Экономика

Почему Майкл Бэнг любит Россию, "Аэрофлот" и своих слушателей на семинарах

С Майклом Бэнгом мы не виделись, наверное, лет семь. Я думал, он сильно изменился за это время — постарел, потерял часть своей энергии, которой старался заряжать слушателей на каждом семинаре. Может быть, даже разочаровался, иностранцы от работы в России, как правило, смертельно устают. Майкла действительно трудно узнать: он сбрил бороду и помолодел лет на 10. А энергии в нем еще столько, что хватило бы на целую генерирующую компанию. Откуда только он ее черпает, этот "американец"? Хотя "американцем" его называю только я.

Майкл Бэнг, "лучший продавец мира".
Майкл Бэнг, "лучший продавец мира".
Олег Богданов

Амиго!

Мне сказали, что Майкл Бэнг, приехавший когда-то в Барнаул как "лучший продавец мира", завершает свой затянувшийся российский тур. Захотелось побеседовать с ним на тему изменений. Все-таки когда ты живешь в России, каждый день ходишь на работу по одной и той же дороге, то не обращаешь внимания на вещи, которые тебя окружают. У Бэнга на изменения глаз наметан. Как, наверное, у любого консультанта, который учит людей и целые компании меняться.

Семинар проходил в "Проспекте". Я успел на последние полчаса. Сразу вспомнил, как много лет назад Бэнг собрал практически полный зал в "Колизее". А теперь — всего лишь небольшая аудитория, где сидят 20 человек. "Наверное, уже всех в Барнауле обучил своему искусству продаж", — посмеиваюсь я. Но на Майкла масштабы не действуют. Он все такой же. Постоянно мечется у доски, много шутит, корчит какие-то невероятные гримасы, хохочет от души и всем аплодирует. Настоящий шоумен. Но слушателям нравится. Они заряжаются энергией и не хотят уходить, хотя время семинара вышло. Я в полном недоумении: неужели это действительно прикольно — кричать всем вместе "Амиго!" или "Я согласен!" и искать в коллеге по работе "100 положительных качеств"?

После семинара мы переходим в "Пожарку". Майкл и его супруга Анастасия заказывают себе ужин, а я начинаю задавать вопросы. Кстати, "ВД" имеет прямое отношение к тому, что Майкл и Ася вместе. Когда-то мы опубликовали интервью с Бэнгом, где, помимо всего прочего, я спросил у него: "Вы, наверное, успели зайти в наши магазины. Вас кто-нибудь из продавцов обслужил по высшему разряду?"

А он ответил: "Да, одна девушка в магазине "Триумф". По газете они нашли друг друга. "Статья до сих пор хранится у моих родителей", — с улыбкой говорит Ася. Я тоже в ответ улыбаюсь. Что тут можно сказать? Приятное лирическое отступление.

Пессимизм — заразная штука

— Майкл, я слышал, вы завершаете свои тренинги в России и отправляетесь в Америку.

— Не совсем. Я много лет провожу в разъездах по России. У нас очень интенсивная программа. Но сейчас мы действительно больше времени хотели бы проводить в Америке. Может быть, по времени это будет "фифти-фифти", будем жить на две страны. Может быть, в Барнаул с семинарами еще приедем. Но только один раз в год.

— Как много у вас времени уходит на семинары?

— Минимум — 180 дней в году. Это в основном российские города, а также страны СНГ. Мы занимаемся несколькими направлениями. Не только проводим семинары, но и открываем сейчас школы продаж. Мы разработали систему видеотренингов. Это обучение технике продаж, клиентоориентированности, эффективному управлению рабочим временем. Школы будут организованы так: мы находим партнера в регионе и вместе с ним открываем школу. Обучение будет идти в формате видеотренинга.

— И как вы назвали свою школу?

— Очень просто. Michael Bang school of 5-star sales & service. Школа на уровне пяти звезд.

— Действительно, как же я сразу не догадался. Майкл, тогда вы можете подвести некий итог, так как многое повидали в России. Сильно ли изменились мы за прошедшее время? Вот я, например, когда разговариваю с нашими предпринимателями, часто слышу нотки разочарования, скептицизма, плохого настроения.

— Для меня ответ на этот вопрос абсолютен и даже обсуждению не подлежит. Конечно, вы изменились в лучшую сторону. И Россия, и Барнаул, и жители этого города. Первый раз я приехал в Россию в 1997 году. За прошедшие 14 лет я увидел здесь невероятные изменения. Вам удалось пройти путь, на который многие западные страны тратят десятилетия. Европа почти не изменилась за все эти годы, а Россия… Ее сегодня не узнать. Стандарты жизни стали очень высокими. Вот мы беседуем с вами в центре города, в прекрасном уютном заведении. Таких в Барнауле сегодня много. А что было 14 лет назад, вы помните? Вы помните, какое количество россиян могло позволить себе в 1997 году поехать за границу?

— Помню, конечно. Но тем не менее внутреннее недовольство очень большое.

— Может быть. Но, я вижу все совершенно по-другому. Я не знаю, что там насчет скепсиса, но менталитет ваших людей изменился. Могу для примера взять авиакомпанию "Аэрофлот". В 1997 году я прилетел в Россию на рейсе British Airways. А дальше из Москвы я должен был лететь в Челябинск. И я помню, что был в шоке от "Аэрофлота" с точки зрения увиденных стандартов обслуживания. Причем British Airways для меня была обычной компанией. Но "Аэрофлот" и русские аэропорты — это что-то. Большинство сотрудников были очень грубыми, постоянно хамили. И я сначала был очень удивлен, а затем в шутку подумал: "Наверное, это у них такой стандарт работы. И каждый, кто приходит работать в "Аэрофлот", берет на себя обязательства грубить клиенту, орать на иностранцев, обманывать их".

Но что мы видим сегодня? Ситуация совершенно изменилась. В России появились новые самолеты, построены новые аэропорты. Стандарты обслуживания "Аэрофлота" теперь на высочайшем уровне. Вам улыбаются, вас кормят нормальной едой, а не курицей, которую можно только грызть. Стюардессы знают английский язык. Чудо! Я летаю каждую неделю, и… мне нравится это делать в России. Поэтому изменения есть, их следует просто признать. Не надо быть пессимистом.

Я уже не экзотика

— Интересно, что сегодня на ваш семинар пришло новое поколение россиян, в основном молодые люди 25–30 лет. Как считаете, они совершенно другие слушатели, нежели те, что были 10 лет назад?

— Стопроцентно другие! Они более свободные и раскрепощенные. Они очень мобильны и конкурентоспособны. Они каждый день получают и переосмысливают огромное количество информации, берут самое нужное. И я вам скажу по секрету, что с этими молодыми людьми работать легко и интересно. Потому что они все очень быстро запоминают. Они знают совершенно банальную вещь: если мы хотим изменить что-то в мире, то должны начинать с себя. Но эта мысль так же правдива, как и банальна. Потому что даже сама смена поколений в России заметно улучшает страну.

— Но улыбаться мы чаще от этого не стали.

— Да, улыбок по-прежнему не хватает. Но посмотрите на этих девчонок. Они достаточно хорошо нас обслуживают. Они почти улыбаются, приняли у меня заказ. Просто если бы я закрыл глаза и не знал, где нахожусь сейчас, то ни за что бы не догадался. Это могла быть и Москва, и Лондон, и Германия. Только язык пока выдает Россию. Но пройдет немного времени, и я уверен, что даже эти официантки смогут общаться со мной по-английски.

— Как изменилось отношение к вам как консультанту? Наверное, раньше у слушателей было некое любопытство, граничащее с недоверием: "Ну, пойду, послушаю этого Бэнга. Хотя что он мне может рассказать? Чему научить?".

— (Смеется.) Это вы верно подметили. Так все и было. В России было очень мало бизнес-тренеров, тем более иностранцев. И на меня действительно многие смотрели вот так (хмурит брови, как ненастоящий царь в фильме "Иван Васильевич меняет профессию", которому "князь Милославский" приказывает: "Сдвинь брови"). Но многие из вас прошли обучение за рубежом и избавились от стереотипов. Среди россиян появилось много бизнес-тренеров. Я с ними часто общаюсь и вижу очень высокий уровень подготовки. Поэтому Майкл Бэнг для своих слушателей уже не экзотика. Да, раньше на мои тренинги приходили полные залы, а сейчас я собираю вот такие классы. Ну и что? Отношение ко мне изменилось и в том плане, что сейчас я чаще провожу индивидуальные тренинги для компаний. Вот вчера мы проводили семинар в местной аптечной сети.

— Наверное, к вам просто предъявляют какие-то особые требования?

— Может быть. Конечно, опыт у меня большой. Но ведь в принципе в Интернете можно найти любую информацию. И даже что-то прочитать, не прибегая к семинарам. Но если люди меня приглашают, значит, им это нужно.

— А что именно им сегодня нужно от вас?

— Найти решение каких-то более конкретных задач, связанных с особенностями предприятия.

Внутреннее дружелюбие

— Что вам как бизнесмену нравится сегодня в России?

— Многое. Конечно, в России не все совершенно. Но, вы думаете, в Европе или Америке все совершенно? Не заблуждайтесь!

Я смотрю на Россию положительно и вижу, что здесь отличная система налогообложения. Подоходный налог — 13%. Это просто супер! Спросите у любого иностранца, хотел бы он иметь такой подоходный налог? В Европе прогрессивная шкала налогообложения. Но там есть очень сложная система налоговых вычетов. Допустим, вы — очень богатый человек. Ваши налоги достигают 60–70% от дохода. Вам это не нравится, и тогда вы нанимаете хорошего юриста, чтобы вместе придумать всякие схемы. Практически все богатые европейцы этим занимаются. Но я бы предпочел просто заплатить 13% и не заниматься подобными вещами. Базовые налоги в России очень привлекательные.

— Но от этого бизнес Европы, Китая или Америки почему-то не спешит со своими инвестициями к нам.

— Потому что многому надо еще учиться. Не будем сейчас затрагивать тему чиновников, возьмем то, что мне ближе, — простое звено менеджеров по продажам. Ключевой момент — стремление к обучению и создание такой мотивационной системы, которая бы заставляла этих людей делать свою работу хорошо. Это как с детьми. Если вы хороший родитель, то должны постоянно стимулировать развитие своего ребенка. Вы должны его хвалить, поддерживать, поощрять достижения, но делать это всегда справедливо. Так же и в бизнесе. Вот ответьте мне, как инвестировать в дружелюбие? Очень просто. Надо заложить дружелюбие в стандарт работы сотрудника. Причем сделать это не насильственно и направить дружелюбие не только во внешнюю, но и во внутреннюю среду. Если ваш сотрудник будет улыбаться только клиентам, вы ничего не добьетесь. Необходимо, чтобы была внутренняя гармония компании, внутреннее дружелюбие. Поэтому на своих семинарах я стараюсь научить людей из одной компании любить друг друга. Командное дружелюбие — это сейчас ключевая компетенция. Ведь очень часто происходит так, что любые усилия "топов" разбиваются из-за негатива исполнителей.

— Вероятно, вы правы. Но изменения в России значительно сдерживает тот факт, что владельцы бизнеса мало доверяют подчиненным, наемным менеджерам.

— Да, это заметно. Но это особая ситуация, характерная в большей степени для России. Ничего не поделаешь с ней — надо потерпеть. Потому что бизнес в России существует всего 20 лет. Этого недостаточно для серьезных изменений. Конечно, владелец бизнеса считает, что только он знает и понимает, как и что нужно делать. Такой вывод он делает на основании собственного опыта. Как ему кажется, опыта удачного — он же построил целый бизнес. Это тоже идет от недостатка образования — я имею в виду среди учредителей бизнеса.

— То есть он для подчиненных не "амиго"!

— Да, не "амиго". Это точно.

Блиц-опрос

— В чем ваша основная ценность?

— Делать наилучшим образом то, что ты делаешь.

— Что легче всего продавать?

— То, что ты сам очень любишь.

— Русский бизнес – это…

— …полный экстрим.

— Что вас в России за прошедшие годы больше всего порадовало и огорчило?

— Люди. И в том, и в другом случае. Потому что я встречался как с феноменальными личностями, так и с откровенными хамами. Последние особенно часто проявляют себя, когда обращаешься в какую-нибудь администрацию.

— Русский менеджер по продажам — это…

— …человек, который должен сделать все возможное, чтобы клиенту подобрать наиболее подходящий товар.

"ВД" благодарит за организацию беседы с Майклом Бэнгом  "Сибирскую консалтинговую группу".

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость