Компания "Эвалар" начинала свою деятельность практически с нуля, а теперь превратилась в настоящую фармакологическую империю. Этого удалось достичь за 20 лет — в конце прошлого года предприятие отметило юбилей. Сейчас каждый четвертый продаваемый в России БАД производят в Бийске.
Лариса Прокопьева,
генеральный директор "Эвалара":
Всего 12 человек создали в начале 90-х небольшое предприятие — и вот нас уже тысяча человек.
Александр Жарков,
генеральный директор ФНПЦ "Алтай":
Никакой помощи извне в становлении не было, - все на саморазвитии. Объемы начинались с сотен тысяч рублей, потом пошли миллионы, потом удвоение, и в итоге из десятков акционерных обществ в Бийске, которые в 90-е годы искали свое направление, "Эвалар" достиг самых больших высот. Сегодня он занимает около 25% аптечного рынка БАД. Продукция наукоемкая, конкурентоспособная. Все соответствует международным требованиям GMP. Это признано и российской, и международной общественностью.
Признано и потребителями: ведь именно они с помощью независимого общенародного голосования определяют, кто из производителей станет обладателем премии "Народная марка". В год своего 20-летия "Эвалар" получил такую награду — уже второй раз.
В "Эваларе" причины объясняют просто: собственная сырьевая база, полностью автоматизированное производство, современные лаборатории, квалифицированный персонал. Фармацевтическое производство полного цикла — от выращивания целебных трав до выпуска лекарств — создано "Эваларом" впервые в России. На плантациях компании выращивается 30 видов лекарственных трав: пустырник, красный клевер, левзея, а в высокогорьях — редкие виды дикоросов.
Любовь Калачикова,
руководитель группы разработки БАДов:
В центре горного массива Азии Алтай с одной стороны, а Тибет с другой, — тут сильно мы не отличаемся. Используем те же травы, что в тибетской медицине.
Будни завода
Тонкий пряный запах трав на всех этажах. В кабинетах специалистов стеллажи с пирамидами ярких коробочек, внутри бело-зеленого здания светло и зелено. Похоже на обычный офис, но организация секретности впечатляет. Везде видеокамеры, строгий пропускной режим. Каждый сотрудник подписывает договор, запрещающий ему разглашать информацию, связанную с работой. Это необходимость — конкуренция в сфере фармацевтического производства очень высока.
Специалисты "Эвалара" в настоящее время разрабатывают как минимум пять препаратов из алтайских эндемиков, и речь идет об абсолютной уникальности. Этого не производят ни в России, ни в мире, для медицины свойства этих алтайских растений еще не открыты. Каких именно растений? Вам пока не скажут, современные работы — коммерческая тайна.
Однако можно оценить уровень разрабатываемых препаратов, сравнив с уже состоявшимся открытием, — таким несколько лет назад стал красный корень, открытый для медицины именно в "Эваларе". "Красный корень плюс", как утверждают в компании, сегодня первое лекарство из реликтового растения алтайских гор. "Препарат показывает большую эффективность, чем применяевшиеся ранее, — поясняют в отделе регистрации лекарственных средств, — иначе его и не удалось бы зарегистрировать как лекарство, ведь менее эффективные или аналогичные препараты регистрировать нет смысла". Сначала препарат выпускался в форме БАДа, а сегодня он зарегистрирован как лекарство. Это уже проторенная тропа для регистрации лекарственных средств. Так, в 2011 году выпустили два препарата. Один из них является растительным дженериком. Второй — спрей "Аквамастер". Оба они были БАДами, сейчас имеют бессрочный статус лекарства.
В компании готовятся к регистрации в качестве лекарственного средства "Глицина Форте" — того самого, с которым связано нашумевшее разбирательство в ФАС: реклама препарата создавала впечатление, что это лекарство, хотя в настоящее время "Глицин Форте" — биологически активная добавка.
На "Эваларе"помнят письмо, пришедшее из Германии: мужчина жил на Алтае, лечился красным корнем, помогало. Приехал в Германию, стал искать по аптекам — не продается! В следующий визит на Алтай закупил лекарство — и прислал благодарность.
Такие отзывы вдохновляют не только разработчиков, но и распространителей: в ближайшем времени "Эвалар" планирует выйти на международные рынки. Экспорт уже налажен в страны ближнего зарубежья, бывшие союзные республики, теперь цель — дальнее зарубежье. Страны, в которых препараты компании появятся в первую очередь, — Германия, США.
Еще при строительстве завода в 2002 году предприятие было оборудовано по международным стандартам GMP — впервые в России. Сейчас говорят, что Лариса Прокопьева их предугадала, ведь теперь эти стандарты официально действуют и в нашей стране.
Обеспечивает показатели кластера
Дмитрий Белоусов,
исполнительный директор "Алтайского биофармацевтического кластера":
"Эвалар" входит в состав "Алтайского биофармацевтического кластера", это один из основных членов партнерства. Именно его объемы реализации продукции в основном обеспечивают показатели кластера. Кроме этого, совместное продвижение брэндов "Эвалар" и AltayBio дает синергетический эффект.
Про "Эвалар" необходимо обязательно сказать, что компания выбрала правильную стратегию коммерциализации: препарат выходит на рынок как БАД, достигает определенной степени коммерческой зрелости, после чего регистрируется как лекарственное средство. Уже знакомое потребителю, заслужившее доверие.
В Госдуму прошел депутат Александр Прокопьев, директор по развитию компании "Эвалар". Мы выдвинули его кандидатуру, чтобы получить поддержку в интересах фармацевтической отрасли. Коллега Александра Прокопьева по Госдуме, депутат от Томской области Людмила Огородова, уже сейчас успешно продвигает идею создания технологической платформы "Медицина будущего".
Соблюдаются четыре принципа
Татьяна Зеленина,
начальник Управления пищевой, перерабатыващей и фармацевтической промышленности Алтайского края:
Что позволяет "Эвалару" стойко удерживать свои позиции на российском рынке, выходить со своим продуктом на другие страны? Во-первых, это качество: предприятие внедрило международные стандарты GMP. Второе — натуральность используемого в производстве БАДов и лекарств сырья — только из экологически чистого сырья и компонентов. Третье — современность. Ни на минуту, ни на один день компания не останавливает научные изыскания в собственных лабораториях, в привлеченных лабораториях, а это очень важно. Четвертым фактором, определяющим успех, является доступность препаратов. Составляя пропорцию цены и качества продукции, "Эвалар" стремится сохранять ее доступной для населения края и России. И вот соблюдение этих четырех признаков позволяет "Эвалару" быть впереди.
На регистрацию уходит до восьми лет
Татьяна Богданова,
начальник отдела регистрации лекарственных средств фармацевтической компании "Эвалар":
Критерий, необходимый для того, чтобы препарат стал лекарством, — клинически доказанная эффективность. Клиники, в которых проводятся исследования, всегда разные. Мы можем использовать только те клиники, которые прошли регистрацию в Минздравсоцразвития, они все проходят переаттестацию. Если речь идет об оригинальных препаратах, о нашем уникальном сырье, которым никто никогда в жизни не занимался, которое не включено ни в какие фармакопеи, конечно, приходится проводить полный цикл доклинических и клинических исследований. Вначале проводятся исследования на животных. Для растительных препаратов, уникальных, регистрация — самый сложный этап, самый дорогостоящий. И длительный по времени — на регистрацию одного такого лекарства уходит до восьми лет.
Факт
В Москве "Эвалар" имеет сеть из шести собственных аптек.
Анна Наседкина
Самое важное - в нашем Telegram-канале