Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

В Барнауле прошла встреча с писателями-участниками Шукшинских дней на Алтае

23 июля в Барнауле на площади Ветеранов напротив здания Алтайской краевой универсальной научной библиотеки имени Шишкова прошла творческая встреча с писателями-участниками Шукшинских дней на Алтае "Литературный перекресток: Шукшин и вся Россия". На ней ведущие литературоведы страны рассказали, что думают о писателе.

"Литературный перекрёсток: Шукшин и вся Россия".
"Литературный перекрёсток: Шукшин и вся Россия".

Анатолий Кирилин.
Анатолий Кирилин.
Традиционно его вёл Анатолий Кирилин, председатель Алтайской краевой писательской организации. Открывая встречу он сказал: "Собрал нас здесь Василий Макарович Шукшин. Наверное, имеет особое значение, что такой край, уголок нашей страны, в некотором роде окраина, одним из своих главных символов имеет имя большого русского писателя. Мы гордимся этим, мы понимаем, что это влечёт за собой и большую ответственность, накладывает на нас большие обязанности. Это, тем не менее, всё-таки приятно. Каждый год с середины 70-х проходит шукшинский праздник. Назывался он по-разному, но всегда это праздник".

Кирилин говорит, что статус Шукшина растёт - с каждым годом приезжают новые люди, большинство которых большую часть жизни отдали трудам о творчестве писателя.

Передавая слово Владимиру Смирнову, заведующему кафедрой новейшей русской литературы Литературного института имени Горького, он сказал, что литературовед уже друг нашего края. Смирнов пять лет назад был на Пикете.

Владимир Смирнов,
литературовед, профессор, заведующий кафедрой новейшей русской литературы Литературного института имени Горького, член союза писателей России:

Владимир Смирнов.
Владимир Смирнов.
В Шукшине сошлись чрезвычайный русский художник и чрезвычайный русский характер. Не всегда так сходится.

Я принадлежу к поколению, которые было ударено, ошпарено Шукшиным. Сколь не были бы значительны его работы как режиссёра, сценариста или актёра, он просто личность. Шукшин людей моего поколения потряс. Это были 60-е годы, тогда стали появляться его рассказы в печати. Потряс особостью. Всё это было заслонено такими открытиями, как шукшинские чудики, шукшинский юмор. А на самом деле он был тем, кто подошёл к краю земли, границам человеческой трагедии, бездонности, безмерности души. И при этом не отказался от улыбки. Сочетание этих стихий и видение жуткой бездны и в то же время возможность выхода, не трусливого бегства, а выхода из неё достойным образом.

Шукшин - гениальный рассказчик. Думаю, не только русский.

Алексей Варламов,
прозаик, литературовед, главный редактор журнала "Литературная учёба":

Алексей Варламов.
Алексей Варламов.
О Шукшине очень многие писатели высказывались. На мой взгляд, Валентин Распутин сказал самое важное, что можно было про Василия Макаровича сказать: "Если бы потребовалось явить портрет россиянина по духу и лику для какого-то свидетельствования на всемирном сходе, и только по одному человеку решили судить о характере народа, сколь многие сошлись бы, что таким человеком должен быть он, Шукшин".

Я подумал, что за этими словами стоит, почему Распутин назвал именно его, а не какого-то другого писателя, композитора, художника, учёного XX века. На мой взгляд, Шукшин вобрал в себя все ужасы, все бездны, все провалы и все высоты XX века. В том числе все бездны, провалы и высоты советского времени, о которых мы всё время спорим, пытаемся понять, что же с нами тогда происходило. Время, которое мы никак не можем закрыть.

Что получается с Шукшиным? С одной стороны ужас советского времени - это факты известные. Ему не было четырёх лет, когда был расстрелян по ложному обвинению его отец и мальчик фактически рос полусиротой. Мы знаем, как неимоверно тяжело входил Шукшин в жизнь, чего это ему стоило, сколько сил, сколько крови, сколько нервов, чтобы сделать ту карьеру, которую он сделал. Но с другой стороны, если бы советская власть ему не помогала, то никакой карьеры бы не получилось. Ни в Голливуде, ни в школе итальянского неореализма, ни во французской режиссёрской школе. И ужас и вот это советское ВДНХ он нёс в себе. С одной стороны это был человек, который, по свидетельству Виктории Софроновой, дочери известного литературного функционера Анатолия Софронова, люто, до скрежета зубов ненавидел советскую власть, с другой - он был членом КПСС, никогда из партии не выходил. Не очень этим щеголял, но время от времени на выступлениях, когда требовалось, говорил, что он член КПСС, ходил в ЦК, чтобы получить разрешения на постановки своих фильмов, что вызывало ревность у его коллег.

Конечно, он по происхождению чистокровный русский крестьянин. Но русский крестьянин, который ушёл из села, ушёл из колхоза, потому что не хотел там оставаться, чувствовал в себе другое призвание. И стал рабочим. Из крестьянской России он перешёл в Рабочую и тоже её постиг. Он не отказывался от крестьянства, он как бы прибавлял к себе, он усложнял свою натуру.

Он был человеком очень образованным. Меня в своё время поразили письма Шукшина, которые он писал во время службы во флоте, что тоже очень важная грань его биографии. Когда читаешь письма из армии домой, впечатление, что их писал кандидат наук, доцент. Это абсолютно научный стиль, много книжности. Откуда в нём это было? Только от начитанности, больше неоткуда. Это был гениальный самоучка. И вот эта легенда о том, что он явился в ВГИК таким необразованным парнем в сапогах и гимнастёрке. Это, конечно, его собственный миф, который он из своей жизни творил. Как он о себе говорил: "Я чувствовал в себе зашифрованного бойца". Он всю жизнь шифровался, ставя высокие и важные цели, которые достигал, и, собственно, эта зашифрованность тоже очень важна. Он становится интеллигентом, не отказываясь от крестьянина или рабочего.

Советская власть. С одной стороны был репрессирован отец, мать дала ему другую фамилию, с другой стороны - он жил в доме, во второй половине которого квартировал секретарь райкома партии. Он с большой симпатией относился и к матери Васи, и к нему самому, помогал ему, подвигал читать книжки. А потом эти же люди в этом райкоме помогут получить ему паспорт, помогут закончить школу, примут в комсомол, примут в КПСС, без чего он не смог бы поступить во ВГИК. Но этим он не исчерпывается, не сводится. Это просто одна из граней его чрезвычайно богатой натуры. Он как снежный ком, который покатился откуда-то, усложнялся, обрастал новыми смыслами, новыми качествами.

Из консервативного журнала "Октябрь" он переходит в прогрессивный "Новый мир", и это тоже важная грань его судьбы. В конце жизни он печатается в "Нашем современнике", "Звезде", других журналах. Это его несводимость к какой-то одной литературной позиции, какой-то одной литературной группировке.

Его ближайший друг Василий Белов вспоминает, как они идут в Северном лесу в Вологодском, когда Шукшин приехал к нему в гости, и говорят о сталинских лагерях. Шукшин рассказывает, что хочет снять фильм о восстании зэков на Чукотке. И совершенно понятно, почему он хочет снять такой фильм. Потому что это фильм - мысль о его отце, мысль, которая никогда его не оставляла. Он редко об этом писал в прозе, почти ничего не говорил в интервью. Да, ему не дали снять этот фильм, который должен быть стать выражением его мысли о противостоянии народа и государства. С другой стороны его ближайшие друзья Марлен Хуциев, Виктор Некрасов, люди, условно говоря, либерального лагеря. Кто ещё из русских писталей того времени мог скзазать о такой широте своей натуры? В этом не было какой-то  размытости, беспринципности. Его жизненная позиция всегда была очень чёткая и сформулирована в его прозе, фильмах, публицистике, везде. Его открытость, готовность взаимодействовать с самыми разными людьми, понимать самую разную Россию - это, на мой взгляд, делало его таким человеком, придавало ему качества, которые, соглашусь с Распутиным, позволяли ему представлять может быть Россию не во все времена, но русский XX век, русское советское время.

Шукшин это случай, когда человек ушёл сказав настолько мало. Хотя сегодня презентовали девять томов, он снял пять картин, сколько ролей сыграл. Но когда читаешь последние рассказы 73-74 годов, видишь, какие новые грани в нём разворачивались, как он менялся, как он не стоял на месте. Смерть срезала его, остановила какие-то новые побеги его таланта. А было бы интересно спросить у него, с кем бы он был, что бы сказал в августе 1991 года, что бы сказал в октябре 1993 года, что бы сказал сегодня.

Так получилось, что последний год я довольно плотно стал заниматься Шукшиным. Я поразился тому, как я его не знал. Я прочитал все классические рассказы Шукшина, посмотрел все его фильмы, мне казалось, что я знаю Василия Макаровича. Но только когда я начал читать его подряд, все эти восемь томов, когда стал читать рабочие записи, письма, воспоминания о нём, рабочие тетради, записи и дневники... Его ни в коем случае нельзя сводить к чудикам. Это очень крупная богатая личность, это настоящий русский философ.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии