Тема очередного заседания бизнес-площадки "Успех", прошедшего 17 июня в Барнауле, звучала так: "Ваша марка — наш товар: плюсы и минусы рrivate label". Героем площадки стала компания Scarf, ее представлял предприниматель и владелец бизнеса Артем Игнатьев. Scarf занимается производством текстильных и трикотажных аксессуаров — шейных платков и шарфов. Фирма появилась в Барнауле почти год назад, наладила собственное производство и начала реализовывать продукцию в Барнауле, Томске и Екатеринбурге. Потенциальная производственная мощность предприятия — 15 тыс. изделий в месяц, но в настоящее время компания выпускает порядка 1 тыс. штук изделий, объясняя невысокие объемы сезонностью бизнеса, конкуренцией и сложностями во взаимоотношениях с местными торговыми сетями. Поэтому перед Артемом Игнатьевым возникла проблема выбора: сконцентрироваться на развитии собственной торговой марки или все-таки развивать производство под заказ?
Экспертное сообщество предлагало предпринимателю различные варианты решения этого непростого вопроса, основываясь в большей степени на собственном опыте продвижения продукции на рынок. Директор компании "Пасеки Предгорья" Сергей Зинченко посоветовал сконцентрироваться на собственной торговой марке, а также на качестве выпускаемой продукции, поскольку торговые сети, не имея представления о производителе, даже не будут рассматривать варианты партнерства с малоизвестной компанией. Хотя своя торговая марка предполагает не только значительные затраты, но и ощутимую выгоду, нежели производство продукции под чужим private label. Для сетей важно, чтобы поставщик смог обеспечить бесперебойные поставки по минимальной цене и в достаточном объеме. "Поставка продукции под СТМ позволит вам повысить загрузку оборудования, а доля постоянных затрат будет снижаться, что повлечет за собой и снижение себестоимости продукции", — отметил Сергей Зинченко.
Председатель комитета по развитию предпринимательства, потребительскому рынку и вопросам труда администрации Барнаула Александр Сарычевтакже рекомендовал владельцу бизнеса развивать собственную марку, не опасаясь больших затрат. Важнее закрепить на рынке свои позиции. Как представитель государственной структуры, г-н Сарычев обратил внимание предпринимателя на институт господдержки бизнеса. Как вариант — программы льготного кредитования или субсидирование отдельных видов затрат. Помимо этого, г-н Сарычев поделился примерами из собственно опыта: крупные структуры местных производителей, в которых ему приходилось работать ранее, уходили от зонтичных брэндов и инвестировали в развитие собственных торговых марок. Так появились известные брэнды "Саянский бройлер" и "Мясоград" с агрессивной рекламой. "В рекламную кампанию "Мясограда" мы вложили огромный бюджет, пригласили известных актеров, — вспомнил предпринимательскую деятельность Александр Сарычев. — Правда, потом нам пришлось вложить еще столько же, чтобы убедить потребителей, что перед ними продукция местного производителя, а не москвичей".
Директор по рекламе ИД "Алтапресс" Елена Аксенова заметила, что работа с сетями интересна, но и трудна. От собственного брэнда можно получить больше выгоды, нежели производя товар под чужой ТМ на тех мощностях, которые есть у компании в данный момент. Эксперт рекомендовала расширять географию продаж посредством открытия интернет-магазина. На что получила возражение Сергея Зинченко, имеющего опыт продаж собственной продукции через подобный магазин. Такой вид сбыта требует дополнительных трудовых и финансовых затрат и сталкивается с рядом организационных вопросов, подчеркнул он. Например, по видам оплаты и доставки товара. Также необходимо учитывать и менталитет российского покупателя, который не любит делать покупки по предоплате.
Олег Шелудяков,заместитель директора компании "Полимерпласт", которой, по его словам, принадлежит 60% российского рынка изоляционной ленты, обратил внимание на то, что можно выпускать отличную продукцию и под чужими брэндами, но при этом "обрастая заказами и формируя доходную часть своего бюджета". Параллельно можно развивать СТМ. Именно по такому варианту шло интенсивное развитие "Полимерпласта". "Производство под заказ — это активы предприятия, а разработка и внедрение СТМ — это пассивы, расходная часть вашего бюджета. Для раскрутки брэнда вам потребуется как минимум 10 лет, а жить надо сейчас", — говорил он. Поэтому, имея такой большой плюс, как собственное производство, необходимо его всячески использовать: наращивать объемы выпуска продукции, достигать точки безубыточности, производить товар как под заказ, так и под собственной торговой маркой.
Директор креативной лаборатории Presentaция Елена Антипина также полагает, что Scarf необходимо сочетать оба стратегических варианта: развивать собственный брэнд и нарабатывать базу клиентов по производству на заказ. Помимо этого, эксперт видит будущее развитие подобного бизнеса в освоении других направлений — новых дизайнов, новой целевой аудитории, возможно, в развитии сувенирной линии.
Инна Бурюк, руководитель радиостанции "Катунь FM", рекомендовала развивать брэнд и работать над качеством продукции. Она обратила внимание, что в крае проходит очень много различных форумов, конференций, спортивных соревнований, для организаторов которых шейные платки с нанесенными логотипами вполне могли бы представлять большой интерес в качестве бизнес-подарков. Эксперт посоветовала герою чаще заявлять о себе в подобных мероприятиях, присутствовать на них и обращать на свою компанию внимание.
Производство сувенирной продукции поддержал и Анатолий Фирсов,директор компании "СпортЛого", специализирующейся как раз на сувенирной атрибутике. По мнению эксперта, данный рынок в Барнауле абсолютно не развит. Возможно, ввиду низкого спроса на продукцию. Эксперт также предложил компании Scarf активно заняться самопродвижением — "где угодно и как угодно". "С помощью этого вы не только будет развивать собственный рынок, но и сразу займете в нем определенные позиции. У меня буквально полгода назад была проблема: мне нужна была продукция подобно вашей и в большом количестве. Но в Барнауле и Алтайском крае я ее просто не нашел. Хотя искал информацию везде, но ничего не обнаружил. Поэтому совет простой — заявляйте о себе", — сказал Анатолий Фирсов.
Ведущий специалист барнаульского комбината "Меланжист Алтая" Лилия Каптерована примере собственного предприятия рассказала о том, как им удается сочетать выпуск постельного белья под СТМ попутно с основным производством — пошивом формы по заказу Минобороны. Она отметила, что одно направление дополняет второе и другу другу они не противоречат. Как участник множества международных ярмарок, г-жа Каптерова рекомендовала более активно развивать внешнеэкономическую деятельность предприятия за счет участия в выставках-ярмарках разного уровня, привлекая внимание не только российских, но и зарубежных заказчиков.
Директор школы публичной политики Сергей Андреев выдал целую порцию интересных советов. Для начала нужно самоидентифицироваться и заявиться на рынке как сформировавшееся предприятие. Затем разработать концепцию брэнда от "А" до "Я", определить точки роста, цели предприятия. И, наконец, продумать программу продвижения брэнда. Как вариант — в социальных сетях. Андреев согласился с мнением, что необходимо сконцентрировать усилия на собственном брэнде и качестве продукции, так как "брэнд — это постоянное выполнение данных тобой обещаний".
Александр Ханжин, директор фирмы "Анмар", дал еще один дельный совет — вкладывать инвестиции в оборудование для расширения производственных возможностей, а также учитывать сезонность продукции. Осенью и зимой можно активно работать по направлению производства шарфов, а весной и летом — в туристическом, сувенирном сегментах, развивая при этом сотрудничество с другими регионами России.
Что такое "Успех"
Это новая форма поддержки малого бизнеса, которую разработали и активно реализуют КГУ "Алтайский бизнес-инкубатор", Управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры, компания "ASBA-консалтинг", КГУ "Алтайский региональный ресурсный центр" и некоммерческое партнерство "Объединение выпускников Президентской программы Алтайского края".
Сценарий бизнес-площадки выглядит следующим образом. Сначала герой дня знакомит участников со своим бизнесом и рассказывает о проблемах, которые могут возникнуть при дальнейшем развитии дела. В ответ члены экспертного совета, представляющие разные отрасли и рынки, вырабатывают свои рекомендации, которые носят как стратегический, так и тактический характер. В площадке участвуют и гости, они также могут высказываться на заданную тему. За счет коротких диалоговых форм беседа напоминает мозговой штурм и проходит весьма динамично, а высказанные рекомендации принимают очертания плана развития компании.
Елизавета Максимова
Самое важное - в нашем Telegram-канале