Экономика

Развитию складских свидетельств в Алтайском крае мешает кризис недоверия

В конце прошлого года "Россельхозбанк" начал внедрять пилотную программу кредитования под залог товаров с применением складских свидетельств. Данная практика достаточно активно применяется во всем мире, но в России она пока не нашла большого отклика. Алтайский край стал одним из пяти регионов, где эта система начала применяться. Несмотря на то что у складских свидетельств есть свои преимущества, сельхозпроизводители относятся к ним пока настороженно.

Банковские "плюсы"

По словам Константина Гладышева, заместителя директора алтайского филиала "Россельхозбанка", складское свидетельство является ценной бумагой, поэтому возможности ее применения обширны.

Константин Гладышев,
заместитель директора алтайского филиала "Россельхозбанка":

Принцип получения достаточно прост: зернопроизводитель отдает свою продукцию на элеватор и получает в обмен специальный документ — складское свидетельство. Оно удостоверяет тот факт, что товар определенного количества и качества находится на хранении. Кроме того, документ дает возможность производителю получить зерно по истечении срока договора или по первому требованию.

В качестве главных преимуществ складских свидетельств банковские специалисты называют расширение круга потенциальных покупателей товара, упрощение процедуры купли-продажи, сокращение документооборота и, главное, возможность получения кредитных ресурсов под залог документа.

Дмитрий Сикавин,
ведущий экономист отдела сопровождения кредитных проектов "Россельхозбанка":

В настоящий момент складские свидетельства мы принимаем в качестве залога по "коротким" кредитам на срок от одного до двух лет. Процентная банковская ставка по таким займам составляет 10% годовых. Пакет документов стандартный.

В качестве единственного условия приема складского документа банк называет аккредитацию элеватора. "На самом деле это совсем не сложная процедура, — отметил Константин Гладышев. — Для предприятий она бесплатная. Главное требование заключается в том, что элеватор должен иметь современную лабораторию".

Купеческое слово дороже

В настоящий момент в Алтайском крае система оборота складских свидетельств используется очень слабо. В регионе пока лишь ассоциация сельхозпроизводителей "Изумрудная страна" применяет эту практику. По словам Ольги Антипиной, совладелицы ассоциации, первый кредит под залог простых складских свидетельств предприятием был получен в июне этого года. Объем заложенного зерна эксперт не назвала.

По данным "Россельхозбанка", Усть-Калманский и Топчихинский элеваторы также готовят документы для аккредитации. Но, как отмечают эксперты, этого недостаточно для выстраивания четкой системы.

Валерий Гачман,
генеральный директор компании "Грана":

Мы пока не видим необходимости в данной аккредитации. Как только возникнет устойчивый спрос на данный вид услуги, наши элеваторы также пройдут эту процедуру.

По мнению сельхозпроизводителей, такого спроса может и не быть. Этому есть несколько объяснений.

Сергей Бенслер,
директор сельхозпредприятия "Колос" Локтевского района:

На сегодняшний день многие фермеры даже средней руки начинают строить свои складские мощности. Таким образом, необходимость сдавать зерно на элеватор отпадает. Я вообще считаю, что складские средства — это не помощь крестьянам. Используя их, мы отдаем свои оборотные средства переработчикам. А это неправильно.

Подобного мнения придерживается и Александр Терновой, председатель совета директоров агропромышленной группы "Алтайские закрома". В качестве главной причины, тормозящей развитие системы складских свидетельств, он называет глубокий кризис недоверия между производителями и переработчиками зерна. "Мы до сих пор работаем по принципу "лебедь, рак и щука". У нас то хлебопеки, то переработчики виноваты в том, что сельхозпроизводителю плохо живется. И никто не берется показать реальную ситуацию", — считает Александр Терновой.

По его мнению, развитие системы складских свидетельств в европейских странах происходит за счет отлаженной системы ко­операций и уверенности сельхозпроизводителя в том, что с его зерном ничего не случится. "А вы посмотрите, что происходит у нас, — продолжает эксперт. — За последние годы мы наблюдали череду банкротств зернопереработчиков. Соответственно, аграрии в наследство получали не свое зерно, а долги. Поэтому, до тех пор, пока мы не вернемся ко времени, когда купеческое слово значило больше, чем любая расписка, никаких складских свидетельств у нас не будет".

Двойное и простое

Согласно законодательству различают две формы складских свидетельств, подтверждающих принятие товара на хранение: двойное и простое. Двойное складское свидетельство, каждая из двух его частей (складского свидетельства и залогового свидетельства — варранта), и простое складское свидетельство являются ценными бумагами. Товар, принятый на хранение по двойному или простому складскому свидетельству, может быть в течение его хранения предметом залога путем залога соответствующего свидетельства.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость