Работая на опережение пока неявных угроз, Кремль и Белый дом демонстрируют чудеса оперативности. 28 июня Владимир Путин выступил с Бюджетным посланием о том, какой должна быть госказна в течение ближайших трех лет. В тот же день Дмитрий Медведев провел заседание правительства, на котором министры утвердили минфиновский антикризисный пакет законопроектов. Уже в пятницу, 29 июня, пакет поступил в Госдуму и, вопреки обычной практике, сразу в полном объеме был размещен в ее законопроектной базе. При этом парламентарии загодя получили от министра финансов Антона Силуанова рекомендацию-указание принять проекты в первом чтении еще до своего отъезда на каникулы, то есть в ближайшие две недели.
Выданный депутатам для одобрения пакет состоит из двух законопроектов. Первый вносит поправки в Бюджетный кодекс (БК) и касается нефтегазовых доходов госказны. Второй документ правит закон о действующем бюджете на 2012-2014 годы, предоставляя правительству "при ухудшении экономической конъюнктуры" дополнительные полномочия для вливания денег в экономику. Эти меры уже были опробованы в ходе преодоления бюджетных проблем 2009-2010 годов - этим отчасти и объясняется стремительность их разработки.
Поправки к Бюджетному кодексу обширны и меняют подход властей к расходованию сырьевых доходов. До кризиса 2009 года он состоял в следующем: определялось, сколько именно нефтегазовых денег (в процентах от ВВП) нужно для балансировки бюджета, рассчитывался так называемый нефтегазовый трансферт. Если доходов оказывалось больше, чем было нужно для трансферта, излишки поступали в Резервный фонд. В 2009 году действие этих бюджетных правил было приостановлено.
С 2013 года правительство отказывается от расчета ненефтегазового дефицита и исключает само понятие трансферта из БК. Новый вариант бюджетных правил - расчет базовой цены на нефть. В 2013-м это цена URALS за последние пять лет, затем срок "отсечки" будет ежегодно увеличиваться на год, пока в 2018-м не достигнет десяти лет. Такой принцип "скользящей средней" цены позволит Минфину сдерживать аппетиты ведомств и руководства страны - в благоприятные периоды они уже не смогут ссылаться на текущую высокую цену нефти и требовать новых ассигнований. Именно от такой базовой цены Минфин хочет считать предельный объем расходов бюджета - они будут равны сумме доходов при такой цене нефти плюс 1% ВВП. В пояснительной записке к законопроекту правительство указывает, что новации снизят расходы федерального бюджета с 21% ВВП в 2012 году до 17,8% ВВП в 2020-м.
Согласно поправкам, если же цена на нефть будет выше базовой, избыток доходов будет пополнять Резервный фонд до тех пор, пока его размер не достигнет 7% ВВП. Если нефтегазовых денег будет еще больше, их разделят на два потока. Первый потечет во второй суверенный фонд - Фонд национального благосостояния, второй — будет направлен на некие "инфраструктурные и другие приоритетные проекты с ограниченным сроком действия". Отметим, что наученное опытом правительство на этот раз не создает жесткой структуры перетекания сырьевых доходов - на случай будущих кризисов в БК закладывается возможность использования части сырьевых денег на закрытие бюджетного дефицита без правки кодекса, а лишь по решению правительства РФ.
Второй законопроект пакета имеет более "прикладной" характер и дает правительству дополнительные права на случай, как сказано в пояснительной записке, "ухудшения экономической конъюнктуры в результате углубления кризиса в еврозоне". Это право тратить средства Резервного фонда, а также деньги, ему причитающиеся, на "меры по поддержке стабильности российской экономики, финансового рынка, рынка труда, социального обеспечения населения и других мер социальной политики" (речь идет, в частности, об индексации зарплат и пенсий, о переподготовке кадров). Чтобы не увлечься тратой накоплений, правительство устанавливает предел таких изъятий из фонда - не более 5% от расходов федерального бюджета. На 2012 год этот предел еще более конкретизирован - не более 200 млрд руб. (сейчас в Резервном фонде около 2 трлн руб.). Также Белому дому даются полномочия поддерживать системообразующие предприятия через выдачу госгарантий и банки - через их докапитализацию с помощью облигаций федерального займа (на общую сумму 150 млрд рублей).
Самое важное - в нашем Telegram-канале