалтайске в неэффективном освоении бюджетных средств. Как получилось, что объект, возводимый в 2011 году, оказался менее пригодным к эксплуатации, чем объекты, созданные в 1970-х годах?

— Прежде всего я хотел бы поблагодарить губернатора за программу развития плавания в крае. Да, не всегда все идет гладко, как хотелось бы, но положительная динамика есть.

Что касается вашего вопроса… Мы, конечно, поднимали его в Белокурихе, на координационном совете "Сибирского соглашения". Там был представитель компании "Спорт-Инжиниринг", через которую проходят все объекты федеральной целевой программы. Я им говорил: "Почему вы не приглашали посоветоваться меня? Ведь вы построите и уйдете, а эксплуатировать этот объект нам!" Этот разговор я начал еще в прошлом году, когда вместе с вице-губернатором Даниилом Бессарабовым посещал Новоалтайск, где нам показывали объект. Глубина ванны 120–180 см. А детей где учить?! Они 110 см ростом и не смогут встать на такой глубине. Появится страх, который потом очень тяжело преодолеть. Нам отвечают: а воду слить можно. Но это же не полкуба в ванне дома долить-отлить! А потратили бы на 5 млн. рублей больше и сделали детскую ванну. Причем в большой ванне не четыре дорожки, а на две больше, как положено по стандарту. И это позволило бы учить детей и приносило доход! Две дополнительные дорожки — это треть имеющегося объема, которые могли бы работать и возвращать вложенные деньги. А так их вложили в стены, которые точно ничего не заработают.

— И как это вышло? Прокол менеджмента?

— Да. В связи с этой ситуацией мы начали вырабатывать документ, который бы рекомендовал всем в СФО согласовывать проекты с профильными федерациями, прежде чем делать заказ на проектно-сметную документацию и проходить экспертизу.

— Но теперь бассейну нужно подобрать управленца, которому будет вменено успешно распорядиться мощностями изначально сложного объекта?

— Да. Мне хотелось бы с председателем Новоалтайского горспорткомитета встретиться и обсудить кандидатуру руководителя, увидеться с ним и понять, что он хочет от этого объекта, как видит его работу.

— В бизнесе управляющий объектом чаще всего появляется до начала его строительства. И, как показывает практика, это эффективная модель: человек изначально понимает, как будет эксплуатировать объект и зачем. Почему нельзя внедрить ее в государственном секторе, чтобы минимизировать риск таких провалов?

— Конечно, в идеале менеджер должен быть на объекте "с первой лопаты". И в некоторых регионах так и делается, например в Пензе, Ростове-на-Дону.

— А нам что мешает?

— Как-то не принято, наверное. И потом, в этом случае надо же найти средства для содержания такого человека, а это тысяч 200 бюджетных рублей на зарплату в год…

Но вообще идея хорошая, можно ее и попробовать. Вот для заринского бассейна, например, подобрать управленца заранее. На самом деле, еще очень трудно найти и специалиста, который горел бы этой работой!

100 центнеров с гектара

— Каким требованиям должен отвечать менеджер спорт­объекта? 

— Главное, чтобы он имел хотя бы общее представление о том виде спорта, к которому объект относится. Если футбольный стадион — футболист, если бассейн — пловец, и так далее. Он должен быть хорошим психологом: коллектив новый и важно создать там нужную атмосферу, дать людям понимание цели. И еще, конечно, надо иметь азарт и готовность работать.

— А умение вести хозяйственную деятельность, профильное образование? Судя по состоянию ряда объектов, мало быть психологом и спортсменом: мы имеем отнюдь не блестящие показатели работы государственной спортивной инфраструктуры…

— Во-первых, есть у нас все же и положительные примеры. А во-вторых, можно быть шикарным хозяйственником с красным дипломом, но прийти на объект и не наладить там работу. Один менеджер может знать, как сделать "100 центнеров с гектара", но для этого ему надо из людей веревки сплести, а он не может и делает только 25 центнеров. А другой руководитель, просто найдя поход к людям, сделает 50 центнеров. И даже если будет какая-то кафедра спортивного менеджмента, мы не получим оттуда 100% отличных специалистов. Если управление генетически не заложено в человеке, образование не спасет.

— Но при наличии образовательной базы шансы-то повышаются?

— Повышаются, конечно. Но, опять же, нормальный возраст для руководителя — 30–40 лет. Если ставить на объект вчерашнего студента, у него азарта много, а опыта никакого. Он только шишек набьет и дров наломает. Хотя везде бывают исключения — может прийти и после института человек, но быстро ориентирующийся и умеющий работать с людьми. Конечно, специализация такая в вузе нужна, объектов все равно много и сколько еще будет строиться. Людей надо к этому готовить!

— И?..

— Вы мне предлагаете этим заняться?

— А почему бы в том числе и не вам? Вы — руководитель спортивной федерации и регионального центра подготовки спортсменов, член Общественной палаты, профильный управленец объекта со стажем, в конце концов. 

— В крае есть недавно принятая программа "Стратегия развития физкультуры и спорта до 2020 года", которая предусматривает подготовку квалифицированных кадров для отрасли. Но она только начинает работать, и пока никто у нас еще не просчитывал рынок, никто до конца не изучал востребованность таких специалистов. Сколько нужно набирать, чтобы обеспечить всем занятость и закрыть потребности отрасли? Необходимо понимание перспективного развития спортивной инфраструктуры. А еще нужен бюджет, который обеспечит образовательный процесс. Все это сделать в настоящее время сложно, поэтому, возможно, и не существует пока такой специальности — "Менеджер спортивных объектов". Но вы правы: тема интересная и ею стоит заняться.

Не первая необходимость

— У вас есть управленческий опыт как в частном, так и в государственном секторе. Есть разница?

— Государственным объектом легче управлять с той точки зрения, что себя не надо сильно утруждать мыслями о коммунальных платежах, зарплате, — все это предусмотрено бюджетными статьями. Но при этом ты прекрасно понимаешь, что в случае чего ты не можешь закрыть из "коммуналки" ремонт. И приходится находить возможности зарабатывать на эти нужды. Я около 5 млн. рублей ежегодно в развитие комплекса вкладываю… В частном бизнесе никто за тебя ничего не заплатит, и поэтому ты, как рачительный хозяин, сам думаешь, на что вперед потратиться, где ужаться, чтобы в конечном итоге отдача была больше.

—Так как в частном секторе эффективность работы напрямую влияет на рентабельность объекта, есть подозрение, что здесь руководитель будет более эффективен, нежели его государственный "собрат", главная задача которого не поставить объект на колени…

— В какой-то степени это так. Но надо понимать, что руководитель государственного объекта, хоть золотце, хоть ух какой грамотный, обязан действовать в строго определенных рамках. У бизнеса больше свободы.

— Вы можете в процентах оценить соотношение в крае эффективных и неэффективных менеджеров спортивных объектов в обоих секторах?

— Сложно сказать. Какие могут быть критерии? Если, скажем, оценивать по загрузке объектов, то в бизнесе порядка 70% эффективных управленцев. В государственном секторе — около 40%. Но такая оценка неоднозначна. Ведь у нас практически все частные объекты, которые относятся к спортивной инфраструктуре, новые. А большая часть государственных — старые. И, естественно, приятнее заниматься в новом комплексе, чем в том, который на ладан дышит и по минимуму содержится. Так что, может, дело не в вине "государственных" руководителей, а в том, что их объекты устарели? У нас казна не настолько наполнена, чтобы всем и везде можно было помочь. И надо расставлять приоритеты. Все-таки спортивный объект не относится к предметам первой необходимости.

— На что способны потратить время и деньги без оглядки?

— На здоровье близких. Потому что все восполнимо, кроме здоровья. А вообще, я больше трачу, наверное, на своих спортсменов, чем на семью.

— Каким был ваш первый в жизни заработок?

— В классе седьмом на полях "Цветов Алтая" мы пололи кусты смородины и заработали по пять рублей. Зарплаты тогда были по 120 рублей, так что та пятерка для школьника была большими деньгами.

— В вашей жизни есть место необдуманным поступкам?

— Скорее непродуманным. Есть такие, но очень редко. Жизнь уже многому научила. 

— Помните первое решение управленческого толка?

— Да, и это решение, наверное, предопределило мою дальнейшую судьбу. Тренер велел нам написать план разминки, какую бы мы хотели для себя. И именно мой план практически без исправлений тренер принял, мы много лет по нему тренировались. Мне было тогда лет 14.

Что мы знаем о Сергее Кашникове

Родился в Барнауле 13 августа 1959 года. С восьми лет занимался плаванием — в ДЮСШ "Рубин". "На Южном было озеро Варежка, там мы купались пацанами. И вот однажды там появился мой первый тренер Евгений Михайлович Елисеев… С горки съехала "Победа", вышел оттуда невысокий мужичок в шляпе с полями, подошел к нам и говорит: "Так, пацаны, кто будет плаванием заниматься?" — вспоминает Сергей Иванович. Спортивную карьеру закончил в статусе мастера спорта, бронзового призера первенства РСФСР.

Во время службы в ВМФ Сергей Кашников тренировал команду и сам многократно становился чемпионом Дальневосточного округа по плаванию и водному поло. После армии работал тренером по плаванию в "Амфибии", с 1984 года — старшим тренером в "Оби". В 1991–1994 гг. г-н Кашников занимал различные должности в ФК "Динамо". Затем вернулся в спорткомплекс "Обь", откуда через пять лет уволился с должности зама генерального директора по спорту.

Получив образование по программе антикризисного управления в Российской академии менеджмента и агробизнеса, г-н Кашников до 2001 года занимал управленческие должности в различных компаниях Барнаула. Затем стал генеральным директором ОАО "Спорткомплекс "Обь", кем и работает в настоящее время. Также он – глава регионального центра по подготовке резерва для олимпийской сборной России по плаванию, президент краевой федерации плавания, председатель комиссии ОПАК по физкультуре, спорту и туризму, член президиума Всероссийской федерации плавания и председатель оргкомитета Кубка Сибири по плаванию.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость