Экономика

Владелец торговой сети Павел Латаев рассказал о том, как в провинции конкурировать с "Марией-Ра" и "Аниксом"

В конце ноября в редакцию газеты "Ваше дело" поступили сигналы SOS от предпринимателей Михайловского и Угловского районов. Они опасаются, что в скором времени с местного рынка их вытеснит сеть "Мария-Ра", которая планирует открыть там свои магазины. Сельские предприниматели подготовили обращения к губернатору с просьбой о помощи. В Камне-на-Оби, где численность населения составляет лишь 44 тыс. человек, уже работают пять супермаркетов "Аникс", два крупных супермаркета "Мария-Ра" (строится еще один), а также 16 магазинов "Каменское горпо". Павел Латаев, владелец местной торговой сети ТД "ЛЮКС", состоящей из девяти магазинов, рассказал, как он конкурирует с ритейлерами-гигантами.

Свои и чужие

— Павел Сергеевич, когда на каменский рынок зашли "Аникс" и "Мария-Ра", какие действия были предприняты руководством ТД "ЛЮКС" для того, чтобы конкурировать с ними?

— Когда пять лет назад первой на местный рынок пришла компания Ракшина, мы только начинали развивать свою торговую сеть в рамках семейного бизнеса. До этого у нас была оптовая база, но когда поставщики начали самостоятельно работать с каменскими магазинами, предлагая им товар незначительно дороже, чем нам, наши доходы снизились. Вынужденной мерой стало создание собственной розницы.

В 2006 году у "ЛЮКСа" было четыре магазина. Приход крупной торговой сети ощутили на себе все предприниматели Камня, занимающиеся торговлей продуктами питания. Но постепенно ситуация успокоилась, и те, кто устоял после первых финансовых потерь, продолжили свое существование. Те же, кто был не готов к конкуренции, с рынка ушли. "ЛЮКС" в данной ситуации спасло то, что "Мария-Ра" стала супермаркетом больших "выходных" покупок для всей семьи. Если сравнить с Барнаулом, то там аналогичную роль играет "Лента". В наши магазины, находящиеся в шаговой доступности, покупатель шел за повседневными товарами.

Было понятно, что если в Камень пришел один крупный ритейлер, то следом придут и другие. "Холидей" и "Пятерочка" в городе долго не проработали, а вот "Аникс", открыв свой первый магазин в 2008 году, смог адаптироваться и обосновался в Камне-на-Оби.

Отодвинув мысли о конкуренции на второй план, мы начали искать новые ниши и способы сбыта товара. Чтобы не потерять позиции "домашних" магазинов, в течение пяти лет наша сеть целенаправленно расширялась, открывая по одному магазину этого формата в год. Сегодня "ЛЮКС" имеет торговые точки в большинстве микрорайонов. Часть наших магазинов стали круглосуточными — для Камня-на-Оби это редкость. Ошибочно думать, что ночью люди не делают покупки, если бы это было убыточно, мы бы работали до 20.00.

Четыре из девяти наших магазинов — прилавочные, а остальные — самообслуживания. Такой баланс необходим, так как в некоторых микрорайонах покупателям удобнее покупки делать самостоятельно и быстро, а в других посетители любят пообщаться с продавцом, узнать, что самое свежее есть в продаже.

Еще одним удачным шагом "ЛЮКСа" стало заключение договора с городской службой такси по доставке продуктов питания. Изначально эта услуга не была востребована, но сегодня она приносит стабильный доход. Покупатели поняли, что выгоднее заказать покупки по телефону и заплатить за доставку в два раза меньше, чем самостоятельно ехать на такси в магазин.

Так как у нас есть своя оптовая база, мы не зависим от поставщиков в плане увеличения скорости товарооборота. Это позволяет нам поставлять на прилавки магазинов свежие продукты с учетом спроса в том или ином районе. Наша сеть сотрудничает с большинством местных производителей, и у нас каменцы могут купить "родные" продукты. Это тоже важно.

— В 2011 году "Мария-Ра" и "Аникс" открыли в Камне в совокупности пять магазинов. Это осложнило бизнес сети "ЛЮКС"?

— Компания не почувствовала большого оттока прибыли в связи с этими событиями. что касается магазинов в отдаленных микрорайонах, то там обороты не изменились вовсе.

Меняется система на рынке, меняемся и мы сами. Поэтому стараюсь быть требовательным к себе и, конечно же, к персоналу. Для его обучения привлекаем сильных тренеров, стараясь улучшать качество обслуживания, воспитываем правильное отношение к покупателю. В 2012 году планируем открывать новые магазины, но, чтобы не потерять те, которые имеем, будем выкупать арендуемые нами сегодня помещения. Возможно, займемся фасовкой продуктов, но пока это только планы. Были мысли и об открытии супермаркета премиум-класса. В Барнауле они пользуются популярностью. Но, проведя несколько расчетов, мы поняли, что в нашем городе не так высок процент жителей, которые смогут позволить себе посещать такой магазин.

Бизнес и власть

— По нашим данным, муниципальные власти вашей компании никогда поддержку не оказывали. Это так?

— Да, действительно, какой-либо существенной помощи мы не получали, только лишь семь-восемь лет назад за благотворительную деятельность нам сокращали сумму налогов. Сейчас для предпринимателей первое правило — помоги себе сам. Мне кажется, нам не хватает диалога с чиновниками. Предприниматели — это прослойка между властью и народом, и с теми, и с другими у нас должны быть налажены хорошие взаимоотношения. Ведь совместно с местными бизнесменами чиновники смогли бы решить много различных муниципальных проблем, а приходящие на каменский рынок торговые сети из других городов не заинтересованы в этом — им нужна только прибыль.

— В Угловском и Михайловском районах предприниматели подготовили обращения к губернатору Алтайского края с просьбой помочь в решении проблемы, возникшей из-за строительства в населенных пунктах супермаркетов "Мария-Ра". Местные торговцы считают, что с появлением на рынке такого гиганта они потеряют своего покупателя и будут вытеснены с рынка. По вашему мнению, правильно ли апеллировать предпринимателям к властям?

— Я считаю, это верный ход, будем надеяться, что власть услышит их. Если они обращаются сразу к губернатору, можно предположить, что с муниципалитетом контакт отсутствует и они не ждут от него содействия в решении проблемы. По моему мнению, местные власти должны в первую очередь лоббировать этот вопрос в вышестоящих органах, так как, если то небольшое количество предпринимателей, зарегистрированных на их земле, исчезнет, казна от этого только потеряет. Ведь большинство налогов крупные торговые сети платят по месту регистрации своей фирмы. Так что власти независимо от населенного пункта должны помогать местным предпринимателям.

В целом же это обычная ситуация на рынке, когда сильная компания вытесняет слабых. "Мария-Ра" закона не нарушает и действует в рамках правил. А для губернатора обе стороны конфликта — и районные предприниматели, и компания Александра Ракшина — все будут "местными".

— Что нужно делать сейчас районным предпринимателям, которых теснят крупные сети?

— В первую очередь они должны достучаться до власти, не допустить чужаков на свой рынок. Им необходимо объединиться и совместно решать проблемы, искать способы для того, чтобы быть конкурентоспособными. Немаловажным фактором является работа с ассортиментом и качеством товаров. У больших торговых сетей ассортимент суженный, стандартный, а мелкие ритейлеры могут оперативно и гибко им варьировать. Я поделился своим опытом, что-то они могут взять на вооружение. Создание своего производства будет выгодно только в крупных масштабах. Сменить продуктовую розницу, например, на хозяйственные товары или что-то другое? Не думаю, что у них будет высокая прибыль в сельских населенных пунктах. Нужно просто начинать активно работать. Собственный бизнес как велосипед: сел, поехал, пока педали крутишь, ты едешь, остановился — упал.

— Как вы отреагировали на то, что глава г. Камня-на-Оби Валерий Рутковский, который также является председателем совета "Каменского горпо", отдал в аренду "Аниксу" три магазина?

— Критиковать его действия не имею права. Возможно, с предложением аренды стоило выйти к местным предпринимателям, но г-н Рутковский имел полное право отдать магазины "Каменского горпо" бийчанам. Конечно, с увеличением торговых точек "Аникса" конкуренция на местном рынке возросла. Проблема в том, что у нас нет связи с представителями власти. В Камне-на-Оби нет независимого предпринимательского объединения. А оно, на мой взгляд, необходимо. Мы должны бороться с трудностями совместно. Ведь бизнес как маленькое государство, в котором также возникают проблемы, и для их решения нам нужны советы.

О чем еще рассказал собеседник

О квалифицированных кадрах

— На работу в нашу компанию мы стараемся принимать людей в возрасте от 30 лет. Это те граждане, которые пожили в СССР, воспитывались по советским устоям. Они трудолюбивы и ответственны, по-другому смотрят на свои обязанности в отличие от нынешней молодежи. Стоит сказать спасибо прошедшему кризису — люди перестали бегать с одного рабочего места на другое. Много времени мы уделяем организации труда, проводим тренинги, семинары, обучение.

О первом опыте

— С вопросом "Кем быть?" я к родителям не обращался, с детства знал, что буду работать в семейном бизнесе. Свой первый опыт в профессии я получил, будучи учеником третьего класса, когда мне отец посоветовал в одном сельском магазине скупить все карандаши (12 коробок, по 30 копеек за один карандаш), а потом продать через наши магазины в несколько раз дороже, так как тогда их было нигде не достать — дефицит. Полученную прибыль потратил на карманные расходы.

О походах к конкурентам

— Иногда я захожу в магазины других крупных торговых сетей, которые есть в Камне, только из любопытства и сравнения. Улыбаюсь, понимаю, насколько грамотнее и приветливее работает компания "ЛЮКС".

О семейном деле

— Созданием бизнеса в 1998 году занималась моя мама Людмила Силантьева, ей удалось в одиночку поставить компанию на ноги. Вот уже пять лет, как я принимаю активное участие в работе. В этом году закончил службу в армии мой младший брат Евгений, который занял должность директора по маркетингу.

Что мы знаем о Павле Латаеве

Павел Сергеевич Латаев родился 14 июня 1984 года в селе Первомайском Бийского района Алтайского края. Учился в Камне-на-Оби в школе № 4, окончил бизнес-класс в школе № 2. После средней школы поступил на факультет "Антикризисное управление" в Сибирский университет потребительской кооперации. С 2009 года занимает должность директора ТД "ЛЮКС". В компании работает более 100 человек. Из девяти торговых помещений, площади которых варьируются от 50 до 120 кв. м, в собственности находится два. Две торговые точки расположены в центральной части города, пять — на транзитных дорогах. Месячный оборот одного магазина составляет от 1 млн. до 1,2 млн. рублей. В год предприятие уплачивает налогов на общую сумму более 1,5 млн. рублей. 

Игорь Посталенко

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость