Замурованный в рекламу
В той же записи Лебедева красуется фото Молодежного театра Алтая. Его трудно опознать, поскольку здание почти полностью скрыто наружной рекламой. Надо отдать должное: сегодня рекламы на МТА уже нет. Да и сам театр на главном проспекте города выглядит гораздо лучше, чем пять лет назад.
В прошлом году привели в порядок фасады и других зданий на Ленинском проспекте – аккурат к приезду тогда еще президента Дмитрия Медведева. Историческим зданиям на других барнаульских улицах повезло меньше: многие из них по-прежнему не видны из-за рекламных плакатов, так как рынок наружной рекламы в городе практически не регулируется.
Городская администрация периодически пытается это исправить. Например, весной городские чиновники предъявили схему размещения рекламных модулей в Барнауле. На краевой межведомственной комиссии (МВК) в мае замглавы администрации Барнаула Вячеслав Химочка заявил, что эта схема "улучшит облик города, снизит риск коррупции и сделает рекламные конструкции более безопасными".
В схему попали только 754 рекламных места. По оценкам участников рынка, сегодня в городе насчитывается около 2 тысяч рекламных конструкций. Но сокращение количества не приведет к повышению качества: по многим из утвержденных в схеме адресов конструкции расположены чуть ли не вплотную.
По словам Сергея Боженко, который около 14 лет был главным архитектором Барнаула, нынешняя схема размещения рекламных конструкций – это во многом его наработки десятилетней давности, мало актуальные для современного правового поля и инфраструктуры города. Сами представители администрации признали документ "сырым". Раз в квартал он будет обсуждаться и меняться.
МВК предложила администрации города до 1 сентября провести мониторинг всех рекламных конструкций и снести незаконные. Но, учитывая, в каком состоянии находится сегодня схема их размещения, на методичную "чистку" вне центра города рассчитывать пока не приходится.
Золотая жилка
На том же заседании МВК первый вице-губернатор края Сергей Локтев заявил, что не чувствует, чтобы работа по наружной рекламе в городе была правильно организована. И предложил городской администрации рассмотреть возможность создания отдельного подразделения для курирования этих вопросов.
Во многих других городах такие подразделения давно работают. Наиболее близкий нам пример – Томск. Рекламно-разрешительный отдел там существует с 1998 года, в 2007-м его трансформировали в комитет городского дизайна и рекламы.
В Томске тоже не все идеально с наружкой: самовольные модули все равно появляются. Но факт: места под конструкции в этом городе распределяются на аукционах с 2009 года (в Барнауле этот механизм до сих пор не работает). А сотрудники рекламно-разрешительного отдела каждый день выезжают в рейды – проверять состояние рекламных модулей и выявлять несанкционированные.
– В нашем комитете работает восемь человек. Наш отдел, думаю, будет расширяться: объем работы очень большой, – предполагает Ирина Морозова, начальник рекламно-разрешительного отдела комитета. – Если в Барнауле нет отдельной структуры по наружной рекламе, то не знаю, как вы там живете. Наверное, ответственность перекидывают друг на друга, а дело не делается.
Отдел приносит пользу и простым горожанам в виде пополнения городского бюджета примерно на 32 миллиона рублей в год за счет платежей за размещение рекламы плюс ЕНВД примерно на ту же сумму.
В более крупном Новосибирске управление рекламы в составе 35 человек приносит в бюджет 160 миллионов рублей в год при затратах на работу подразделения 8 миллионов в год. Об этом сообщил начальник структуры Дмитрий Кузнецов.
Вячеслав Химочка предполагает пополнение бюджета Барнаула до 20 миллионов рублей ежегодно за счет рекламистов (после проведения аукционов и заключения новых договоров). Андрей Ляпунов, руководитель отдела информационной политики города, более оптимистичен: он предсказывает сумму до 50 миллионов в год. Пока наружная реклама в Барнауле приносит в казну 2,5 миллиона рублей, тогда как оборот рынка, по оценкам его участников, достигает примерно около 1 миллиарда рублей.
"А зачем он им нужен?"
Корень всех бед Сергей Боженко видит в федеральном законодательстве, в котором много недоработок. Те же проблемы и у другого элемента облика города – застройки. Например, Градостроительный кодекс возлагает всю ответственность за вновь строящиеся здания на застройщиков, а не на чиновников.
– Недобросовестные застройщики сегодня сводят к минимуму затраты на проектирование, – утверждает Сергей Боженко. – Торговый центр "Первомайский" на проспекте Красноармейском – яркий пример. Первоначально он проектировался архитектором Владимиром Золотовым. Здание было совсем другим: пластически развитым, гармоничным. После кадровых перестановок в комитете по строительству, архитектуре и развитию города в 2007 году началось упрощение утвержденных мной ранее проектов. В результате разработку "Первомайского" продолжили другие авторы с целью увеличения в нем площадей для сдачи в аренду. В итоге получился тот пестрый "сундук", который мы сегодня видим.
Согласно Градостроительному кодексу в комитет по архитектуре, строительству и развитию Барнаула должны передаваться только документы на соответствие проекта здания градостроительному плану земельного участка (ГПЗУ). Про архитектуру, внешнее оформление здания в этом плане ни слова не сказано. При этом в Барнауле никто не смотрит на генплан города, в соответствии с которым должно осуществляться территориальное планирование. Об этом рассказал Сергей Черепанов, который 2011 год провел в качестве главного архитектора Барнаула.
Он оставил этот пост "по личным причинам". Говорит, его многое не устраивало – в частности, слишком узкий круг полномочий при небольшой зарплате.
– В центре города никто не запрещает облицевать здание сайдингом – на каком основании? А ведь это вообще дикость. Материал для коровников, – сетует бывший барнаульский архитектор. – У комитета по архитектуре нет никаких прав штрафовать таких инициаторов, останавливать стройки… В итоге ты как архитектор просто миришься с тем, что делается по факту.
Боженко подтверждает, что виза главного архитектора при согласовании того или иного проекта потеряла свое прежнее значение. В 2007 году в ответ на вопрос, кто мог бы занять эту должность, он рассуждал так: "Опытный человек, знающий город, настроенный на созидательную работу". Сегодня пожимает плечами: "Главный архитектор города мешает чиновникам. Зачем он им нужен?"
Вперед по шагу
Понятие "городская среда" включает в себя не только эстетику, но и уровень удобства жизни. А это состояние дорог, обеспеченность детскими садами и школами, парками и скверами, коммунальные услуги и другие насущные вопросы, между которыми городские ресурсы и так разрываются.
Улучшение городской среды в Барнауле сводится в конечном итоге к поиску денег и совершенствованию управленческих структур. Если изменить федеральные законы местные чиновники не могут, то сотрудничать со специалистами и прислушиваться к ним никто не запрещает.
Местная власть также вполне уполномочена наладить регулирование того же рынка наружной рекламы и получать с него 50 миллионов в год вместо 2,5 миллиона. Как заметил Андрей Ляпунов, эти деньги могли бы обеспечить город одним новым детским садом.
Факт
Компания IRP Group, которая занимается стратегиями развития территорий, в 2011 году исследовала восприятие 12 российских городов-миллионников. 300 опрошенных экспертов, в числе которых были архитекторы, предприниматели, госслужащие из изучаемых городов, дали высокую оценку визуальному облику и культурному предложению своих городов. Авторы исследования связывают это с тем, что на фоне базовых потребностей (которым эксперты поставили низкие оценки) к более высоким ценностям требования ниже.
Цитата
Сергей Боженко,
архитектор:
Главный архитектор города мешает чиновникам. Зачем он им нужен?
Самое важное - в нашем Telegram-канале