Экономика

Система грантов пока не имеет доверия

"Левада-Центр" опубликовал итоги масштабного исследования "Перспективы гражданского общества в России". Оно проводилось в октябре 2010 — феврале 2011 годов в шести крупных городах страны. В ходе исследования было проведено 103 интервью с руководителями некоммерческих организаций. Одна из частей доклада об этом исследовании посвящена взаимодействию некоммерческих организаций с бизнесом, точнее, ограничениям такого сотрудничества. "Ваше дело" публикует фрагмент исследования с сокращениями.

Говорить о недостатке доступных ресурсов вроде бы не приходится: существует бизнес, расширяются возможности получения госфинансирования. Привлечение ресурсов из различных источников, наверное, позволило бы организациям соблюсти необходимый баланс и сохранить самостоятельность в выборе своих целей. Однако возможности гражданского общества в современной России ограничены больше, чем это может показаться на первый взгляд. Фактически существует только две альтернативы: либо использование ресурсов государства, либо поддержка со стороны населения. Роль бизнеса как самостоятельного источника финансирования деятельности некоммерческого сектора в стране сведена к минимуму.

Российский бизнес, по наблюдениям респондентов, поддерживает некоммерческие организации неохотно. Крупные предприниматели после 2003 года занимаются только "одобренными" проектами. В регионах бизнес в значительной степени находится под прямым контролем партии власти, что ведет к резкому сужению круга тем, которые получают поддержку. С другой стороны, власть срастается с бизнесом — бизнесмены и депутаты оказываются зачастую одними и теми же людьми, которые выдают свой частный интерес за общественный, "государственный" или "национальный".

Отпечаток на взаимоотношения бизнеса и некоммерческих организаций накладывает преобладание краткосрочных целей — получение прибыли здесь и сейчас. Если акция не приносит мгновенного эффекта — "мы вас поддержали, а прибыль не выросла", — помощь прекращается. Долгосрочные инвестиции в имидж и репутацию свой компании не распространены.

Кроме того, региональная и муниципальная власть часто неофициально закрепляет за бизнесменом различные "участки", "учреждения" и "объекты", которые он обязан поддерживать, что нередко сопровождается различными коррупционными схемами. В этих условиях предприниматель вряд ли станет поддерживать что-то еще. Региональный бизнес полностью уязвим перед мэром или губернатором. Если кто-то и рискует поддерживать правозащитную деятельность, то происходит это в условиях строжайшей секретности.

Российский бизнес готов поддерживать разовые акции, причем желательно товарами и продукцией, но не деньгами и не на постоянной основе. Такая помощь возможна, если найти личный контакт с руководителем, если удается понять, в чем заинтересован бизнес или лично руководитель предприятия. Гораздо проще получить поддержку у того, кто обладает похожим жизненным опытом, — когда это "такие же молодые ребята, как и мы".

Удовлетворение спроса, который формирует государство, означает доступ к широкому разнообразию источников финансирования, в том числе к бизнесу. Большую известность среди респондентов получили конкурсы на получение президентских грантов, которые воспринимаются как предложенная государством альтернатива выдавленным из страны иностранным фондам. С тем, что сотрудничество с зарубежными благотворительными организациями влечет за собой риски различных "проверок", "бесед" и даже "занесение в черный список", согласны многие руководители некоммерческих организаций. Присуждение же президентского гранта, напротив, знак "благонадежности" организации. Однако система президентских грантов пока не завоевала доверия и вызывает множество вопросов даже у тех, кто получает финансирование из этого источника. Некоторые организации, подававшие несколько проектов и получившие финансирование, отмечали, что побеждал проект, на подготовку которого тратилось наименьшее количество времени и усилий. Анонимно респонденты соглашались говорить об "откатах", которые приходилось уплачивать после получения президентского гранта, и принципах отбора победителей конкурса. По мнению респондентов из разных городов, в первую очередь деньги присуждаются "по принципу лояльности и нужности этих организаций власти", причем такое решение принимается на высоком уровне, а не в экспертном совете.

В следующий круг "избранных" входят организации, близкие "операторам", которые распределяют гранты. И только потом, "если что-то остается", деньги распределяются среди других участников конкурса. Российский некоммерческий сектор — это достаточно узкая сфера, где многие знают друг друга, доверие между лидерами позволяет прямо обсуждать самые серьезные темы, и все тайное быстро становится явным.

Грантовые программы фондов местных сообществ часто получают положительные оценки руководителей некоммерческих организаций. Приветствуются четкие критерии присуждения грантов, прозрачность процедуры принятия решений. Несмотря на то что эти структуры созданы при взаимодействии местных властей и бизнеса, финансирование удается получать в том числе и организациям, критически настроенным по отношению к местной власти. Наибольший интерес эти фонды представляют для различного рода небольших инициатив, крупные некоммерческие организации не смогут прожить только за счет этих денег. По общему мнению, крупные российские фонды, часто непосредственно связанные с крупным российским бизнесом, специализируются на поддержке "политически нейтральных" проектов. Той же логике следуют благотворительные программы крупных российских и зарубежных корпораций, возобновляющие свою работу после кризиса.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость