Жизнь

Принята новая долгосрочная краевая программа "Патриотическое воспитание граждан в Алтайском крае на 2011–2015 годы"

Принята новая долгосрочная краевая программа "Патриотическое воспитание граждан в Алтайском крае на 2011–2015 годы". Она сводится к созданию более широкой, чем сейчас, сети военно-спортивных и военно-патриотических клубов, смотрам-конкурсам и фестивалям патриотической направленности и "постоянному информационному сопровождению патриотического воспитания граждан" в газетах края.

Сильно сомневаясь, что все вышеизложенное заставит граждан сильнее любить свою Родину, мы выносим на обсуждение нашего очередного "Дискуссионного клуба" вопрос: "Как воспитывать патриотов?".

Алтайский край.
Алтайский край.
Михаил Хаустов

Владимир Войнович,
"2042":

"Родившись, коммунянин подвергается обряду звездения. Затем он проходит две стадии: предварительную в детском саду, где ему дают первые уроки любви к родине, партии, церкви, государственной безопасности и Гениалиссимусу…"

Как вы считаете, есть ли основания у России опасаться стран Запада, входящих в блок НАТО?

Определенно да - 21
Скорее, да - 42
Скорее, нет - 21 
Определенно нет - 3 
Затруднились ответить - 12 

Репрезентативный опрос проведен "Левада-центром" 18–22 марта 2011 года.

Любовь – дело интимное

Леонид Ивановский,
председатель краевого профсоюза работников народного образования:

Воспитывать любовь к Родине так же бессмысленно, как воспитывать любовь парня к  девушке, сына к матери: он ее либо любит, либо нет. Это все рецидивы старого. В советские времена нашему государству были нужны послушные люди, которые защищали бы строй – либо в качестве пушечного мяса на войне, либо вертухаями на зонах, – и это выдавалось за любовь к Родине. Любовь к Родине, как и любовь человека к человеку, – очень интимное чувство, и государству не надо соваться в область чувств, если это честное государство.

Надо создавать условия, при которых Родина  действительно воспринималась бы Родиной-матерью, иначе никакое военно-патриотическое воспитание не заставит любить эту страну.

Любят ли Россию два с лишним миллиона человек, которые за последние три года переехали в другие страны? Наверное, той самой "странною любовью" Лермонтова: "…Ни полный гордого доверия покой,/Ни темной старины заветные преданья/Не шевелят во мне отрадного мечтанья…"

Абстрагируясь от своего личного "я", хочу сказать как человеческая единица, как гражданин: никому нет дела до того, как я отношусь к своей Родине.

Почему навязывают военно-патриотическое воспитание? А потому, что это просто. Организуем игру "Зарница", поставим ребят столбиками у Вечного огня и скажем, что это патриотизм. На нас же вот-вот нападут! Вот это барабанное все, военно-патриотическое – это ненужное и это опасное дело. А кто воспитывать-то будет? Записные патриоты, которые любили Советский Союз, любили Россию, которые все время любят.

К самому термину "патриотизм" надо относиться осторожно: заиграться легко, и все время заигрываются. Любовь к России – а любовь или, по крайней мере, уважение к другим странам? Что, мы эти уважение и любовь будем воспитывать через прицел автомата?

Такое замшелое все, такое ненужное. Понимаете, людям во что-то надо верить, что-то любить. Что, власть эту любить? Никто ее не любит. Вот и придумывают, а придумать ничего нельзя. Что-то само рождается в процессе творческой деятельности народа, власти…

Человек плюс гражданин

Эдуард Курлянд,
профессор, директор Лингвистического института:

Я служил в армии, дошел от рядового до офицера и не считал это каким-то большим патриотизмом. Думал просто: это наша земля, надо служить. Мой патриотизм – он, понимаете, заземленный.  Я не люблю, когда человек бьет себя в грудь и кричит, что он патриот. Я считаю патриотом человека, который исполняет свои гражданские обязанности, а таких в России большинство все-таки. Хороший солдат, летчик, учитель, любой хороший профессионал, хороший работник для страны – это тоже патриот.

Что мы делаем, когда изучаем другой мир? Мы сравниваем, хотели бы мы или нет. Непрофессионалы выхватывают отдельные фрагменты: "У них вот так, у нас этак". А мы формируем у своих студентов целостную картину мира и говорим, что у России есть свое место в этой картине. Скажу на примере своей профессии: я преподаю историю культуры США. Из истории взаимоотношений двух стран можно сделать негатив, но, как мне теперь становится ясно, позитива было больше. Почему мы не говорим, что не одни воевали во Второй мировой, – это хуже нас делает? Ничуть. Если человека изолировать от мира, он будет ура-патриотом. Он не сможет оценить, что делала Россия на этапе, когда другие делали что-то другое.

Нужно воспитать Человека, дать ему человеческие качества. Человек плюс гражданин – это и есть патриот. И я считаю, что для воспитания мужчины обязательна военная служба. По-разному сейчас к этому относятся, но мы ведь не изолированно в  мире живем, и соседи вокруг нас разные.

Равно нулю

Андрей Степурко,
заместитель председателя Общественной палаты Алтайского края, заслуженный тренер РФ:

Патриотическое воспитание не сводится к тому, что кто марширует и поет песни, тот и патриот. Конечно же, нет. Патриот не тот, кто занимается начальной военной подготовкой. У этого слова более широкий смысл. Это культура. Культура в отношениях друг с другом, в отношении к государствам, правильное понимание слова "долг", потому что молодежь сегодня говорит: "Да мы никому ничего не должны, мы не собираемся никому никакие долги отдавать". По-другому нужно строить политику общения с молодежью, через состояние "хочу": я хочу служить, я хочу заниматься. То есть нужна некая пропаганда и агитация, но это и отношение. Сколько бы мы ни пропагандировали, пока в армии будет сохраняться такое отношение старших к младшим, ничего не изменится. Какой патриотизм может быть, если тебя шпыняют, пинают, бьют?

Я давно занимаюсь этим вопросом и считаю, что не хватает реального лидера, который мог бы взяться за это дело и повести за собой людей. Необходимо реальное финансирование, необходима структура. Кто этим будет заниматься? Райвоенкомат и офицеры? Дополнительное образование, которое все время работает по остаточному принципу?

Я выходил на Миронова в свое время с этим вопросом, подключал ветеранов Афганистана, людей, которые непосредственно занимаются работой с детьми. Мы четко разложили, как все должно работать, как менять критерии подходов. Мы раз это сделали, два – ни от кого никакой реакции…

Согласились бы вы уехать в другую страну?

Катерина Михайловна:

Ни за что! Я тут родилась. Так-то я езжу, путешест­вую, но чтобы насовсем уехать – нет. Миллионы не нужны.

Денис и Сергей:

Уехали бы прямо сейчас. Вчера взяли у кореша машину покататься, врезались вон в тот дом, видите? Разбили там все. Сейчас там милиция нас ждет. И сегодня сюда ехали – в аварию попали…

Люда:

Да что там делать? Я даже из Барнаула бы никуда не уехала, потому что люблю свой город, обожаю!

Настя:

Мне здесь нравится, все устраивает. Не уехала бы.

Виктор:

Я много над этим думал. Пока уехать не готов, но некоторое время назад такое желание было, и острое. Все корни здесь, и как их бросить, я не представляю, но человек вправе выбирать себе жизнь, а здесь у нас права выбора нет, никакого.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость