Туризм

Что может привлечь туристов в Барнаул?

– История отвела Барнаулу столичную роль. Во-первых, это административный центр. Во-вторых, столица горного дела в Сибири в XVIII веке. В-третьих, купеческая столица в XIX.

В-четвертых, столица целинных земель в середине ХХ. Думаю, ничто не мешает нашему городу в третьем тысячелетии занять пьедестал столицы туризма на Алтае, – считает Наталья Беспалова,заведующая кафедрой социально-культурного сервиса и туризма краевой академии культуры и искусств, один из разработчиков программы "Барнаул столичный". 

Дом под шпилем в Барнауле.
Дом под шпилем в Барнауле.
Олег Богданов

Недавно Игорь Савинцев, мэр Барнаула, утвердил долгосрочную целевую программу "Развитие туризма на 2012–2016 годы". Предполагается, что за пять лет удастся повысить конкуренто­способность городского турбизнеса и его инвестиционную привлекательность.

– Основной упор при реализации программы будет сделан на деловой и событийный туризм. Однако одних только событий явно недостаточно, поэтому мы планируем целый комплекс мероприятий, – рассказывает Наталья Беспалова. – Еще в 2007 году шла речь о том, чтобы восстановить наше начало начал – историко-архитектурный памятник Барнаульский сереброплавильный завод. Предполагается, что вокруг здания завода будет создано некое подобие музейно-развлекательного комплекса, где посетители будут сочетать экскурсионно-познавательную программу с развлекательным отдыхом.

– Вообще, важнейшей составляющей бренда Барнаула является все, что связано с Демидовым. Так что, разрабатывая программу по созданию туристического кластера, мы предусмотрели реконструкцию архитектурных памятников конца XVIII – начала XIX веков, – продолжает Наталья Николаевна. – Планируется также освобождение от транспорта наших исторических улиц, чтобы здесь организовать пешие экскурсии для туристов. Обязательна реконструкция Нагорного парка, бывшего кладбища, где похоронено множество известных людей. Конечно, все это требует больших финансовых вложений, которые городскому бюджету абсолютно точно не потянуть. Поэтому, думаю, для осуществления этой идеи все должны объединиться: бизнес и власть, искусствоведы и архитекторы, художники и краеведы…

Может ли Барнаул стать привлекательным для путешественников?

"Барнаул столичный" – так называется концепция развития туризма в городе. Ее разработчики убеждены: Барнаул может не только выполнять функцию административного центра, но и привлекать на Алтай туристические потоки. 

Городские власти включили эту идею в программу повышения инвестиционной привлекательности города, разработанную сроком на пять лет. Считается, что благодаря всеобщим усилиям Барнаул может прославиться развитым туризмом так, как некогда сереброплавильным заводом. Действительно ли это возможно? Что должно измениться в городе, чтобы из краевой столицы он превратился в столицу туристическую? 

Вячеслав Химочка,
заместитель главы администрации Барнаула:

Барнаул посещали многие знаменитые люди, они оставили здесь свой след. В городе много парков, музеев, учреждений культуры... Я считаю, мы даже сможем создать в Барнауле туристический кластер. Основными потребителями туристических услуг могут стать сельские жители края.

Опрос. Где вы отдыхали этим летом?

На даче, садовом участке - 21
На Черном море (Россия) - 7
В Крыму - 2
В Прибалтике - 1
В другом городе, селе России - 8
В других местах на территории бывшего СССР - 2
За пределами бывшего СССР (за границей) - 5
Оставался дома,  занимался своими делами - 52
Затрудняюсь ответить - 7

Греметь на всю страну

Андрей Олишевский,
генеральный директор выставочной компании "Алтайская ярмарка":

Сегодня туристы, проезжающие через Барнаул транзитом, не задерживаются здесь дольше одного дня – считается, что  в городе нечего посмотреть. Но вместе с тем у краевой столицы есть все шансы, для того чтобы стать туристическим центром.

Как такое возможно? Один из элементов – развитие делового и событийного туризма – направления, стремительно набирающего популярность во всем мире. Не секрет, что у Барнаула в этой сфере уже сформировался неплохой опыт. Во-первых, это "Алтайская нива". Уже сейчас более 2 000 человек ежегодно приезжает на выставку из-за пределов Алтайского края. Во-вторых, "Праздник сыра". В-третьих, "Салон алтайского меда".

Я говорю сейчас только о части проектов, которые ведет наша компания, а ведь есть еще и другие. Правильно, что в городской программе по развитию туризма в Барнауле решено формировать ежегодный план событий для привлечения туристов. Каждое мероприятие должно работать на эту задачу. 

Объясню, как я это вижу, на примере "Праздника сыра". В дни проведения фестиваля рестораны города могли бы предлагать сырное меню, на открытых площадках – проходить праздничные мероприятия, можно было бы устроить карнавальное шествие и так далее. Дополнительно неплохо было бы организовать туристические маршруты по Барнаулу, а также познавательные туры во Всероссийский институт сыроделия или в "сырную деревню" Красногорского района…

Наши музеи должны тоже принять самое активное участие в этой "борьбе" за туриста, становиться более активными. У нас ведь есть и история медеплавильных заводов, есть ряд прекрасных проектов, которые нужно поднимать и во­площать в жизнь. Бийску же удается  развить тему алтайской духовной миссии. Сегодня она пользуется  популярностью в крае, а ведь еще три года назад архиерейское подворье никого не интересовало…

Разве Барнаулу нечего предложить? У нас есть тема горнорудного города, тема "сибирских Афин", перекличка с Санкт-Петербургом… Словом, если мы хотим, чтобы люди оставались в Барнауле на три дня вместе обычных трех часов, мы должны работать. В таком случае Барнаул может стать туристическим брендом, который будет греметь на всю страну.

При чем здесь Барнаул?

Станислав Зенков,
архитектор:

В крае достаточно много красивых мест, которые могут привлечь и привлекают путешественников.

Но туристический центр нужно создавать в долинах, приближенных к тем природным богатствам, за которыми люди едут на Алтай. Не в Барнауле. В пользу этого решения говорит элементарная экономика: как можно триста километров от Барнаула до   пункта назначения туриста списать со счетов? Это ведь такие затраты! Получается, нужно приехать сюда, разместиться (минимум на ночь), а потом снова переезжать и размещаться… Это очень долго, дорого и неудобно.

Я считаю, развивать туризм на Алтае можно и нужно. У нас действительно шикарные природные условия. Но для того, чтобы они наконец начали приносить пользу региону, нужна рациональная, грамотная система работы с туристами.

Что касается вопроса, где  же  быть центру туризма на Алтае, я бы предпочел два варианта: Бийск или Белокуриху.  Например, Белокуриха имеет соответствующую инфраструктуру, а также возможности для организации взлетно-посадочной полосы. К тому же через Белокуриху удобнее путешествовать по направлениям в Алтайский, а также в Солонешенский районы.

Барнаул же пусть остается административным центром края, создающим  законы, по которым туризм на Алтае мог бы развиваться, а природа  сохраняться.

Развивать инфраструктуру

Юрий Гончаров,
профессор кафедры отечественной истории АлтГУ:

Да, через краевую столицу проходит огромное количество путешественников, но все они идут транзитом в Горный Алтай, Белокуриху и так далее. В Барнауле можно задержаться по дороге туда или обратно. Однако, если смотреть правде в глаза, туристический потенциал города можно исчерпать за один день.

Впрочем, это не значит, что Барнаул совсем ничего не может предложить своим гостям. Мне кажется, основной упор нужно делать прежде всего на экотуризм. Использовать пойму Оби, наши санатории ("Обь", "Барнаул") и так далее. А между делом туристы могли бы посещать экскурсии. В Тобольске, например, разработали прекрасную экскурсию "Ночной Тобольск". Правда, там сохранилось много исторических памятников, которые активно реставрируют на федеральные деньги…

С исторической же точки зрения Барнаул не настолько любопытен. Что мы можем показать? Горнозаводской и купеческий город, Демидовскую площадь, нагорное кладбище. Но для этого достаточно одной хорошей экскурсии. Хотя, безусловно, нужно данное направление развивать, для того чтобы по пути в горы, на Яровое, в Белокуриху или куда-нибудь еще туристы на денек-другой задерживались здесь.

Что для этого сделать? Ну, допустим, новые исторические памятники мы придумать не можем. А вот для того, чтобы грамотно поработать с имеющимися, нужно активно развивать инфраструктуру города. Не обойтись в этом деле без сотрудничества властей и бизнеса.

Опрос. Может ли Барнаул стать туристической столицей региона?

Валерий Шошин:

Конечно, может. Здесь много старых зданий, у города богатая история. Я вообще из Новоалтайска. Могу сказать, мне было бы очень интересно воспользоваться таким туристическим маршрутом.

Николай Устименко:

Барнаул – центр туризма? Почему нет. Но для того, чтобы процесс наладился, надо для начала показать себя на всероссийском и международном уровне.

Анастасия Грохольская:

Идея прекрасная. Может, город усовершенствуется, ведь для туристов мы почему-то всегда больше стараемся, чем для своих... В первую очередь для привлечения отдыхающих, думаю, необходимо развивать инфраструктуру вокруг Оби.

Юлия:

В Барнауле слишком мало гостиниц и культурная жизнь далека от уровня туристической столицы. А туристам, как известно, в первую очередь важно доступное, приличное размещение и интересный маршрут для прогулок и впечатлений.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость