Начинали с туров
— Как вы узнали о Startup Weekend? Почему решили в нем участвовать?
Александр Кобозев (А. К.): — В начале прошлого года мы узнали, что в Новосибирске будет проходить Startup Weekend. К тому времени мы уже два года занимались собственным IT-бизнесом — созданием и продажей виртуальных туров для компаний. Но к этому моменту у нас была и более свежая и перспективная идея. Мы поняли, что Startup Weekend — хорошая возможность представить ее экспертам, получить отклик и оценку.
— Что такое виртуальные туры?
Иван Оленченко (И. О.): — У Google и Yandex есть сервисы, где города можно посмотреть в формате 3D. Они произвели на нас очень сильное впечатление, когда мы впервые их увидели.
А. К:— Это были 2009–2010 годы. Мы тогда еще учились на последнем курсе АлтГТУ на программистов. Мы подумали, почему бы не освоить данную технологию и не применить ее на местном рынке?
И. О.:— С помощью иностранных сайтов мы освоили технологию производства таких 3D-туров. В Барнауле этим тогда никто не занимался. Первым нашим заказчиком стал фитнес-клуб "Сафари". Мы сразу назвали конкурентную цену. Работать почти бесплатно, как некоторые студенты, нам было неинтересно. Предварительно изучали цены на подобные проекты в других регионах, но ориентироваться было сложно, тогда этого почти никто не делал.
Таким образом, мы создали спрос на данный продукт и можно сказать, что по-тихому захватили рынок, потому что сейчас в Барнауле уже почти не осталось организаций, которые могли бы заказать себе полноценный виртуальный тур. Мы сделали их для всех крупных предприятий, которые в этом были заинтересованы. Нашими клиентами стали практически все автосалоны, в том числе "АНТ", почти все гостиницы города и др. Маленькие фирмы не так интересны. У них нет соответствующих бюджетов на рекламу. Мы пошли в Новосибирск. Сотрудничали, например, с "СЛК-Моторс" (виртуальные туры, сделанные Иваном и Александром, можно найти на сайтах перечисленных компаний. — Прим. "ВД").
А. К:— Помимо коммерческого направления, осенью 2010 года мы создали некоммерческий интернет-проект 3DBarnaul.ru, где в трехмерном формате представлены два проспекта — Ленина и Красноармейский. Распространяли информацию о нем только вирусным способом — через знакомых и в социальных сетях. В итоге количество просмотров 3D-панорам составило более 100 тыс.
И. О.:— Для распространения виртуальных туров требуется огромный штат — фотографы, продавцы и пр. А мы хотели бизнес, где возможно экспоненциальное масштабирование, как, например, у "В контакте". Там всего 30 программистов обслуживают всероссийский ресурс.
— Сколько вы заработали на виртуальных турах?
А. К.:— Скажем так, у нас был доход на порядок выше, чем у программистов в городе.
И. О.:— На заработанные деньги мы жили в течение нескольких месяцев, когда уже снизили обороты в этом бизнесе и занялись разработкой собственных приложений для телефонов на только что появившейся тогда операционной системе (ОС) Windows Phone 7 от Microsoft. Наше приложение для планирования личного бюджета до сих пор самое популярное в своей категории в интернет-магазине для телефонов с этой ОС, хотя мы его почти не продвигали. Но денег особых оно не приносит, потому что телефоны с этой ОС не так распространены, как тот же iPhone.
Метки на фотографиях
— Расскажите об идее для Startup Weekend.
А. К.:— Мы хотели сделать сервис, который позволял бы людям отмечать какие-то вещи или предметы на фотографиях в Интернете, чтобы они были более информативны. На Startup Weekend в течение трех дней мы в разных формах и с учетом предшествующих замечаний экспертов презентовали свой проект. Наиболее интересным для нас был Аркадий Морейнис, руководитель "Главстарта".
И. О.:— Когда мы дошли до него по "трубе" (эксперты сидели в ряд друг за другом, каждому из них нужно было за пару минут рассказать о проекте) и с оптимизмом все рассказали, он сразу начал нас критиковать. Сказал — "не прокатит". Это было неожиданно.
— А что ему не понравилось?
И. О.:— Некоторые считают, что для интернет-проекта главное — идея. Но если бы наша идея осталась в неизменном виде, то оказалась бы нежизнеспособной. Критика — это своеобразная проверка людей на адекватность. Могут ли они изменяться, если того требуют обстоятельства? Команда для всех серьезных инвесторов важнее идеи. Мы общались со многими инвестфондами. Одни из самых главных вопросов от всех: "Кто вы такие? Чем занимались? Кто у вас в команде?"
За три дня Startup Weekend мы услышали много замечаний и все учли, когда готовили финальную презентацию проекта. Концепция оставалась та же — тегирование брэндов на фотографиях, но внутри нее проект поменялся до неузнаваемости и в части функциональности сервиса, и в части необходимых финансовых вложений.
А. К.:— В итоге мы оказались в числе трех команд-финалистов. Аркадий Морейнис сказал: "Я готов инвестировать в эти проекты". Но по сути нам просто предоставили возможность дальнейшего сотрудничества. Еще месяц мы переписывались с ним, дорабатывали идею, только после этого нам дали денег. Стоит заметить, что из тех трех победителей только мы получили деньги, остальные, видимо, расслабились после Startup Weekend.
— Так все-таки в чем суть вашего проекта?
И. О.:— Наш проект называется TagBrand. Это интернет-сервис, который объединит пользователей по их приверженности к брэндам. Люди, которые любят определенные брэнды, имеют свой стиль и увлекаются шопингом, как правило, хотят показать своему окружению то, что они купили. На нашем web-сервисе человек сможет размещать свои фотографии и отмечать на них брэнды одежды, обуви и пр. Предусмотрены и дополнительные функции. Увидев какую-то интересную вещь на прохожем, вы сможете сфотографировать ее, выложить на наш сервис и спросить у своих друзей, что это за брэнд и где эту вещь можно купить. Отзывы точно будут, мы проводили исследования, которые это показали.
А. К.:— Еще одна функция — это помощь в выборе вещей. Можно будет сфотографировать себя в примерочной магазина и спросить у друзей, что лучше купить. Или посоветоваться, что надеть сегодня.
— Этот сервис существует как самостоятельный или как приложение к социальным сетям?
А. К.:— Это отдельный сервис, его адрес в Интернете TagBrand.ru. Там есть элементы социальных связей — подписки, личные сообщения и пр. Есть специальное приложение для iPhone. Сейчас проект находится в бета-тестировании — им пользуются только наши знакомые и инвесторы.
И. О.:— Точек входа на него может быть много, в том числе и через социальные сети. Можно будет не регистрироваться на сервисе, а пройти авторизацию через соцсеть.
— Как вы планируете на этом зарабатывать?
И. О.:— У нас есть несколько вариантов монетизации, но не хотелось бы о них рассказывать. Они еще могут миллион раз видоизмениться. Общая концепция такая: владельцы брэндов и их представители хотят взаимодействовать с интересующейся ими аудиторией. У нас о своих потенциальных потребителях они смогут узнать почти всю необходимую информацию: пол, возраст, предпочтения и прочее. Мы предоставим механизм взаимодействия брэндов и их фанатов.
А. К.:— Уже ведутся переговоры с потенциальными партнерами.
Победили в "битве"
— Можете ли вы за счет полученных от "Главстарта" средств заниматься только этим проектом и больше нигде не работать? Говорят, что в различных грантовых программах для начинающих инновационных предприятий на зарплату предусмотрен очень скромный бюджет.
И. О.:— Мы рады, что получили инвестиции, а не грант. Да, в нашем бизнесе теперь есть доля "Главстарта". Какая именно, мы не хотели бы говорить. Но зато у нас есть эксперт, который лично заинтересован в развитии нашего проекта, потому что вложил в него свои деньги. У получателей грантов такой поддержки нет. Да и люди, которые дают гранты, как правило, не так щепетильно подходят к их распределению, как инвесторы.
Потенциально мы можем получить от "Главстарта" до $ 100 тыс. — сумма зависит от затрат на создание и раскрутку проекта. Средства выдаются "порциями". Все расходы мы определяем сами. Сейчас у нас в команде восемь человек с учетом аутсорсеров. Зарплата у них конкурентоспособная, ведь мы заинтересованы в том, чтобы привлечь лучших специалистов. Некоторых из них мы знали еще до работы с "Главстартом". Себе зарплату тоже назначили сами. На жизнь ее хватает, но она не заоблачная. Наша цель не зарплата, а прибыль, которую мы будем получать с проекта.
— Когда ваш проект начнет приносить прибыль?
И. О.:— Мы не гонимся за быстрой наживой. Нам важно привлечь много пользователей.
А. К.:— Можно главной целью создания стартапа сразу сделать получение прибыли, например, как Groupon. Они начали почти сразу получать доходы с продажи скидочных купонов и параллельно набирать аудиторию. А можно сделать удобный сервис, который станет популярным и востребованным, например, как Facebook. Им пользуются миллионы людей по всему миру, и для них открыты любые способы монетизации этой аудитории.
И. О.:— Чем больше будет пользователей, тем дороже будет стоить наша компания.
— И тем дороже ее можно будет продать…
И. О.:— Продавать ее мы не собираемся.
А. К.:— "Главстарт" предоставил нам так называемые посевные инвестиции. Они нужны, чтобы мы сделали прототип, который докажет свою работоспособность. После этого мы будем привлекать следующего инвестора.
И. О.:— В декабре прошлого года мы приняли участие в "битве стартапов", проходившей на международной конференции TechCrunch. Это одно из самых значимых IT-мероприятий, проводимых в России, которое организуют сотрудники techcrunch.com — влиятельного международного информационного ресурса об IT. В жюри сидели эксперты из Intel Capital, Runa Capital и другие. Даже просто принять участие в этой "битве" уже престижно, а мы не только прошли отбор в число восьми участников, но и стали победителями. Главный приз — возможность по Skype презентовать свой проект Джереми Левайну, партнеру венчурной компании Bessemer Venture Partners. Он входит в 20 крупнейших инвесторов в сфере технологий в рейтинге Forbes по итогам 2011 года.
— Как он оценил ваш проект?
А. К.:— Не будем ничего загадывать. Но, скажем так, он заинтересовался.
И. О.:— Сказал, что хочет продолжить общение.
— А если с этим проектом ничего не получится, что тогда?
И. О.:— Все получится.
А. К.:— Не может быть такого, чтобы не получилось. Идея работоспособная, возможно, в ней придется что-то поменять после отзывов пользователей. Мы ведь не можем сразу придумать то, что понравится всем. Это нормально.
И. О.:— Хочу подчеркнуть, что наша идея оригинальная, мы ее ни у кого не крали. А ведь большинство российских интернет-стартапов — это просто клоны успешных западных проектов. Мы когда-то тоже рассматривали возможность создания местного ресурса, где бы продавались купоны со скидками, как на Groupon. Обсуждали эту идею совместно с владельцем одной из барнаульских web-студий. Но в итоге решили, что это бесперспективно. У нас троих были бы высокие доходы, на московском уровне. Но что дальше? Мы бы увязли в этом проекте, потратили бы кучу времени, а потом бы нас вытеснил крупный игрок. И действительно, через некоторое время в Барнаул из центральной России пришел Biglion, а затем и Groupon, конкурировать с ними смысла точно не было.
Имея местный интернет-ресурс, можно не просто заработать на жизнь, но и купить себе дорогую машину. У нас всегда была другая цель — сделать что-то более масштабное, большую компанию, которая сможет конкурировать на международном рынке.
— Планируете переехать в Москву?
И. О.: — Да, конечно. Мы пока не решили, будем ли перемещать весь офис в Москву или только команду по продвижению, по работе с партнерами.
Что мы знаем о "Главстарте"
Компания "Главстарт" была создана в 2009 году известным российским экспертом в области Интернета Аркадием Морейнисом. В середине 2010 года "Главстарт" заключил соглашение с американскими правообладателями мероприятия для поиска интернет-стартапов Startup Weekend с целью проведения его в России. Startup Weekend — это трехдневная рабочая сессия, на которой эксперты оценивают перспективы идей компаний-стартапов, начинающих или желающих начать свою деятельность в сфере IT или Интернета. На Startup Weekend заявляются идеи, для реализации которых требуется не более 12 месяцев и $ 100 тыс. За такой объем инвестиций "Главстарт" просит долю в стартапе 35–45%, возможен и меньший объем инвестиций соответственно за меньшую долю в стартапе.
Самое важное - в нашем Telegram-канале