Экономика

Роман Роменский из компании "Дымов" оценил возможности американского ритейла

Представители нескольких российских компаний побывали в ритейл-туре по США, организованном компанией  FastForward. Они посетили Wal-Mart, Whole foods, Walgreen и другие крупные сети. По итогам тура 23 апреля текущего года прошел вебинар, в ходе которого Роман Роменский, руководитель представительства компании "Дымов" в Санкт-Петербурге, дал небольшой обзор розничного рынка Америки, а также ответил на вопросы участников вебинара.

— Я работаю в Санкт–Петербурге, где 70–80% продаж продукции "Дымов" приходится на торговые сети. Год от года количество отдельно стоящих магазинов сокращается, но зато буквально в 200 метрах друг от друга открываются магазины одного и того же ритейлера.  Мне хотелось привнести какие-то новшества в работу нашей компании с сетями, именно поэтому я и отправился в менеджмент-тур. Кроме того,  в поездку мы пригласили своих ключевых партнеров, компании Х5 Retail Group и "Лента". Объем информации, который мы почерпнули в ходе поездки, был огромным. За неделю нам удалось увидеть практически все форматы продуктового ритейла, представленные в США.

"Аптеки США не считают себя аптеками. Они говорят: "Мы не аптека, мы скорее минимаркет... А еще у нас есть тут такой уголок, где можно купить лекарства".

— Первое, что обращает на себя внимание, — в Америке огромное количество аптек торгует продуктами. Сложно представить такое в Москве или Санкт-Петербурге. Тем не менее этот формат крайне интересен.

Я не в первый раз посещал Америку и успел заметить, что у этой нации есть две беды: лень и нездоровое питание. Люди в возрасте 20–25 лет уже страдают диабетом и другими заболеваниями, поэтому лекарства там пользуются огромным спросом. И зайдя за каким-то необходимым лекарством, человек выходит с полной корзиной продуктов. Маленькие корзины там не предусмотрены. Статистика показывает, что данный формат сейчас является одним из самых быстрорастущих.

В этом контексте также интересен пример магазинов 7Eleven, которые исторически развивались как сеть АЗС, позднее начали получать основной доход с продаж  продуктов, а бензиновый бизнес отдали на аутсорсинг.

"Whole foods раздал 1 млн. купонов онлайн на скидку 10%".

— У нас в стране есть несколько магазинов-брэндов — это ГУМ, ЦУМ, "Елисеевский", но в Америке таким для меня стал  Whole foods. Для магазинов Whole foods  характерно просто шокирующее количество свежих продуктов, которые как будто только сорваны с грядки. Клубника, которую я купил по $ 4 за килограмм, не только пахла клубникой, но и была таковой на вкус.

Немного наблюдений по поводу сервиса. На входе я не стал брать корзинку, но когда выбрал пару шоколадок, ко мне подошли несколько человек из числа персонала и предложили помочь ее понести, если нужно. В принципе, учитывая уровень цен в этом магазине, такая услуга вполне уместна. Одна покупательница сказала, что Whole foods   означает "дыра в кармане покупателей", поскольку уйти без покупки невозможно.

Приятно было отметить, что значительное место на полках отдано местным производителям.  У нас крупная сеть не будет работать с заводом, который не в состоянии обеспечить продукцией все ее магазины, а Whole foods будет, если покупатели в конкретном районе любят продукцию конкретного производителя.

Стоит сказать, что большое внимание здесь уделяется безопасности и качеству пищи. Различные сладости на разновес или другие кулинарные изделия снабжены номером, по нему на специальном терминале можно получить исчерпывающую информацию о калорийности продукта, его составе, о рекомендациях и противопоказаниях.

Одним из популярных сегодня в Америке способов продвижения являются купоны. На них сейчас помешана вся страна. Whole foods раздал 1 млн. купонов онлайн на скидку 10%. Мы долго дискутировали в своей группе, зачем это нужно компаниям, ведь это реальная потеря денег, кроме того, нужно дополнительно заплатить организатору продажи купонов. Но ответ здесь очень простой: компания понесла затраты, но трафик в своих магазинах значительно увеличила.

"В "однодолларовые магазины" ходят не все".

— Очень интересным форматом является так называемый dollar. На  небольшой площади размещен скромный ассортимент, но по довольно низким ценам. Продуктов питания здесь не так уж и много. Если и можно увидеть молоко или колбасу, то эти продукты имеют сроки хранения от двух недель. Местные жители говорят, что такие магазины удобны, поскольку располагаются рядом с домом и цены в них очень низкие.

Менеджеры рассказывали нам, что в магазине работает не более восьми человек, при этом трое из них "приходящие", то есть они выходят на работу при большом потоке покупателей. Все сотрудники взаимозаменяемы. Директор магазина может сесть за кассу, а кассир — пойти припарковать машину клиента.

Однако немногие люди готовы заходить в такой магазин за покупками, поскольку считают это несколько ниже своего достоинства. При этом такой формат магазина является самым быстрорастущим, поскольку не требует больших площадей, его можно быстро открыть в любом райончике.

"Придумывают как можно больше, чтобы делать как можно меньше".

— Дела с интернет-торговлей в США обстоят довольно неплохо. Известный сайт amazon.com некоторое время назад начал осуществлять продажу продуктов. Если изначально ассортимент сайта составлял 2 тыс. наименований, то сейчас вырос до 11 тыс. позиций. В целом через Интернет продаются товары  с очень длительным сроком хранения и большими упаковками. Люди могут запастись и получить огромную скидку. Удобно, что в вашем личном кабинете сохраняется  обычный заказ и компьютер может напомнить, что заканчивается туалетная бумага или пришло время заказать ваш любимый томатный соус. При американском образе жизни потенциал такого сервиса огромен.

Для сравнения: в 2006 году продажи категории "еда и напитки" в Интернете составляли $ 6,2 млрд., а в 2011 году эта цифра удвоилась. Оборот компьютерных устройств и программного обеспечения в Интернете  — $ 24,8 млрд. Думаю, что уже вскоре продукты в Интернете догонят компьютеры.

Особая история — торговля в метро. Выбрать товары здесь можно при помощи смартфона, поднеся его к штрихкоду. Этот заказ вам доставят на дом. Ехать домой в  Нью-Йорке можно часа два, и вполне возможно, что продукты приедут раньше вас. Можно сформировать постоянный заказ, который будет доставляться раз в месяц.

Еще одним уникальным форматом являются автоматы по продаже различных мелочей непосредственно на выходе из магазина. Люди часто забывают покупать их в самом магазине. Это может быть вода, жвачка, бытовая химия и т. д. Чтобы купить такие товары, не нужно заходить в огромный супермаркет, искать необходимое и стоять в очереди.

Вопросы участников вебинара

— Сколько лет потребуется рос­сийским ритейлерам, чтобы приблизиться к американскому уровню сервиса?

— Десять лет назад мне довелось какое-то время жить в Англии. Тогда меня потряс местный гипермаркет, и сейчас, спустя 10 лет, только одна из наших сетей под названием "О'Кей" приблизилась к такому уровню сервиса. Поэтому пройдет как минимум лет пять, прежде чем в России появится то, что мы увидели в Америке.

— Насколько сложен вход в сеть для американского производителя?

— Я приведу небольшой пример российского производителя. У нас было огромное желание выйти на американский рынок, более того, мы нашли партнера, которому было это интересно. Дело в том, что сегмент копченой колбасы у них не закрыт вообще. Делая наценку на свою продукцию 200–300%, можно очень неплохо работать на этом рынке. И первым шагом к началу поставок является сертификация нашего завода по американскому стандарту. Я скажу честно, пожалуй, только на уровне президентов можно решить этот вопрос.

Наладить какое-то производство в Америке тоже достаточно сложно. То есть на уровне закона там действуют заградительные барьеры для иностранных поставщиков. И лично мы пока не знаем, как их преодолеть. Если говорить о местных поставщиках, то я уже упоминал, что американские сети готовы сотрудничать даже с небольшими фермерами. 

— Какие импортные товары представлены в американских магазинах?

— На этикетке товаров, которые продаются в Америке, не так просто найти производителя. Даже дата производства не указывается. Пишут только, до какой даты можно употребить этот продукт. Поэтому я не могу ответить на этот вопрос.

— Есть ли в американских магазинах детские комнаты?

— Тележки в магазинах очень хорошо оборудованы для детей, но я не замечал, чтобы в магазинах были детские комнаты.

— Во всех ли мага­зинах есть Wi-Fi?

— Понятно, что в любом аэропорту он есть, меня даже не удивило, что он был в автобусе, который встречал нашу группу, но если говорить о кафе или других общественных заведениях, то количество сетей Wi-Fi уже не помещалось на экране моего телефона. Уровень проникновения сетей очень высок. И в магазинах они тоже, естественно, есть.

— Как в американских магазинах решается вопрос навигации? Легко ли найти нужный ряд?

— Особенностью исключительно Wal-Mart является то, что стеллажи в торговом зале расположены не поперек, а вдоль. Проходов между стеллажами нет. Если вы повернули не туда, то вам придется пройти добрых пару миль, чтобы найти нужный ряд.

— Какие максимально большие упаковки туалетной бумаги вы видели?

— Я видел упаковку, которую вполне может обнять здоровый мужчина.

— В какой части города располагаются американские магазины?

— Я выделил для себя такой тренд: в густонаселенных районах, таких как Манхэттен, умудряются встраивать магазины формата 7Eleven или аптечной сети. Если говорить о покупках на неделю, то их делают в крупных гипермаркетах, где на парковке стоит несколько тысяч автомобилей. Как правило, такие магазины размещаются комплексно в пригороде и на границе городов.

— Wal-Mart специализируется на продаже продуктов питания, но там можно купить и одежду. А примерочные там организованы?

— Лично я несколько раз хотел купить кое-что из одежды в Wal-Mart, но примерочных там не обнаружил. Наверное, американцы знают свой размер на глаз. Кстати, я впервые тогда увидел одежду размера ХХХХL.

Что мы знаем о Романе Роменском

"Моя карьера началась в X5 Retail Group. В то время компания только выходила на рынок и еще не являлась таким большим и страшным монстром, которым она представляется сейчас, — рассказывает г-н Роменский. — Я ушел из компании в должности директора магазина. Этот бесценный опыт мне очень пригодился на следующем месте работы в компании "КомпоМос", которая сейчас имеет финского собственника. Оттуда я был приглашен работать в компанию "Дымов", которая является крупнейшим производителем мясопродуктов практически на всей территории России".

FastForward, Wal-Mart и другие

FastForward

С 2004 года компания занимается организацией открытых, а также корпоративных визитов с целью получения знаний и ценных бизнес-контактов. Реализует программы менеджмент-туров по информационным технологиям, мобильной связи, логистике, ритейлу и т. д. Офисы компании находятся в Киеве и Москве.

Wal-Mart

Мировой лидер в области ритейла. Торговая бизнес-империя с годовым объемом продаж $ 351 млрд.

Walgreens

Лидирующая фармацевтическая сеть магазинов, которая оперирует в 49 штатах США, прочно закрепившись в данном сегменте еще в 1901 году.

Whole foods

Крупнейшая в США сеть по продаже здоровых органических продуктов. В условиях набирающей обороты борьбы за здоровый образ жизни компания занимает все более прочные позиции, заработав только в 2007 году $ 5,6 млрд.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость