Экономика

Какие фискальные реформы предлагает после выборов "Деловая Россия"

Общественное объединение предпринимателей "Деловая Россия" совместно с Институтом Гайдара подготовило документ под названием "Налоговый маневр". По мнению разработчиков, "налоговый маневр" позволит ликвидировать дефицит Пенсионного фонда РФ без дальнейшего повышения налоговой нагрузки на бизнес через взимание целевых налогов. В противном случае российскую экономику, и в частности бизнес, ждут слишком серьезные угрозы.

"Ваше дело" публикует наиболее важные фрагменты этого текста с конкретными предложениями по реформе налоговой системы.

Акциз на табак

Государство неоднократно заявляло о борьбе с курением и пропаганде здорового образа жизни как о своих важнейших приоритетах. Практика взимания акцизов на табачную продукцию прямо противоречит этим декларациям. Россия не только обогнала по количеству потребляемых сигарет Китай, но и является страной с одними из самых низких акцизов на табачную продукцию в мире.

В случае применения в России минимальных ставок акцизов на табак хотя бы на уровне беднейших стран ЕС при потере рынка в 35% (10% за счет сокращения контрабанды из России и 25% — за счет снижения уровня курения) доходы бюджета России от табака составят 600 млрд. рублей.

В 2008 году среднее значение акциза в Европейском регионе ВОЗ составило 1,83 евро на пачку сигарет. Бюджетный потенциал такого повышения акциза составляет 800 млрд. —
1 трлн. рублей с учетом 30%, а в среднесрочной перспективе и 40% снижения продаж.

Акциз на алкоголь

Алкогольная промышленность всегда служила одним из главных источников пополнения государственного бюджета в России. Сейчас поступления в бюджет из этой отрасли совершенно неудовлетворительны.

Акциз на крепкие алкогольные напитки в России в среднем в 2,5 раза ниже, чем в беднейших странах ЕС. В России ставка акциза на крепкий алкоголь — 210 рублей за литр этилового спирта, в Литве — 12,7 евро (около 500 рублей).

Производство водки, с которого собираются акцизы, по всей вероятности, составит в 2012 году около 1,1 млрд. литров, продажи — около 1,6 млрд. литров. При повышении акциза на крепкий алкоголь до 500 рублей за литр этилового спирта доходы от акцизов должны составить 220 млрд. рублей при некотором улучшении администрирования сборов акцизов, которое вполне должно быть обеспечено усилиями Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка.

В случае улучшения администрирования сборов акцизов на крепкий алкоголь (100% собираемость и акцизы уровня Литвы) возможны доходы до 320 млрд. Однако в этом случае возможна потеря около 30% рынка в пользу менее крепких напитков (также подакцизных). Доход от акцизов на крепкий алкоголь в этом случае составит 220 млрд. рублей. Около 70 млрд. рублей уже планируется собрать при текущих ставках акциза на крепкие напитки, поэтому бюджетный потенциал повышения акцизов на крепкие напитки до уровня Литвы при условии улучшения их администрирования составляет более 150 млрд. рублей дополнительных доходов бюджета.

НДПИ на газ

Существенным источником пополнения бюджета было бы доведение изъятия ренты в газовом секторе до уровня нефтяного сектора. Это дало бы в бюджет дополнительно 1,6% ВВП. В условиях 2011–2013 годов это соответствует дополнительным поступлениям в объеме 800, 890 и 990 млрд. рублей соответственно.

НДПИ на нефть

Также резонно было бы провести тонкую настройку изъятия природной ренты в нефтяном секторе на основе реальной экономической оценки месторождений полезных ископаемых и участков недр.

Анализ показывает, что уровень изъятия государством природной ренты в нефтяном секторе на один баррель нефти в Норвегии составил 57 долларов США, а в России — 47 долларов США при более высокой себестоимости добычи в Норвегии. Эта разница показывает потенциал увеличения доходов бюджета. С учетом физических объемов нефтедобычи возможно обеспечить около 800 млрд. — 1 трлн. рублей дополнительных доходов.

Важно отметить, что, поскольку речь идет об изъятии ренты, повышение налоговой нагрузки согласно базовым принципам экономической теории не должно негативно сказаться на динамике производства.

НДПИ на недвижимость

На сегодняшний день доходы от налога на имущество физических лиц ниже расходов на его сбор. Расчеты показывают, что при полном освобождении социально малообеспеченных граждан от налогообложения и приемлемом увеличении налоговой нагрузки на обеспеченную часть населения рост поступлений в бюджет составит не менее 200 млрд. рублей в год.

При этом "Деловая Россия" вполне отдает себе отчет, что для большинства собственников приватизированных квартир платить налог по рыночным расценкам на недвижимость — неподъемная ноша. Поэтому следует установить порог отсечения, до которого налог на недвижимость будет или ничтожным, или вообще не будет взиматься. Таким порогом могла бы стать цифра примерно в 50–60 кв. метров на человека. Таким образом, налог на недвижимость фактически будет налогом на роскошь.

Дивиденды госкомпаний

В России отсутствует сколько-нибудь прозрачная и понятная государственная дивидендная политика в отношении госсобственности. Одно российско-вьетнамское предприятие "Вьетсовпетро", добывая нефти меньше, чем "Роснефть", выплачивала до недавнего времени дивидендов больше, чем "Роснефть", "Газпром", РЖД, ФСК, Сбербанк вместе взятые (в среднем до падения объемов добычи, произошедшего в последние два года, 1 млрд. долларов).

По расчетам Экономической экспертной группы, уровень доходности государственной собственности составляет аномально низкие 0,5% годовых. Уровень дивидендов, выплачиваемых основному собственнику — государству, такими организациями, как "Роснефть", "Газпром", РЖД, ФСК, Сбербанк, намного ниже, чем в государственных компаниях зарубежных стран как развитых, так и развивающихся. Для сравнения: за 2008 год мультипликатор "Дивиденды/Объем добычи" составил для компаний "Вьетсовпетро" — 5, StatoilHydro — 7, BP — 23, Chevron Corp — 8,7, "Роснефть" — 0,8.

Дивидендный потенциал только "Роснефти" может быть оценен в объеме не менее 100 млрд. рублей ежегодно. Неэффективная дивидендная политика приводит к низкому качеству менеджмента организации и низкой эффективности ее работы.

Выводы

Существуют альтернативные источники покрытия дефицита Пенсионного фонда и фонда ОМС. Потенциал этих источников многократно превосходит искомую от повышения страховых выплат сумму.

За счет использования предложенных выше источников можно не только не повышать страховые выплаты, но и снизить налоги, критически важные для обеспечения конкурентоспособности российской юрисдикции и модернизации экономики, а именно НДС, НДФЛ, налог на прибыль.

Предлагаемый налоговый маневр позволяет без повышения налогов общего плана изыскать дополнительные доходы в бюджет в районе 3,5 трлн. рублей. Расчеты показывают: установление приемлемой ставки повлечет выход из "тени" и рост сборов, соизмеримый с ростом по НДФЛ.

История вопроса

С 2011 года размер совокупных взносов возрос до 34%, с 2012 года его снизили до 30%. Увеличение данного налога аргументировалось дефицитом Пенсионного фонда России, так как именно ЕСН являлся средством его наполнения.

По мнению экспертов "Деловой России", сейчас структура налогов России такова, что она усиливает сырьевую зависимость страны, а не стимулирует производство и несырьевой сектор экономики и как итог — инновации и модернизацию экономики. Учитывая высокую долю расходов на заработную плату в структуре затрат на несырьевых, особенно перерабатывающих производствах, все вышеперечисленное способно вызвать затяжную стагнацию отечественной экономики.

P.S. Уважаемые читатели, если у вас есть свои предложения по налоговой реформе, то редакция готова опубликовать ваше мнение.

Цифра

3,5 трлн. рублей могут составить дополнительные доходы в бюджет после реализации "налогового маневра".

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость