А отвечать кто будет?
6 сентября краевые и муниципальные чиновники в количестве 94 человек, получившие мандат инвестиционных уполномоченных, собрались в Барнауле на первое общее заседание. Губернатор Александр Карлин объяснил им, каких изменений он ждет с появлением нового института государственного управления, а главный инвестиционный уполномоченный по краю вице-губернатор Михаил Щетинин все больше налегал на обязанности и при этом неоднократно подчеркивал, что "теперь вы лично отвечаете за работу с инвесторами".
"Инвестиционные уполномоченные — это не общественная нагрузка. Это важная, каждодневная, системная работа, за которую вы будете нести персональную ответственность", — провозгласил в финале своего выступления г-н Щетинин. И, похоже, его слова не очень-то понравились аудитории. По рядам зашелестело. Казалось, сейчас, кто-нибудь поднимется и скажет в ответ: "А вы, Михаил Павлович, перед кем отвечать будете?" Наверное, неловкость ситуации почувствовал и сам Щетинин, поэтому добавил: "Так же, как я буду нести ответственность перед инвестиционным уполномоченным в Сибирском федеральном округе".
Губернатор более мягко подошел к правовой плоскости вопроса, понимая, что в горячке можно наломать дров. Неслучайно президент Дмитрий Медведевнедавно обронил фразу, что "уполномоченные по инвестициям — не аналог прокуроров". Она запомнилась губернатору. Поэтому он долго и подробно рассказывал о возможностях. О том, что уже сделано для улучшения инвестиционного климата в Алтайском крае и что предстоит сделать. Речь шла и об инструментах государственной поддержки частной предпринимательской инициативы, и о губернаторских программах "75x75" и "100+100", и об участии региона в различных конкурсах на финансовую бюджетную поддержку из центра. Создана и необходимая правовая база для построения эффективной системы госуправления инвестициями.
"Я хочу сказать вам, — доверительно отметил в конце губернатор, — что нет инвестиционного климата Алтайского края вообще. Есть инвестиционный климат, который существует в каждом конкретном муниципальном образовании. А в районе он складывается из климата отдельных поселений. Поэтому нам необходимо везде активизировать инвестиционные процессы".
Еще одна программа
Похоже, активизация означает не просто бег трусцой чиновников в сторону потенциальных инвесторов. Если они хотят выполнить все поставленные на ближайшую пятилетку задачи, им придется развивать крейсерскую скорость. За предыдущие годы (2006–2010) среднегодовой темп прироста инвестиций в крае составил 10,9%. Это чуть выше, чем в среднем по России (7,1%), но его еще явно недостаточно, чтобы догнать некоторые сибирские регионы по абсолютным показателям (см. таблицу).
Прогноз объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования на этот год дается в размере 70 млрд. рублей. На следующий — уже 85 млрд. рублей, а на 2014-й — около 130 млрд., при этом, по словам губернатора, акцент в работе с инвесторами делается на политику импортозамещения. Неслучайно наиболее хорошие инвестиционные показатели в крае имеет пищевая и перерабатывающая отрасль. Именно ее проекты наряду с проектом по строительству "Алтайской конденсационной электрической станции" (АКЭС) лежат в основе программы "Алтайское Приобье".
Александр Карлин подчеркнул, что даже в программе "75x75" заложен существенный инвестиционный потенциал. Ее емкость составляет 6 млрд. рублей, и она может увеличиться. "Сейчас мы находимся в стадии формирования регионального дорожного фонда с целью развития инфраструктуры. Это тоже одна из наших приоритетных тем, — подчеркнул губернатор. — А еще примерно через полтора месяца мы презентуем очень интересную программу, которая охватит более 10 городов и районов края, по развитию инфраструктуры. Она будет тесно увязана с развитием туристического потенциала региона. Но я бы рассматривал ее шире — это программа создания комфортных условий для развития интеллектуальной и экономической деятельности наших жителей".
Загадки статистики
В общем, инвестиционным уполномоченным предстоит очень тяжелая, сопряженная с риском увольнения работа. Их основные права и обязанности определены (см. "Факт"),инструменты выданы, законодательное поле очерчено. Не исключено, что заместители глав администраций, руководители комитетов и управлений (а именно они стали уполномоченными) рьяно возьмутся за гуж.
Впрочем, обращает на себя внимание еще одна занимательная обязанность нового класса чиновников. Они должны будут обеспечить органы статистики объективной и достоверной информацией об инвестиционной деятельности. По всей вероятности, Главному управлению экономики и инвестиций не всегда нравятся данные, которые публикует Алтайкрайстат. Вот и в приведенной таблице Росстата видно, что за I квартал объем "золотого дождя", пролившегося на край, составил всего лишь 7,5 млрд. рублей. Эта цифра как-то трудно соотносится с годовым прогнозом в 70 млрд. рублей.
Данные Росстата также свидетельствуют о том, что в январе – марте этого года бизнес края, осуществляя свои инвестпроекты, чаще прибегал к поиску привлеченных средств (51,4%), чем к использованию собственного капитала (48,6%). Доля бюджетных денег в общем объеме инвестиций составила 16,8%, а банковское кредитование — 18,3%. Правда, статистики утверждают, что в этих 7,5 млрд. не учтены инвестиции субъектов малого предпринимательства. А их в крае насчитывается достаточно много, причем не таких уж и малых, судя по размерам бизнеса.
Чем будут заниматься эти чиновники
1. Оказывать содействие хозяйствующим субъектам в реализации инвестиционных проектов. Устранять административные барьеры.
2. Формировать и вести реестр производственных площадок с целью размещения на них объектов инвестиционной деятельности.
3. Оказывать содействие инвесторам и органам исполнительной власти в организации финансирования инфраструктурных проектов.
4. Содействовать инвесторам в привлечении российских и международных финансовых кредитных организаций для реализации инвестпроектов.
5. Оказывать содействие инвесторам в подборе земельных участков.
Цифра
115 млн рублей будет направлено в 2011 году из краевого бюджета на субсидирование банковской процентной ставки, налогов на прибыль и имущество.
153 576,7 млн рублей - объем инвестиций в СФО в 1 квартале 2011 года.
7500,5 млн рублей - Алтайский край: 48,6% собственный капитал, 51,4% привлеченные ресурсы.
Инвестиции в основной капитал в СФО в I квартале 2011 года
Сибирский федеральный округ |
153 576,7 |
130,6 |
Республика Алтай |
1958,2 |
В 2,2 раза |
Республика Бурятия |
3446,6 |
88,6 |
Республика Тыва |
549,5 |
170,1 |
Республика Хакасия |
4450,8 |
175,6 |
Алтайский край |
7500,6 |
138,6 |
Забайкальский край |
4349,1 |
141,5 |
Красноярский край |
44 946,6 |
135,2 |
Иркутская область |
15 593,2 |
132,8 |
Кемеровская область |
29 264,7 |
137,5 |
Новосибирская область |
15 622,1 |
101,9 |
Омская область |
10 132,3 |
116,8 |
Томская область |
15 763,1 |
139,8 |
Млн. рублей |
Динамика в % по отношению к январю – марту 2010 года |
|
Источник: Росстат. |
Самое важное - в нашем Telegram-канале