Климат ни при чем
— Александр Павлович, по итогам 2009 года ваш отец Павел Степанов стал победителем конкурса "Лучший предприниматель края". Сейчас вы продолжаете семейный бизнес. Скажите, чего удалось достичь вашему хозяйству за прошедшее время?
— Главным достижением я считаю тот факт, что в 2010 году мы собрали самый высокий урожай сахарной свеклы в нашем регионе. Также в прошлом году мы были включены в реестр ведущих сельхозпредприятий страны. В нем присутствует порядка 60 хозяйств от Алтайского края. По зерновым культурам "Березовая роща" имеет стабильную урожайность в размере 25 цга. Если учитывать, что средний показатель по краю 12 ц/га, то и это можно считать достижением.
— Краевые чиновники любят называть сахарную свеклу стратегической для региона культурой. А вы ее таковой считаете?
— Конечно! Сахарная свекла для всей России является стратегической культурой. На сегодняшний день, перерабатывая свеклу, наша страна обеспечивает себя сахаром всего на 60%. Представьте, что будет, если из-за границы перестанет поступать сахар-сырец. Мы ощутим очень сильный дефицит. Обычно на этом рынке начинается ажиотаж даже при 10%-ной нехватке продукта.
Я считаю, что развивать свеклосеяние на Алтае необходимо. У нас есть все возможности увеличить валовой сбор в два-три раза. Главное ограничение — это сахарные заводы. Они не способны переработать все, что в состоянии вырастить крестьяне. Если Бийский и Алейский сахарные заводы все-таки начнут работу, то сбор свеклы повысится в разы.
— Тем не менее по урожайности сахарной свеклы Алтайский край среди всех свеклосеющих регионов России занимает 13-е место. Ставрополье — первое. Урожайность у них в 1,5 раза выше. Что же нам мешает достичь таких результатов? Климат не тот?
— Климат влияет, я думаю, всего лишь на 30%. Прежде всего урожайность зависит от наших технологий и знаний. Алтайский край может собирать большой урожай сахарной свеклы, но исполнители, все, кто участвует в производственной цепочке, часто совершают ошибки. А одно неточное действие может привести к тому, что урожайность сократится наполовину. Так что мы страдаем зачастую только из-за пресловутого человеческого фактора.
Терпеливая свекла
— Ваше хозяйство будет в ближайшее время увеличивать посевы?
— На сегодняшний день "Березовая роща" выращивает сахарную свеклу на площади 321 га, 1,1 тыс. га занимают зерновые. Еще немного пашни отдано под гречиху. Я считаю, экономике хозяйства этого вполне достаточно. Для того чтобы расширяться, нужен другой набор техники, ее у нас пока нет. В дальнейшем мы намерены работать над урожайностью. По сахарной свекле она равна 430 цга. Думаю, это не предел. У нас имеются резервы, для того чтобы увеличить валовку еще на 20–30%.
— А соей не планируете заниматься? В Калманском районе все-таки есть крупный перерабатывающий завод "Бинака".
— Я считаю, что соя в Алтайском крае произрастать не может. По крайней мере, пока. Знаю, что некоторые хозяйства в нашем районе пытались выращивать сою. Когда привезли ее на переработку, оказалось, что у нее ненадлежащее качество. В итоге сельхозпроизводители получили совсем не ту цену, на которую рассчитывали. Соя — крайне привередливая культура. Если в какой-то момент нет дождей, она перестает развиваться. В итоге страдает качество. Свекла в этом отношении более терпеливое растение, она "ждет". И как только проходят дожди, наверстывает упущенное в росте.
— Существует мнение, что свекла еще и очень затратная культура.
— Это действительно так. Для того чтобы начать ее выращивать на площади 200 га, хозяйству надо инвестировать в технику и технологии порядка 12–15 млн. рублей. Только прицепной комбайн стоит порядка 4 млн. рублей. Но это не самая большая проблема. Сейчас в хозяйствах не хватает агрономов. А те, которые имеются, порой даже не знают, с чего начать выращивание сахарной свеклы. Еще приходится учить механизаторов. Для того чтобы работать со свеклой, нужны специалисты высокой квалификации. Молодые люди оканчивают аграрные университеты, но очень редко после этого возвращаются на село.
Помощь нужна селу
— В настоящий момент на федеральном и краевом уровнях есть программы по стимулированию свеклосеющей отрасли. Производителям субсидируется покупка специальной техники и химикатов. Это ощутимая поддержка?
— Конечно. Поддержка свекловодства — это правильный шаг нашего государства. Честно сказать, российские крестьяне еще толком не научились выращивать сахарную свеклу. В США, например, урожайность этой культуры достигает 1 тыс. цга. При таких показателях никакое субсидирование не нужно. В Алтайском крае средняя урожайность сахарной свеклы 300 цга. В этом случае экономика хозяйства не позволяет делать большие вложения в развитие. Поэтому помощь государства нам необходима.
— А какую форму поддержки вы считаете наиболее эффективной?
— Любая господдержка эффективна. Когда люди чувствуют, что им помогают, они становятся более заинтересованными в своем труде. Думаю, федеральной и краевой власти надо всерьез задуматься о том, как закреплять людей на селе. Например, приходит к нам молодой специалист в хозяйство, временное жилье мы для него найдем. А что дальше? Естественно, ему хочется более комфортных условий жизни. Вот тут-то и должна проявляться государственная забота. Пока же внятной программы развития села у нас нет.
— Александр Павлович, вы уже сказали о серьезных кадровых проблемах в сельском хозяйстве. А как вообще оцениваете перспективы села? Многие пророчат ему скорое вымирание.
— Перспективы у села очень туманные. На сегодняшний день в деревнях практически не осталось работоспособного населения со знанием дела. Часто приходят ко мне люди и просят взять на работу. Спрашиваю: "А вы кто?" Отвечают: "Никто". Я, например, недавно принял в хозяйство двух парней вообще без образования. Выучил их за свой счет на водителей. Дальше, если окажутся толковыми ребятами, отправлю учиться на механизаторов. Вот так и приходится растить собственные кадры.
О чем еще рассказал собеседник
О переработчиках
— Как только в Алтайском крае закрылись два сахарных завода — Бийский и Алейский, условия работы с поставщиками сырья у Черемновского предприятия стали более суровыми. В прошлом году завод изменил условия договора, в итоге наше хозяйство потеряло порядка 5 млн. рублей. Видно, московские хозяева завода совсем обеднели, раз решили так обирать сельхозпроизводителей. В этом году завод полностью отменил квоты по приему свеклы и прекратил расчет по давальческой схеме. К слову, 90% своей свеклы мы всегда реализовывали по договору купли-продажи. Лично мне не хочется самому продавать сахар, я хочу заниматься своим делом: выращивать свеклу.
О животноводстве
— Наше хозяйство выращивает пшеницу с содержанием клейковины почти 30%, и просто кощунство скармливать ее скоту. Конечно, животноводство нужно как дополнение к растениеводству. Мы рассматривали варианты содержания дойного стада в 100–200 голов и организацию производства по выпуску сыров. Но такой проект требует серьезных капиталовложений. Только на начальном этапе необходимо порядка 50 млн. рублей. Пока наше хозяйство к этому не готово.
О семейном бизнесе
— Фермерское хозяйство — большая головная боль. Проблем всегда много, поэтому часто бывают бессонные ночи. Мне лично помогает поддержка семьи. Моя жена — главный бухгалтер в хозяйстве. Здесь же работают два наших сына. Так что у нас полноценное семейное предприятие. За ними будущее. Как правило, крупные холдинги, имеющие по 100 тыс. га земли и больше, работают малоэффективно. Урожайность в таких предприятиях обычно низкая, потому что не хватает техники и специалистов. Представьте, на одного агронома приходится по 10 тыс. га земель. А ведь он должен обходить каждый день свои участки. Это физически невозможно сделать.
Кто такой Александр Степанов
Александр Павлович родился в селе Новороманово Калманского района 4 августа 1959 года. В 1978 году окончил Рубцовский сельскохозяйственный техникум по специальности "Техник-электрик", после чего 17 лет отработал по своей профессии. Когда в 1991 году было принято решение о начале фермерской деятельности и создании КФХ "Березовая роща", начал работать здесь. С 2010 года является главой этого крестьянского хозяйства.
Самое важное - в нашем Telegram-канале