Россия может столкнуться со второй волной топливного кризиса, вызванного переходом на более жесткие экологические стандарты. Переход на стандарт "Евро-3" с начала 2011 года к апрелю привел к дефициту бензина, справиться с которым удалось лишь отменой запрета на "Евро-2" и увеличением ставки экспортной пошлины до 90% от пошлины на нефть. К ноябрю та же ситуация может повториться, но уже с зимним дизтопливом и авиакеросином.
Как сообщил "Ъ" один из участников заседаний штаба Минэнерго по контролю за ситуацией на топливном рынке, дефицит дизтоплива в 2012 году может составить 5,5 млн т. Чтобы остановить уже начавшийся рост цен, Минэнерго рекомендовало нефтяным компаниям минимизировать экспорт малосернистого дизтоплива. Та же ситуация складывается и на рынке авиакеросина.
О том, что правительство ищет выход из ситуации, свидетельствует ряд противоречивых заявлений, сделанных вчера вице-премьером Игорем Сечиным. Комментируя ситуацию с дефицитом авиакеросина, он напомнил инициативу правительства, предусматривающую создание в аэропортах с грузопотоком более 2 млн пассажиров в год альтернативных топливно-заправочных комплексов (ТЗК), призванных обеспечить конкуренцию и увеличить запасы. "На рынке ТЗК, который сейчас работает в стране, без большого энтузиазма воспринимается программа строительства альтернативных ТЗК. Они все время вбрасывают всякие истории, что есть дефицит топлива, что рост цен топлива в аэропортах носит объективный характер", - заявил вице-премьер, подчеркнув, что "на текущий момент причин роста цен на авиатопливо нет".
Напомним, еще недавно правительство считало основной причиной роста цен на авиакеросин наличие компаний-посредников, владеющих ТЗК. Под давлением правительства собственниками ТЗК стали нефтяные компании, после чего в качестве причины роста цен стала рассматриваться объективная монополизация рынка.
Самое важное - в нашем Telegram-канале