Недвижимость

Спецоперация "Крестьянин". Кто должен решать, как выглядеть Барнаулу?

Мы планировали опубликовать эскиз памятника Его Величеству Крестьянину, который уже осенью должен занять вакантное место на Октябрьской площади Барнаула. В администрации края предоставить нам эскиз для публикации наотрез отказались: сюрприз это, мол, придет время – все увидите. Не подвергая сомнению художественный вкус чиновников, в этом выпуске "Дискуссионного клуба" мы обсуждаем, кто все-таки должен принимать решения о том, как выглядеть городу: городское сообщество и специалисты или краевая власть?

Октябрьская площадь в Барнауле.
Октябрьская площадь в Барнауле.
Михаил Хаустов

От искусства до космоса

Михаил Шишин,
доктор философских наук, руководитель общественного фонда "Алтай – XXI век":

Горожане имеют право высказывать свое мнение о внешнем облике Барнаула, тем более что сейчас столько возможностей для публичного голосования. Нужно и можно все обсуждать, от этого мы только выиграем. На мой взгляд, у нас есть ложное представление о том, что власть имущий может выносить любые суждения, от искусства до космических кораблей. А он специалист только в какой-то одной или нескольких областях.

Нет никакой беды в том, что на Театральной площади будет стоять крестьянин. Дело не в теме, а в художественности. Ну вот, смотрите, у Микеланджело портрет Давида, мальчика-пастуха, и это шедевр мирового искусства. Но вообще, Октябрьская – место, конечно,  знаковое. На этом месте может родиться суперобраз для Барнаула. Это очень хорошая, выразительная точка. Она будет хорошо работать со светом, снегом, она будет выразительной всегда. Нужно сделать что-то такое, чтобы к людям, проезжающим мимо, или стоящим в пробке рядом с этим местом, пришла на ум добрая, светлая мысль.

Нужно разбудить горожан к решению этой проблемы. У каждого есть как минимум две квартиры: маленькая – та, в которой он живет,  и большая – окружающая среда. В отношении развития монументального искусства сейчас мы находимся на нулевой точке, только начинаем, все еще впереди. Прекрасный скульптор Кульгачев предлагал отличную идею: собираются скульпторы, им предоставляется материал, и они проводят долгосрочный семинар, например месячный. И в это время творят, создают уникальные вещи. Нам нужно резко менять ситуацию, выходить из такого состояния. А то что это? Медведи обнимаются, ковши какие-то стоят, головы на трубы одевают...

Поэтому я бы начал с того, что устроил конкурс на тему для этого места, а потом можно было бы уже обсуждать памятник, который может появиться. Можно было бы устроить, например, интернет-голосование среди горожан, чтобы определить: чего люди хотят? Чтобы это была абстрактная композиция, придающая городу выразительность, или какой-то великий, важный человек, который много сделал для края? Причем у нас же много таких людей.

Доверьтесь профессионалам

Петр Анисифоров,
председатель краевого отделения Союза архитекторов:

Все это должно решаться как-то в законодательном порядке. Чтобы принимать такие решения на барнаульском уровне,  существует городская власть. Если мы говорим про объекты краевого значения, это должна делать краевая администрация. Конечно, вместе с профессионалами – есть градостроительный совет.

Что касается общественного мнения: когда встает вопрос о памятниках, там, наверное, может быть какая-то дискуссия по общественно-политической линии. А что касается цвета, что касается фасада зданий, конечно, должны решать профессионалы. До абсурда ведь тоже доводить нельзя. Представьте в медицине: аппендицит, нужно срочно резать, а мы, нет, консилиум соберем,  выслушаем соседей, родственников. Больно ему будет – не больно, делать операцию – не делать.

Памятники архитектуры в Барнауле в плачевном состоянии, хотя есть характерные здания, есть исторические памятники местного значения, есть федерального значения, и,  конечно, к ним отношение должно быть очень внимательное. Другое дело, что это все с экономикой связано, поэтому тоже не так все просто. Их отдают в аренду собственникам, а в договорах есть обязательства, которые нужно выполнять: по реконструкции, по цветовому решению и по содержанию, но это тоже должно согласовываться с профессионалами. Всегда так и было. И должно быть.

Властью и ответственностью

Сергей Боженко,
член совета по вопросам наружного оформления города при главе Барнаула:

Решение принимается администрацией города, первым лицом. Но оно должно тщательно готовиться его подчиненными специалистами. Если речь идет об эстетике, то его должен готовить главный архитектор совместно с главным художником города, при этом посовещавшись с общественностью: с архитекторами, художниками, историками, вообще с умными людьми.

Если речь идет о новом строительстве, то оно должно вестись по утвержденному главным архитектором города рабочему проекту. Если проект крупный, солидный – он должен быть рассмотрен на градостроительном совете, и только при наличии положительного заключения совета можно продолжать подготовку документов для  строительства. Памятники тоже входят в число капитальных объектов.

Я не видел еще памятника Его Величеству Крестьянину, мне никто этот проект не представлял, я не могу о нем говорить. Я, как человек любопытный, залез в Интернет и там это все обнаружил – и ехидные комментарии, и некое изображение этого монумента. Но я привык работать серьезно, официально, и для меня какая-то картинка в Интернете ничего не значит. На мой взгляд, администрация города и края должна обозначить свою инициативу, если такая есть, должен быть назначен заказчик,  авторский коллектив, который официально представил бы на градостроительном совете свой проект, и этот проект должен быть рассмотрен.

Опрос. Кому бы вы поставили памятник в Барнауле?

Дмитрий Целищев,
прораб:

Титову. Музей – это прекрасно. Но еще нужен какой-либо бюст или памятник. Он все-таки гордость нашего края.

Евгений Бейгель,
инженер:

Вообще, особенно не вижу каких-то кандидатов. Если говорить о наших краевых деятелях, наверное, только Михаилу Евдокимову. Он мне очень нравился как человек.

Евгения Артюх,
преподаватель:

Василию Васильевичу Радлову (настоящее имя Вильгельм Фридрих). Он работал преподавателем в горном училище (ныне корпус аграрного университета).  Археолог, этнограф, но прежде всего лингвист. Изучал местные тюркские языки, фольклор и историю. Приехал к нам из Берлина в середине XIX века, и, если я не ошибаюсь, первый человек, который у нас стал академиком.

Дмитрий Дегтярь,
ветеран ВОВ:

Памятники нужно ставить достойным людям. Трудно назвать человека, которому можно было бы поставить памятник в наше время. Я такого не знаю.

Памятник для площади Октября создается в секрете.

Памятник Ленину, который простоял на Октябрьской площади в Барнауле с 1956 года, снесен. Его установят на территории завода КЖБИ. А на его месте на площади, которая будет переименована в Театральную, поставят памятник не музе Мельпомене, как мы простодушно думали, а Его Величеству Крестьянину. Этот памятник переселенцам, приехавшим на Алтай сто лет назад по столыпинской реформе, делает московский скульптор Олег Закоморный, ученик легендарного Льва Кербеля, заслуженный художник РФ.

Эта новость стала неожиданностью для всех – решение о памятнике принималось без учета мнения жителей Барнаула. Как сказал нашей газете руководитель управления по печати и информации Алтайского края Евгений Нечепуренко, администрация края решила сделать городу сюрприз. Имея перед глазами еще свежий сюрприз в виде розового университета, барнаульцы обоснованно встревожились: уместен ли будет памятник Его Величеству Крестьянину на Театральной площади, украсит он город или наоборот.

Олег Закоморный приезжал в Барнаул в прошлом году. Он подарил художественному музею графический портрет Василия Шукшина. Скульптор гостил в крае три дня, осмотрел наши достопримечательности. Предложение сделать памятник "Его Величеству" он получил уже тогда. "Стоит отметить, что визит известного скульптора в Алтайский край не случаен, –  сообщал официальный сайт администрации края в феврале 2011 года. –  Большой интерес у мастера вызвала идея создания в регионе памятника столыпинским переселенцам, поэтому художник намерен поближе познакомиться с краем и его духовным наследием".

Барнаульцы могли видеть работы Олега Закоморного на выставке в художественном музее в прошлом году. И графика, и скульптура зрителям очень понравились – это какие-то очень проникновенные, лиричные и очень настоящие работы. Правда, насколько нам известно, монументальной скульптурой художник никогда раньше не занимался – критики считают, что его работам свойственны "хрупкость и беззащитность" и они хороши в небольших пространствах. Например, памятник Егору Гайдару стоит в вестибюле Высшей школы экономики.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость