Организатором электронного аукциона выступил городской комитет по дорожному хозяйству. 1 августа стало известно, что на контракт, предполагающий выполнение строительного контроля за ремонтом барнаульских дворов, претендуют три участника аукциона.
Первый — государственное предприятие Кемеровской области "ГлавУКС". Второй — барнаульская дорожно-строительная компания "Патай", возглавляемая Сергеем Багдасаряном. Третий участник — также местная фирма "Салюс", директором которой является Алексей Белоус, "справедливоросс" и депутат гордумы.
Электронный аукцион предполагает "игру на понижение". При начальной цене контракта в 1 млн. 753 тыс. рублей кемеровский участник выбыл, когда сумма снизилась до 1 млн. 709 тыс. рублей.
Эдуард Балабан,
гендиректор "ГлавУКС":
Мы заранее просчитали экономику данного проекта и решили, что ниже этой суммы опускаться нам будет нерентабельно. Дальнейшие действия остальных участников я вообще не понимаю.
А произошло следующее: "Патай" и "Салюс" продолжили понижать цену контракта и ушли "в минус". То есть теперь уже они были готовы заплатить заказчику за право получить контракт. Первой сдалась фирма "Салюс" на отметке минус 777,7 тыс. рублей. "Патай" пошел чуть дальше и победил, предложив цену в минус 800 тыс. рублей.
Эсеров гнев
По официальным данным мэрии, ремонт дворов обойдется федеральному бюджету более чем в 300 млн. рублей. "Индустрия" получила этот контракт по итогам аукционов. У "Индустрии" и фирмы "Патай" один адрес, один и тот же контактный телефон, один генеральный директор — Сергей Багдасарян. "Патай" — это дочерняя структура "Индустрии".
Эти факты известны местному отделению "Справедливой России". И сразу после аукциона оно разразилось гневным пресс-релизом, поставив вопрос: с какой целью организация-победитель доплатила городской администрации 800 тыс. рублей за право себе в убыток контролировать ремонт?
При этом в "СР" подчеркнули, что компания "Салюс" намеренно заявилась на этот аукцион. "Мое участие в аукционе не было случайным, — подтвердил Алексей Белоус. — "Справедливая Россия" в Алтайском крае выразила готовность взять на себя контроль за ходом выполнения работ". По его словам, в "СР" постоянно поступают жалобы барнаульцев, "недовольных качеством ремонта своих дворов". "Население заинтересовано в независимом контроле. Но, видимо, не заинтересованы в нем городские власти и те структуры, которые проводят ремонт", — считает г-н Белоус.
Версии
Эксперты в сфере госзаказа подтвердили, что законом предусмотрена возможность ухода участников аукционов "в минус". Но происходит это крайне редко.
Наталья Сафронова,
начальник аналитико-правового отдела "Сибирского тендерного центра":
Например, это аукционы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной куплей-продажей лесных насаждений. Участники таких аукционов были готовы выполнять работы на лесном участке бесплатно, поскольку одновременно им предоставлялось право на рубки и продажу лесных насаждений. Таким образом, выполнение работ чаще всего оправдывало себя в финансовом плане.
Елена Таримова, директор "Центра государственного заказа", говорит, что на ее практике в Алтайском крае был лишь один "минусовой аукцион": Сбербанк, уйдя "в минус", получил право обслуживания банковских карт студентов одного из вузов.
"Вряд ли коммерческие организации готовы выполнить работы безвозмездно да еще и в ущерб себе, — продолжила г-жа Сафронова. — Возможно, победитель пытался забрать контракт любой ценой. Тогда вывод очевиден — выгода от заключения контракта гораздо больше тех 800 тыс. рублей, которые ему придется заплатить".
По мнению Елены Таримовой, уход "в минус" может быть обусловлен тем, что услуги, являющиеся предметом аукциона, уже выполнены данным поставщиком не в рамках госконтракта. "И для того, чтобы обезопасить себя перед контролирующим органом, заказчик и поставщик идут на подобные меры", — говорит г-жа Таримова.
Весна покажет
Проведенный ремонт барнаульских дворов критиковали многие — жители, высокопоставленные чины "ЕР", а сити-менеджер Игорь Савинцев даже приостанавливал работы именно из-за их низкого качества. Поэтому версия о том, что "Патай" призван скрыть нарушения, допущенные в партийном проекте, для некоторых кажется правдоподобной.
А какая версия у Сергея Багдасаряна? По его словам, технический надзор должен осуществляться с первого дня строительства. Когда в мае начались работы, вопрос о выборе организации, которая будет вести надзор, чиновниками решен не был. Тогда эту функцию по договору с "Индустрией" на себя взяла фирма "Патай". Плюс трижды проводился запрос котировок на право осуществления технадзора в двух жилых кварталах. На котировки заявлялся только "Патай" — другим это было неинтересно.
"Когда мы узнали, что на аукционе есть еще два участника, удивились, — говорит г-н Багдасарян. — Ведь работы уже были выполнены более чем на 80%. Как фирма, которая не видела ход работ с первого дня, сможет осуществить технический надзор? Кто подпишет и примет у нее такие акты? Никто! Я уверен, что если бы победил другой участник, объекты в этом году мы бы не сдали точно. И не получили бы деньги по контракту, не заплатили зарплату людям, не рассчитались с поставщиками и банками. Ведь все работы ведутся в кредит. Я бы опозорился на всю страну. Поэтому я даже до минус 2 млн. рублей был готов пойти на аукционе".
О том, почему вопрос с надзорной организацией не был решен еще в мае-июне, г-н Багдасарян говорить не стал. Однако известно, что эту тему курировал вице-губернатор Яков Ишутин.Он полагал, что контроль за ремонтом дворов проведет "Алтайавтодор". Переговоры с этим предприятием вели и первые лица мэрии. Однако руководство "Алтайавтодора" отказалось, сославшись на большой объем собственных работ. Тогда транспортный комитет решил организовать аукцион.
Кстати, Сергей Багдасарян, признавая справедливость претензий к качеству ремонта дворов, оценивает его на четыре с плюсом. Что же, весна покажет.
Самое важное - в нашем Telegram-канале