По наследству
Эдуард Добровольский творит с детства. Будучи мальчишкой, он пропадал в мастерской отца и с удовольствием ваял себе пистолеты и сабли.
- Можно было, конечно, бегать по улице, - улыбается мастер. – Но мне было гораздо интереснее ошиваться в мастерской у отца, гнуть железки. Это переросло в увлечение. В итоге я окончил высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной – в простонародье "Муха" - и с 92 года начал заниматься этим профессионально.
Сейчас художник работает в мастерской, которая была построена всего год назад. По наследству ему досталось помещение отца, но оно требовало немалых вложений, поскольку многое со временем обветшало, а отопительная система нуждалась в полной замене.
- Оказалось, проще продать его и построить новое. Зато мастерская сделана так, как я хотел. Всего в нескольких метрах от дома прошёл через огород – и ты на работе. И мне это нравится. Я не люблю из своей мастерской вылезать, тут комфортно. Поэтому друзья собираются у меня, - говорит художник.
У входа в творческую студию Добровольского установлен кудрявый мастер, который приветствует прохожих поднятой рукой. Жилой дом охраняет пузатый пёс, а на заборе стоит кот с выгнутой спиной.
Страдалец Чарли
Первыми работами художника были вывески барнаульских банков. По словам Эдуарда, в 90-е годы на рекламу денег не жалели, а эти самые банки открывались каждые полгода. Так же часто они закрывались. Пластика тогда не было, художники оформляли вывески из меди.
- Первой скульптурой была рыба. Потом её зачем-то перенесли с Красноармейского на Молодёжную и сделали какой-то фонтан. Примерно в то же время появился Чаплин. Вот это была серьёзная работа, - вспоминает художник.
Великий комик и его компания, наверное, самые многострадальные из всех скульптур Добровольского. Не раз прохожие что-то отламывали и гнули у Чарли, а больше всех достаётся полицейскому.
- Вот чем-то он не угодил барнаульцам, - улыбается Добровольский. - Руку постоянно отламывали, его самого валили. Чаплину достаётся меньше. В принципе, когда я его делал, рассчитывал, что будут залазить, чтобы сфотографироваться. На его ноге мы вдвоём прыгали, проверяли. 200 килограммов он выдерживал. Но труба в шесть сантиметров в диаметре, которая расположена в каркасе скульптуры, не такая толстая, чтобы выдержать четверых, а то и шестерых. На такой вес Чаплин не рассчитан.
Дуня + кефир = гав
Немало бед пережил и учёный кот, расположенный неподалёку от Чаплина. Барнаульцы постоянно что-то отгибают или отламывают в композиции "Лукоморье". Автор предполагает, что об усатого открывают бутылки. А металлический бедолага у "Скамейки влюблённых", которая находится на проспекте Социалистическом, напротив корпуса педакадемии, чуть ли не каждый день оказывается по колено в мусоре.
- Пихают в него упаковки от чипсов, бутылки пластиковые. Причём рядом есть урна. Но почему-то толкают в него, - разводит руками Добровольский.
Кстати, к приданию композиции окончательного вида приложили руку практически все знакомые художника. Эдуард предполагал, что барнаульцы будут рисовать что-то на скамейке, поэтому решил максимально разрисовать её сам.
- Я с таким удовольствием писанину всякую на неё наносил! Стремился, чтобы места живого не осталось. Там есть надпись "Дуня+кефир=гав". У меня собака была с такой кличкой и она очень любила кефир. А потом я звонил друзьям и предлагал оставить свои послания. Они приходили, брали болгарку и резали свои имена. Это было клёво, забавно, интересно. Но самое прикольное, что прохожие всё равно находят где-то место и царапают что-то своё. В принципе, влюблённый там ни к чему, скамейки вполне достаточно.
Неудачные проекты
Такая нелюбовь к металлическому романтику объясняется просто: Эдуард считает его своей творческой неудачей. Когда установили троицу с Чаплиным у кинотеатра "Мир", нужно было успеть за три недели подготовить "Скамейку".
- Надо было больше времени. На создание произведения уходит около месяца. Я вылился на одной работе, задор прошёл. Была усталость, надо было отдохнуть недельку, морально пережить. Но времени, к сожалению, не было. Поэтому, я считаю, он не получился. Какой-то неоднозначный, неинтересный влюблённый…
В немилости у художника и Жар-птица на пересечении улицы Молодёжной и проспекта Социалистического. По признанию автора, он не рассчитывал, что она так долго простоит. Скульптура из металла в среднем служит около 10 лет. В этом году птице как раз исполнится этот юбилей. Уже многих частей прохожие её лишили. Ежегодно Добровольский навещает творение, подкрашивает.
- Я уже предлагал администрации не реставрировать, а сделать что-то новое на этом месте. Но пока нет средств. А скоро там подкрашивать будет нечего, уже совсем всё заржавело.
Одинокий косолапый
Кроме создателя, за медведем, установленным на площади Октября, тоже никто не следит. Последний раз Добровольский придавал лоск скульптуре осенью.
В 2006 году в Барнауле была фирма, которая занималась недвижимостью. На её логотипе был изображён медведь. Хозяин фирмы обратился к мастеру и попросил воплотить животное в объёме.
- В итоге человек был доволен. Но дело в том, что он погиб, агентства тоже не стало. И теперь медведь… В принципе он никому не нужен, но мне хочется за ним присматривать, - говорит художник.
Другой уровень культуры
В июне прошлого года Эдуард Добровольский монтировал скульптурную композицию у центрального рынка в Новосибирске. За это время ни бронзовой продавщице, ни покупателю не досталось от вандалов. Только ухо пса немного погнули. Художник уверен, что это связано с другим уровнем культуры.
- В Новосибирске никому в голову не придёт портить скульптуру. Я не представляю, чтобы в Томске кто-нибудь решил что-то отломать у Чехова. Думаю, что это у нас такой народ, что-то напутано с культурой. Я люблю этот город, он красивый, замечательный. Но что бы ни сделал, практически всё рано или поздно ломают.
В ожидании
Сейчас в мастерской Добровольского стоят готовые скульптуры старушки и маленькой девочки. Этот проект создавался как реклама продуктового магазина. Бабушка с полной сумкой сыра, колбасы и хлеба указывает малышке, у которой в сумке ещё ничего нет, в сторону торговой точки. Обе ждут дня, когда художник установит их на одной из улиц города.
Также в мастерской находится макет для новосибирского пивного ресторана, расположенного на Красном проспекте. По задумке автора главный герой композиции чех Йозеф Швейк, которому несёт пенный напиток официантка.
- Заказчику всё понравилось, проект утвердили, - рассказывает художник. – Но там возникли проблемы с финансами и мы пока ждём.
Факт
Эдуард Добровольский – автор скульптуры швейцара для гостиницы "Барнаул", оформления входной арки Дворца бракосочетания, входа в "Байк бар", фасада магазина "Турина гора".