Что заставило россиян измениться? Что же привело к этим изменениям? Каковы социальные тренды, которые легли в основу трансформации сознания россиян? Центр стратегических разработок утверждает, что изменился уровень жизни населения в крупных российских городах.
Из доклада Михаила Дмитриева:
В результате кризиса 90-х годов в России практически исчез средний класс. Сейчас он возрождается. По прогнозам, в 2025 году все население Москвы будет относиться к категории населения, которое предъявляет высокие европейские требования к уровню жизни. Крупные российские города тоже подтянутся.
Изменения благосостояния городского среднего класса России привели к появлению политического профиля настроений.Политический профиль:
- возрос спрос на правовое государство;
- категорическое неприятие коррупции;
- либертарианство (недоверие к власти, нежелание от них зависеть), эти люди уже ничего не хотят от государства;
- сочувствие нуждающимся (желание помочь им – за государственный счет), социальное сочувствие – характерная черта среднего класса;
- гражданская самоорганизация;
- проевропейская ориентация;
- умеренный национализм, связанный с восприятием угрозы безопасности.
Во всем остальном средний класс настроен крайне негативно и не желает ни в чем зависеть от государства.
Средний класс в других крупных городах (кроме Москвы) менее конструктивно настроен. Он ищет практические решения политических и социальных проблем. Особенно это проявилось в Екатеринбурге, где люди занимали даже радикальные позиции в отношении властей.
Этот средний класс наиболее растущая категория населения.Политические последствия
Средний класс к началу 20-х годов достигнет 40% населения. Это будут люди с европейским уровнем потребления и европейским уровнем жизни. Поскольку пока они не видят каналов влияния на политическую систему, они – взведенный политический детонатор.
Средний класс – взведенный политический детонатор, который невозможно вывинтить.
Средний класс - единственно быстро растущий сегмент электората.
Он не будет голосовать ни за одну из существующих партий.
Средний класс – центр информационного влияния.
Его позиция формирует взгляды более широких слоев населения.
Протестные идеи из интернета легко проникают в провинциальные СМИ.
Для такого среднего класса нужна партия нового типа, которая, в том числе, будет основываться на интерактивном диалоге людей. Такой партии в России пока нет. Но ее аналоги видятся в предыдущей истории России. В начале 20-го века Россия что-то подобное уже переживала.
Самое важное - в нашем Telegram-канале