Алтайский краевой суд 21 июня рассмотрит кассационное представление прокурора на решение Октябрьского районного суда, вынесенное 12 апреля по делу по делу барнаульца Никиты Матафонова, признанного виновным в мошенничестве. Молодому человеку, похитившему 11 млн. рублей у фирмы "Хадыжи", суд вынес наказание - 3,5 года условно. Прокуратура и потерпевшая сторона считают наказание чрезмерно мягким, адвокат барнаульца – слишком суровым.
Как следует из материалов дела, Никита Матафонов под видом представителя казахстанской фирмы по имени Андрей в начале 2011 года вступил в переговоры с менеджером барнаульской фирмы "Хадыжи" о поставке гречневой крупы. "Андрей" предложил поставить фирме около 200 тонн на условиях 100-процентной предоплаты.
Спрос на гречку тогда был ажиотажный, и руководителя фирмы "Хадыжи" Елену Вилкину эти условия устроили. Вся переписка, включая копии учредительных документов, реквизиты "Альянса", договор поставки, велась по электронной почте.
Елена Вилкина,
директор фирмы "Хадыжи":
- Менеджер моей фирмы Сергей пояснил, что раньше работал с представителем этой фирмы, поэтому сомнений в том, что поставка крупы состоится, у меня не возникло.
В конце февраля 2011 года руководитель "Хадыжи" перечислила 11,049 млн. рублей на счет фирмы "Альянс", учредителем которой был знакомый Никиты Матафонова. Однако крупа так и не была поставлена. Деньги "исчезли".
В ходе следствия выяснилось: молодой человек попросил друзей из "Альянса" перевести деньги на счета трех томских фирм, которые и обналичили почти всю сумму (1% получила фирма "Альянс", еще 4% было заплачено томичам за обналичивание). Фирмы для обналичивания нашел Никите его старший брат Артем Матафонов, который, как говорится в материалах дела, в суть дела не вникал и о происхождении денег не знал. Он же (а также его отец) и получил в Томске наличные и отвезли их Никите.
Дело было возбуждено еще в апреле прошлого года, однако свою вину в хищении Матафонов признал лишь осенью 2011 года. Ему было предъявлено обвинение по статье 159, п. 4 Уголовного кодекса
(мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере). На первом же заседании суда в феврале 2012 года он вновь признал свою вину, рассчитывая на рассмотрение дела в особом
порядке. В этом случае закон ограничивает наказание подсудимому — оно не может превышать 2/3 от максимального срока.
Однако Елена Вилкина и ее представитель Владимир Ларионов с рассмотрением дела в особом порядке не согласились, полагая, что наказание в таком случае может быть слишком мягким, не соответствующим
размеру ущерба и степени вины.
Судья Октябрьского районного суда Сергей Гагельганс, принимая решение о виде и размере наказания мошенника, оценил характер и степень общественной опасности преступления с учетом смягчающих обстоятельств.
Среди таких обстоятельств - отсутствие судимости, молодой возраст, полное признание вины, обучение в аспирантуре, имеющиеся грамоты, имеющиеся исключительно положительные характеристики, предпринимаемые им постоянно меры к возмещению причиненного ущерба, состояние здоровья и наличие у него заболеваний. Кроме того, как заявил судья, потерпевшая не настаивала на строгом наказании при условии возмещения ущерба. Никите Матафонову назначили наказание 3 года 6 месяцев лишения свободы.
Из решения Октябрьского районного суда:
"Назначенное наказание считать условным с испытательным сроком 4 года. Обязать Матафонова Н.М. являться на регистрацию в орган, ведающий исполнением наказания, один раз в три месяца. Меру пресечения – подписку о невыезде отменить по вступлении договора в силу".
И все же потерпевшая сторона наказание считает чрезмерно мягким, несправедливым и необоснованным, поэтому подала жалобу в краевой суд. Адвокат Владимир Ларионов говорит, что свою позицию они готов отстаивать вплоть до Верховного суда. Кассационное представление подала в краевой суд и прокуратура.
Владимир Ларионов, адвокат,
представитель фирмы "Хадыжи":
- Матафоновым совершено умышленное, тяжкое, тщательно спланированное преступление (хищение денежных средств в особо крупном размере), представляющее повышенную опасность для общества, поскольку подрывает нормальное развитие свободных рыночных отношений в нашей стране. Считаю, что суд необоснованно учел в качестве смягчающих наказание Матафонову обстоятельств - "наличие на иждивении беременной гражданской супруги": в деле отсутствуют достоверные документы, подтверждающие это обстоятельство. В деле отсутствуют сведения о "плохом" состоянии здоровья Матафонова и наличии у него каких-либо тяжких заболеваний.
Адвокат Владимир Ларионов также считает, что вопреки выводам суда, молодой человек не предпринимал активных мер, способствующих раскрытию преступления. По его словам, он возместил потерпевшей только 130 тысяч рублей, а после вынесения приговора не перечислил ни копейки.
В то же время, как стало altapress.ru, адвокатом Матафонова также подана жалоба в краевой суд. Его защитник полагает, что наказание, наоборот, слишком суровое, он просит его понизить.
Краевой суд рассмотрит жалобы и кассационное представление прокурора 21 июня.
Самое важное - в нашем Telegram-канале