В середине апреля сотрудники Роспотребнадзора по Алтайскому краю провели встречу с предпринимателями. Ключевой темой стала реализация Закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", однако обсуждались и другие важные вопросы. Начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю постарался обратить внимание бизнеса на особенности взаимодействия с клиентами.
Александр Оппель,
начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю:
Нарушения в сфере прав потребителей со стороны бизнеса всегда оставались и остаются одними и теми же. Первый блок включает нарушения в части информирования потребителей о самом предпринимателе, товарах и услугах, которые он предлагает. Еще одна группа нарушений, о которых сегодня много говорят, формируется из анализа договоров с потребителями на оказание услуг по бытовому подряду (например, установка пластиковых окон), туристических и финансовых услуг. В законе сказано, что право требования по качеству товара лежит на потребителе. Многие предприниматели пытаются диктовать свои условия, и непонятно, чем они руководствуются. Нам в таком случае приходится возбуждать дело.
Зачастую в договоры с клиентами включаются условия, которые вообще противоречат законодательству. Это касается навязывания так называемого сертификата дополнительного сервисного обслуживания, в частности, при продаже сложных технических средств. Продавец вправе лишь предложить такую услугу, но на практике получается иначе. Мы также выявляем нарушения по срокам рассмотрения обращений потребителей. В законе четко определено, через какое время с момента обращения оно должно быть рассмотрено. При возврате товара максимально на это отводится 10 дней, если требуются дополнительные проверки качества товара — 20 дней, и 30 дней, если речь идет о замене товара.
Хотелось бы немного рассказать о тех изменениях в законодательстве, которые начали действовать в этом году, и о практике их применения. С 1 января вступил в силу новый госстандарт "Услуги торговли". Вы знаете, что с 2010 года в стране начал действовать многострадальный закон, регулирующий вопросы торговли. Несколько раз закон направлялся на доработку, но тем не менее его положения не затрагивают как таковую организацию розничной торговли и проведение надзорных мероприятий. Но в связи с появлением в законе новых терминов и определений государственный стандарт претерпел определенные изменения. В этом документе есть много хорошего. Например, в нем говорится, что предприниматель сам может определять время работы и ассортимент реализуемого товара. В стандарте оговариваются требования к культуре обслуживания, послепродажное ведение товара и т. д. Однако этот документ носит добровольный характер применения.
Еще одно новшество, которое начало действовать с 1 января текущего года, касается повышения энергоэффективности. В частности, сейчас мы перестали покупать лампочки мощностью более 100 ватт. Если кто-то реализует такого рода продукцию, то он должен отдавать себе отчет, что существует федеральное постановление, которое содержит перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке знаками энергоэффективности. Если эти знаки не будут нанесены на реализуемую продукцию определенных групп, предприниматель может быть оштрафован. Данный закон накладывает на бизнес обязанность закрепить на своем предприятии ответственного за хранение запасных и использованных энергосберегающих ламп. В законе четко написано, что вы должны заключить договор на утилизацию этих ламп с компанией "Терек". Сегодня это больной вопрос для всего Алтайского края. Он активно обсуждается и в администрации, ведь эти лампы представляют угрозу жизни и здоровью граждан. Каждая лампа содержит до 30 миллиграммов паров ртути. При ее разрушении предельному загрязнению подвергнется от 350 до 400 куб. м, этого достаточно, чтобы отравиться могли присутствующие в актовом зале.
Недавно в Роспотребнадзоре прошло совещание, где говорилось, что в 2011 году должно быть принято 47 технических регламентов в отдельных отраслях экономической деятельности. Если учесть, что за семь лет в стране было принято только четыре регламента и сделано это было с большим трудом, то можно представить, как все будет происходить в этом году. Мы призываем вас в процессе появления этих регламентов направлять свои обращения в Роспотребнадзор, чтобы на совместных совещаниях мы могли обсуждать какие-то спорные вопросы, что поможет нам принять эти документы без потерь со стороны предпринимателей.
Хочу отметить, в приватных беседах мы часто говорим, что на Западе очень жесткое законодательство в части защиты потребительских прав. Порой дело там может доходить до потери бизнеса. Я могу сказать, что руководством федеральной службы сегодня акцентируется внимание предпринимателей на заложенные в ст. 40 Закона "О защите прав потребителей" нормы. В этой статье сказано, что федеральные органы исполнительной власти в области защиты прав потребителя вправе обращаться к органу по лицензированию с ходатайством об аннулировании лицензии предпринимателя, в органы прокуратуры с ходатайством о возбуждении уголовного дела, а также в суды с иском о ликвидации предприятия за однократное грубое или многократное нарушение прав потребителей. В 2010 году был подан 41 такой иск, 18 из них были удовлетворены. Наше управление пока не реализовало эту возможность.
Самое важное - в нашем Telegram-канале