Жизнь

Спустя 34 года после тяжелейшей травмы житель Павловского района поставил себя на ноги

Семь лет назад "Свободный курс" писал об удивительном человеке, нашем земляке, который, будучи 20-летним рядовым срочной службы, получил тяжелейшую травму, и, как сказали врачи, навсегда лишился возможности ходить.

"Меня оперировал нейрохирург Ян Койфман (ныне главный хирург американского штата Делавэр). Через два месяца после операции он навещал меня, интересовался моим здоровьем,"- рассказывает Сергей.
"Меня оперировал нейрохирург Ян Койфман (ныне главный хирург американского штата Делавэр). Через два месяца после операции он навещал меня, интересовался моим здоровьем,"- рассказывает Сергей.
Олег Богданов

– Десять лет я просто истязал себя упражнениями по системе Дикуля. У меня не смыкается коленный сустав, но думаю, тренироваться осталось всего ничего. Все равно буду ходить, даже если на это уйдет вся жизнь, – делился с нами в 2004 году Сергей Стенников. Сейчас Сергею 54 года. Месяц назад он встал на ноги без аппаратов.

 Не жилец

– Полтора месяца назад, 23 июля, когда первый раз прошел, позвонил в центр Валентина Дикуля, где я постоянно беру консультации. Мне не поверили, сказали: "Не может быть, чтобы с такой травмой восстановился и пошел". В 1977 году мне поставили диагноз "анатомический перерыв спинного мозга". Никакой чувствительности не было, пустота, недвижимость, и все. 

Врачи сказали родственникам, что я не протяну больше трех лет. Даже мой отец, который был очень сильным человеком, когда привез меня домой, бросил на кровать и сказал: "Не пойдешь ты никогда". Мать сильно плакала. 

Часто вспоминаю случай из детства: отец взял меня на охоту, на дворе стоял то ли сентябрь, то ли октябрь. Приехали с ним на небольшое озерцо, отец настрелял уток и говорит мне: "Плыви за ними". Я – вплавь за утками; упали птицы – я за ними бегу пару сотен метров, раз пять-шесть сбегаю туда-обратно. Наверное, если бы отец меня так не "закалял", так бы и не выжил после травмы. 

Сейчас жду, когда в центре Дикуля выйдет из отпуска ортопед, чтобы выписал мне специальные ботинки, которые будут держать голеностоп. А то на радостях так расходился, что повредил его, нога распухла.

Мысль материальна

– Мне еще Дикуль говорил: "Старайся больше работать мысленно". И я все больше стал представлять, как я приседаю, лежу и сгибаю ноги, шевелю стопами. Заметил, что импульсы стали проходить, коленки гореть начали. Месяц назад встал на ноги и мысленно представляю, что держу колени. Шаг сделал! Сам, без аппаратов! Позвал сестру, брата, показал, как хожу. Сестра Татьяна заплакала, а брат пожал руку, сказал: "Я верил в тебя!". Сейчас чувствую ноги, чувствую опору в коленных, тазобедренных суставах, чувствую сильную боль в ногах. Много лет они просто болтались.    

Я учился ходить на костылях, учился ползать, учился ходить в аппаратах. Всегда  отдавал себе отчет, что это надолго. Все 34 года я занимался каждый день, даже когда было очень тяжело. Не меньше пяти часов в день уходит на занятия. Как только смог ходить без аппаратов на своих ногах, стал заниматься с утра до вечера. В семь встаю и начинаю, отдохну  и снова занимаюсь. Ложусь спать, а сам думаю: "Скорее бы утро, чтобы снова начать ходить, чтобы снова боль почувствовать в ногах".

Физическую боль я пережил, а несколько лет назад, когда жена с сыном уехали в Германию, испытал еще и душевную –  куда тяжелее оказалась. Когда пошел своими ногами, позвонил сыну Ромке, говорю – так и так, он тоже: "Пап, не может быть!".

Жил бы, как ворон

– Мне хотелось бы дать совет тем людям, у которых была травма позвоночника, вселить в них надежду. Не можете вы ходить из-за травмы – занимайтесь каждый день с глубоким осмыслением. Восстановительный процесс идет очень медленно, но не надо отчаиваться.  

Сергей открывает комод и показывает сложенные аппараты – жесткие корсеты из кожи и металлических прутьев, повторяющие форму ноги.

– Выброшу их, – говорит он.

Небольшая разминка перед "походом" в несколько шагов. Сергей ложится на панцирную кровать, на которой вместо сетки – доски, застланные одеялами, связывает ноги вместе и под грузом начинает сгибать их в коленях, шевелит ступнями. На противоположной спинке кровати – жгуты, с помощью которых он тренирует все тело.   

– Жил бы я, как ворон, триста лет – учился бы ходить, пока не побежал. Может, нервы правда прорастают… Сейчас я замолчу, все мысли – в ногах, – предупреждает.

Он держится за брусья и делает три-четыре шага – сколько позволяет железная конструкция…

В планах Стенникова – установить в своем спортзале новый тренажер – "тележку", которую можно лежа толкать ногами, сгибая и разгибая колени. В комнате гири на 24 и 32 килограмма, небольшая штанга, которые каждые день Сергей выжимает.  

– Сейчас я думаю: если вернуть 1977 год и начать жить заново с травмой – наверное, я бы больше не смог так работать над собой. Это дикий труд, – признается Стенников.

Факт

В 1977 году в подмосковном городе Орехо-Зуево произошла автокатастрофа: автобус вылетел на полосу встречного движения и столкнулся с грузовым автомобилем, в котором находились 30 солдат дивизии имени Дзержинского. Водитель и пассажир автобуса погибли. Из тридцати пассажиров грузовика выжили только шестнадцать. Среди выживших оказался наш земляк Сергей Стенников.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость