Жизнь

Нужны ли России новые пионеры?

19 мая исполняется 90 лет со дня создания Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина. Как и многое в наследии советской эпохи, она вызывает к себе диаметрально противоположные отношения. У кого-то воспоминания о красных галстуках, кострах и пионерской картошке рождают ностальгическую улыбку, для кого-то само слово "пионер" – как красная тряпка, ведь советская пионерская организация была частью системы идеологической обработки масс. Участники сегодняшней дискуссии размышляют о том, нужны ли аналоги подобной организации в современном обществе. И допустимо ли вовлекать детей в идеологически, религиозно или политически окрашенные движения?

Инфографика: пионеры
Инфографика: пионеры
Михаил Хозяйкин

Сергей Селюнин (группа "Выход"):

Пионеры так много хотели,
Но всегда не хватало денег.
А потом им подвалили деньги,
Но уже ничего не надо.
Пионеры еще вернутся…

Опрос. Чем прежде всего должны заниматься детские организации?

Приучением детей к бережному отношению к окружающей среде — 50
Развитием творческого потенциала детей (театр, музыка, танцы и т. п.) — 41
Патриотическим воспитанием — 39
Физической, спортивной подготовкой детей — 39
Изучением истории страны и родного края — 23
Заботой о социально незащищенных гражданах — 19
Приобщением детей к активной общественной работе — 16

До трех ответов на выбор. Опрос 1 600 россиян проведен ВЦИОМ в 2007 году в связи с 85-летием пионерской организации.

Идеология – бред и вред

Владислав Крапивин,
детский писатель, создатель отряда "Каравелла":

Я категорически утверждаю, что детей вовлекать в идеологию не надо. Вся эта идеология, по-моему, сплошной вред. У меня на эту тему в книге "Стеклянные тайны Симки Зуйка" есть диалог десятилетнего мальчика и его интеллигентной тетушки. Она рассказывает о том, как запрещали абстрактное искусство. Симка не понял насчет принципов  реализма и спросил:

– Как же нет смысла, если так красиво?

– Твои бы слова да нашим идеологам в уши, – вздохнула Нора Аркадьевна.

– В чьи уши? – опять не понял Симка.

– В уши дураков, – резковато ответила тетя Нора.

И Симка долгое время был уверен, что идеологи и дураки – одно и то же (а потом, через много лет, снова пришел к этой мысли).

Ребята должны учиться заниматься полезными делами: строить парусники, снимать фильмы, писать рассказы, выпускать журналы, помогать людям, а не поддерживать взрослых идеологов в их скандальных, неопределенных и достаточно эгоистичных делах и движениях. Там, где начинается идеология, начинаются споры, грех, вражда. Идеологией, по-моему, занимаются люди, которые ничего делать не умеют. Кому-то это покажется грубым, но мне уже плевать.

Из моего пионерского детства ярко запомнился такой эпизод. Меня, третьеклассника, выбрали на слет, и мы маршировали по главной улице Тюмени от нашего района до городского театра под барабан и горн. И было ощущение гордости и даже полета, что я рядом с товарищами. Это было настоящее: настоящая радость, настоящее ощущение дружбы…

У меня хорошее отношение к той пионерской организации, в которой состоял я. Мы сажали деревья, мастерили скворечники, играли в футбол, ходили в походы, ставили спектакли. Какая там была идеология: ребята, занимайтесь добрыми делами и учитесь дружить – вот и вся была идеология. Если там где-то упоминались Ленин, Сталин – это было формальностью пустой, неким обычаем, на который никто не обращал внимания. Если бы что-то подобное было сейчас, было бы прекрасно.

Пионеры внутри нас

Максим Капустин,
председатель общественной организации "Сами":

В школах детские политические организации запрещены законом об образовании. По закону у нас ребенок должен быть огражден и от политического, и от религиозного влияния. Это задача семьи – формировать в нем навыки, умения, принципы и установки. Когда же в это дело вмешиваются политические партии, они, естественно, тянут одеяло на себя. То, что партии создают при себе подобные организации, на мой взгляд, бессовестно. Они готовят себе членов, заранее готовят для себя мягкую подушку. Чем это заканчивается, мы знаем по нашему семидесятилетнему историческому опыту. Особенно показательными были тридцатые годы. В фашистской Германии, кстати, тоже очень активно действовали детские политические организации. Создание подобных организаций в дальнейшем может привести к тем же последствиям, если не худшим.

Я сам успел побыть пионером и ловлю себя на том, что часть моей жизни отводится на борьбу внутри себя с теми идеологическими установками, которые я получил в детстве. И наблюдаю, что нашими руководителями государства и края зачастую реализуются пионерские установки, правят штампы, которые они оттуда вынесли.

Если Европа пришла к тому, что приоритет интересов личности важнее интересов государства, то у нас благодаря идеологической системе до сих пор считают, что интересы государства важнее интересов личности.

Было много добра

Любовь Швецова,
зампредседателя Госдумы, бывший председатель Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина:

Пионерская организация по сути своей была привлекательна для детей. Во-первых, перспективой. Сегодня ты – пионер. Завтра – комсомолец. Всегда рядом со старшими.

Во-вторых, в силу своей узнаваемости. Я пионер – и я всем интересен. Утро начинается с "Пионерской зорьки" по Всесоюзному радио, днем школьника встречает газета "Пионерская правда", вечером на Центральном телевидении идет передача "Отзовитесь, горнисты!". В-третьих, привлекательна была отношением, уважением, признательностью со стороны взрослых в целом и органов власти в частности. Страна баловала пионеров, заботилась о них.

При этом, да, система носила идеологический характер, что само по себе и не так плохо, как может показаться на первый взгляд. (Не будем забывать, сколько было в рамках той идеологии проповеди добра, справедливости, патриотизма!) Но идеология была идеологией партии. И как только серьезно пошатнулись устои этой партии, рухнула детская организация. Тем более что организационно и финансово система была неустойчива.

Сегодня мы должны защитить детское движение не только от разного рода экстремистов и маргиналов, но и от узкопартийного влияния. "Припартийные" детские организации – потешные формирования. Все они плод усилий расчетливых политтехнологов, для которых дети, подростки не более чем выигрышный пиар-ресурс. Преступно выводить детей на политпикеты, вовлекать их в политические разборки.

Опрос. А вы бы отдали ребенка в пионеры?

Алексей Бунелик:

Наверно, я хотел бы, чтобы мои дети были пионерами. Мне нравятся старые фильмы о пионерах. У них была красивая форма: галстуки, пилотки. В советское время было лучше…

Катерина Никулина:

Я вообще мало знаю о пионерах. Маршировали дети с красными галстуками… Бабушка моя была пионеркой. Говорила, что у них дисциплина была и порядок. А у нас сейчас – разгуляй.

Светлана Кехтер:

Помню свое детство интересное. В нас воспитывали любовь к Родине, чувство товарищества. Какая-то сплоченность была.

Оксана Полетаева:

Пионерия много давала. Конечно, было много идеологии. Категорически бы не хотелось, чтобы детей втягивали в политику. Еще такой момент: в пионеры 22 апреля принимали достойных (отличников и хорошистов), а троечники переживали. Вот этого деления не хотелось бы. Сейчас у школьников больше свободы выбора, много интересных детских организаций.

О чем рассказывают музейные экспонаты

Этой весной в барнаульском "Музее времени" появились новые экспонаты – пионеры, сделанные в советское время из бетона. Одну пионерскую пару передал в музей Николай Стерликов из Усть-Кана.

– Раньше пионер и пионерка дружно стояли в селе Черный Ануй у школы, в которой я учился, – рассказал Николай Иванович. – А потом их захотели выкинуть на свалку…

Другую скульптурную композицию подарила музею Нина Михайловна Таровитоваиз Новичихи. Ее сын Владимир однажды привез побитую пионерскую пару из разоренного пионерского лагеря.

– Мы их отреставрировали, подкрасили и поставили рядом с домом, – рассказывает Нина Михайловна. – Бывало, утром проснешься, а пионеры снова побитые лежат. Поднимали, опять реставрировали…

В "Музее времени" можно увидеть и другие экспонаты, хранящие правду о детской советской истории, в которой были как светлые, так и темные страницы.

Чего стоит описание пионерских игр в записной книжке учащихся "Товарищ", изданной в 1931 году. Школьникам, к примеру, предлагалось играть в "Политтир":

"На фанере рисуются наши враги: нэпманы, кулаки, капиталисты, белогвардейцы, генералы, социалсоглашатели, фашисты и др. Типов для тира можно найти в „Пионерской правде” или журналах. Присмотритесь внимательно к карикатурам и перерисуйте их. Затем лобзиком пропиливаются определенной величины отверстия так, чтобы в них свободно прошел мяч. Отверстия интереснее всего выпиливать в глазу, в носу или в других местах лица. Получаются очень забавные мишени…"

На стенде, посвященном истории пионерской организации, рядом с "товарищами" грустно лежат красный галстук, значок, горн, календари, старые снимки…

Татьяна Величко,
председатель Алтайского краевого союза детских и подростковых организаций:

Нельзя перечеркивать историю. История у нас была всякая, но я считаю, что только никчемные люди сносят и разрушают памятники и атрибуты прошедшей эпохи. Наша организация из детского движения взяла лучшее. Разве плохими традициями были костры дружбы или почетный караул у знамени? А наш девиз сегодня – "За Родину, добро и справедливость".

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость