Политика

Игорь Савинцев рассказал о состоянии экономики Барнаула, инвестиционных проектах и открытии McDonalds в столице края

Если бы Игорь Савинцев был актером, то наверняка мог бы попробовать себя в роли Воланда из "Мастера и Маргариты" - слишком уж похожий типаж. Но он не всемогущий Мессир, а всего лишь глава администрации Барнаула. И поэтому (даже при огромном желании) изменить город за два года Савинцев не в состоянии. О незавидной должности сити-менеджера, у которого очень много обязанностей и мало свободных ресурсов, мы побеседовали с Игорем Григорьевичем.

Игорь Савинцев, глава администрации города Барнаула.
Игорь Савинцев, глава администрации города Барнаула.
Олег Богданов

- Нашу беседу нам хотелось бы начать с вопроса взаимоотношений бизнеса и власти в Барнауле. В свое время у вашего предшественника Владимира Колганова было несколько форматов общения с предпринимателями. Работал координационный совет по развитию предпринимательства при главе города, проводились "встречи без галстуков". Почему эти начинания не получили продолжения? У нас создается впечатление, что связь с бизнесом несколько утрачена.

- Лично у меня такого впечатления нет. Меняются времена - меняются форматы взаимоотношений власти и бизнеса. Координационный совет по развитию предпринимательства в Барнауле по-прежнему работает. И работает, на мой взгляд, очень эффективно. Об этом можно судить по тем насущным вопросам, которые поднимаются и в определенной степени решаются на заседаниях совета. В качестве наиболее яркого примера могу рассказать, что очень принципиальным был подход именно бизнес-сообщества к результатам кадастровой переоценки земли. Вы эту историю прекрасно помните. Вводились новые коэффициенты, возникали непростые, порой очень спорные ситуации. Все они через координационный совет выносились и рассматривались на заседаниях краевой комиссии по земельным отношениям. И уже на этом уровне многие предложения от разработчиков новой системы кадастровой оценки представителей нашего бизнеса в значительной степени не устраивали.

Нам удалось многого добиться в этом вопросе, послабления произошли по многим конкретным ситуациям. Да, наверное, эту проблему не удалось полностью решить отдельным предпринимателям. Но мы с ними договорились, что будем повторно рассматривать их вопросы и выходить на краевой уровень с предложениями. Хотя те же промышленники, к примеру, говорили мне, что для них эти изменения имели в основном позитивные последствия. Вся проблема в том, где именно располагается земельный участок, на котором ведется бизнес. Вот, скажем, предприятие "Алтайтара"  выходит на очень серьезный уровень развития. Его руководитель Андрей Лазарев строит большие планы по строительству и вводу в эксплуатацию производственных мощностей. Он планирует уйти от аренды. Поскольку "Алтайтара" находится в промышленной зоне, то для нее в результате переоценки произошло снижение земельного налога.

- Но наверняка есть и обратные примеры…

- Поэтому я и говорю, что каждую ситуацию нужно рассматривать в отдельности. Но, поверьте, - для меня вопрос земельных отношений очень важный. Земля – один из основных источников бюджетных доходов. Но при этом я понимаю, что если завтра из-за высокой налоговой нагрузки предприятие остановится или уйдет в тень по зарплате, то для города пользы не будет. Поэтому всегда нужно искать компромисс.

Что касается "встреч без галстуков", то сегодня такой формат взаимоотношений с бизнесом мы также используем. В частности, проводим выездные совещания на отдельных предприятиях города. Уже побывали в гостях у Альберта Лунева ("СПТК"), Виктора Косихина ("Ренессанс-Косметик"), Сергея Писарева (парк "Лесная сказка"). Такие встречи, на мой взгляд, эффективны, потому что одновременно с решением многих проблем идет знакомство с конкретным бизнесом. Для нас это еще и ценный обмен опытом.

- Хотелось бы уточнить по земельному вопросу. Все-таки в результате произошедшей переоценки потерял ли что-то Барнаул в доходах бюджета?

- Откровенно говоря – нет! Даже немного прибавил. Но мы и не ставили перед собой задачу - в несколько раз увеличить поступления земельного налога. Еще раз повторю, что к этому вопросу нужно подходить взвешенно. У нас по земле вообще сложилась интересная ситуация. Если раньше расходы на аренду муниципальных участков были несколько выше, чем налоговые платежи за собственную землю, то теперь все изменилось. Сегодня уже не всем выгодно переходить в ранг собственников - арендная плата получается выгоднее, чем налог. Бизнесмены все это быстро посчитали и перестали переводить участки в собственность. Они говорят: "Мы взяли землю в аренду на пять лет. А дальше - посмотрим, что будет". Это, например, касается тех же промышленных участков возле поселка Новосиликатный.

- Продолжая тему бюджета, хотелось бы выяснить ситуацию с его достаточностью. Условно говоря, хватает ли вам средств для развития города?

- Бюджет в Барнауле в последние годы всегда принимался с дефицитом. В этом году мы впервые вышли на предельно допустимый параметр дефицита городского бюджета. Около 450 млн. рублей. Иного выхода у нас не было, потому что требовалось решать вопросы строительства так называемых "переходящих объектов" - детских садов, коллектора, инженерной инфраструктуры и т.д.  Сейчас мы начинаем работу по формированию бюджета Барнаула на 2013 год. Постараемся уже в октябре иметь этот документ в первом чтении, а дальше будем его корректировать в зависимости от финансовых условий. Думаю, при формирования бюджета следующего года мы немного сократим дефицит. Но полностью закрыть его не удастся.  Особенно учитывая ту серьезную инвестиционную программу, что мы приняли в городе.

- И все-таки, давайте уточним, насколько обеспечивает сегодня себя доходами Барнаул?

- Доходная часть городского бюджета составляет примерно 7,5 млрд. рублей в год. Из них собственные доходы – около 5 млрд. рублей.

- То есть чуть больше 60%. Вас это устраивает?

- Как это может меня устраивать? В дефицитном бюджете лежит корень многих проблем и последствий. Это и невысокая зарплата работников педагогической сферы, которую мы постепенно подтягиваем до более приемлемого уровня. Но наши возможности сегодня ограничены – 2/3 нашего бюджета расходуются только на "социалку".

- А на развитие экономики?

- 770 млн. рублей или около 9%. Благодаря программам софинасирования мы получаем из краевого бюджета еще дополнительные средства и в сумме выходит 1,1 млрд. рублей. Это  около 13%. Конечно, для развития экономики этого очень мало. Но такая же ситуация складывается в других городах. В СФО имеется всего два муниципалитета-донора – Новосибирск и Красноярск. Все остальные – в минусе. Это мэр Красноярска два года назад, когда жители города выразили крайнее неудовольствие работой частного городского транспорта, купил 200 с лишним автобусов и создал муниципальную автобазу. Он себе это может позволить, а мы - нет.

- У многих барнаульцев уже сформировалось устойчивое мнение, что наш город стал наглядным примером преобладания торговли над промышленностью. Вы согласны с этим? Когда вы пригласите журналистов на открытие крупного промышленного производства с оборотом около миллиарда рублей в год?

- (Смеется.) Вообще-то, бизнес должен вас приглашать, а не мы. Тот же Андрей Лазарев. Но если говорить серьезно, то отчасти я с этим согласен. Но только отчасти. Когда такие промышленные гиганты как "Алтайский моторный завод" или КХВ прекратили свое существование и перешли в разряд площадок под торговые центры, то у многих горожан создалось впечатление, что все – промышленность рушится. К тому же параллельно велось активное строительство крупных торговых центров. Появились две "Ленты", Metro, "Весна", "Европа" и многие другие объекты. Действительно могло показаться, что торговля задавила город.

Но если посмотреть на эту ситуацию с другой стороны, то, во-первых, это не торговые объекты, а развлекательные комплексы, предназначенные для семейного отдыха. Во-вторых, если обратиться к статистике, то она гласит: 30% занятости в Барнауле обеспечивает торговля. А вот промышленность, строительство и транспорт дают 40%. Могу привести другой пример. Два года назад валовый продукт всех промышленных предприятий Барнаула составлял 46 млрд. рублей. А по итогам прошлого года – 66,7 млрд. рублей. За два года мы подросли более чем на 20 млрд. Это ведь о чем-то говорит?

- Благодаря каким предприятиям сложился такой рост?

- У нас очень мощно развивается сегодня переработка сельхозпродукции. Хорошо растут "Алтайский шинный комбинат" и "Сибэнергомаш". Активно модернизируются "Барнаульский станкостроительный завод" и "Ротор".

- Тем не менее, существует мнение, что открытия новых промышленных гигантов в Барнауле ожидать не стоит.

- С этим я не спорю. Но дело в том, что сегодня и экономика не требует таких гигантов.

- А если к вам придет какой-нибудь инвестор с предложением построить в Барнауле автозавод, вы разве откажете?

- Конечно, нет. Но умный инвестор сначала посчитает всю экономику и сделает вывод: интересно и выгодно ли ему инвестировать в Барнауле несколько миллиардов рублей. Я в этом плане иллюзий не строю, но не могу и согласиться с теми, кто говорит, что потенциала у барнаульской промышленности нет. Есть! Отчасти это заключается в комплексном развитии среднего бизнеса. Вот посмотрите на ту же "СПТК" Альберта Лунева. У него ведь есть разные производства - от пищевой промышленности до полотенец. Может быть, в этом же русле необходимо развиваться и другим?

- Хорошо. Тогда не могли бы вы раскрыть секрет, с кем из потенциальных инвесторов сегодня ведутся переговоры об открытии новых предприятий в столице края?

- Запросы и предложения поступают постоянно. Но что меня не устраивает в подходах со стороны инвесторов? Большинство из них делает ставку на брэнд. Они считают, что брэнд и традиции ведения бизнеса не позволяют им менять формат будущего предприятия в Барнауле. Например, приехал к нам один инвестор и говорит: "Дайте мне 40 гектаров". Но я понимаю, что если он начнет там строительство, то через несколько лет мы увидим на этих 40 гектарах гигантский одноэтажный торговый комплекс "гаражного типа". Без всякой инфраструктуры. И вряд ли такой объект украсит наш город.  

Положительные примеры работы с инвесторами у нас есть. "Лента" построила второй гипермаркет и задумывается о третьем. Другой московский инвестор готов построить в районе улиц Шумакова - Балтийская крупный развлекательно-торговый центр.

Большой интерес к городу проявляет McDonalds. Представители этой компании приезжали к нам на переговоры уже три раза. Они предлагают открыть в Барнауле сразу четыре ресторана. Два – в уже существующих крупных торговых центрах, а еще два – торговые точки по принципу "подъехал, забрал заказ и уехал". Причем вот эти две мобильные точки они хотели бы построить в районах с высокой проходимостью. Например, возле Малаховского кольца. Нас такой вариант пока не устраивает. Мы продолжаем переговоры и предлагаем McDonaldsдругие варианты размещения. Например, в новых жилых кварталах.

- Вы привели примеры из сферы торговли и быстрого питания. А есть ли внешние инвесторы в производстве?

- Больших - нет. Могу привести пример из логистики. В свое время мы выделили крупный земельный участок, более 20 гектаров, под транспортную логистику в районе пивзавода. В настоящее время к нему проявляет интерес внешний инвестор, который готовит проектную документацию. Смысл в том, что нам необходимо разгрузить основные магистрали от пробок. Крупный грузовой автотранспорт с продукцией не будет заезжать в Барнаул, а направится в логистический центр, где разгрузится, а далее товар уже развезут по магазинам.

- Что будет с основными городскими рынками Центральным и Юбилейным? По нашим оценкам, эпоха властвования над ними господина Попова постепенно заканчивается. Рынки выставляются на аукционы, но все-таки не находят покупателя. Когда же какой-нибудь крупный бизнесмен проявит к ним интерес?

- Интерес есть. Но почему рынки сегодня не продаются? Потому что нет конкретного решения по земельным участкам. Ситуация блокируется компанией "Деловой центр" и предпринимателем Поповым, который претендует на эти участки. Но я считаю, что мы вынуждены были провести все эти процедуры вокруг рынков, чтобы сохранить людям работу. И мы не заключаем договор аренды на имущество более, чем на полгода. Есть два хозяйствующих субъекта, они разбираются в арбитраже. Вот пусть доведут свой спор до конца. Я верю, что победит в итоге здравый смысл, и землю вокруг рынков освободят от обременения третьих лиц. Как только это произойдет - рынки сразу же продадутся. На самом деле несколько очень серьезных бизнесменов – и очень далеких, и хорошо известных жителям Барнаула – уже проявляли заинтересованность в приобретении этих рынков. Но просто так купить здание без возможности подхода к нему никто не хочет.

- А что делать в этой ситуации людям, торгующим сегодня в палатках? Ведь их судьба должна решиться до конца этого года.

- Постепенно она решается. За год более 40% торговцев перешли с Центрального рынка на другие площади, а оставшиеся 60% имеют торговую точку вне рынка. Да, многих предпринимателей не устроил предложенный нами вариант – перейти в стационарное помещение на улице Малотобольской. Но давайте посмотрим правде в глаза. Есть у нас рынок на проспекте Космонавтов. Там 1 400 торговых мест, а заполнено - 600 с небольшим. Пожалуйста, приходите и торгуйте, без места никто не останется. Не идут! Потому что здесь побеждает сила привычки: "Я привык торговать здесь за 15 лет, вот и буду держаться до последнего".

Еще один важный момент - почему мы выступаем пока против строительства стационарных объектов на земельных участках возле Центрального рынка. Скажу откровенно, если мы собираемся делать в Барнауле туристический кластер, то нам необходимо будет что-то показывать туристам. А что, как не старый центр города? Есть у нас хорошая идея создать по-настоящему исторический центр – начиная от Демидовской площади и площади Спартака, далее по улице Ползунова и с выходом на рыночную площадь в районе Ленинского проспекта. В этом районе есть множество архитектурных памятников, которые отражают определенные эпохи развития Барнаула. Их только нужно отреставрировать, привести в порядок и показывать туристам.

- Как все-таки вы оцениваете туристический потенциал Барнаула? Мы считаем, что он очень низкий. Показывать туристам нам нечего.

- Действительно, привлечь туриста в Барнаул пока нечем, и тягаться с Санкт-Петербургом бессмысленно. Но создать туристическую инфраструктуру для двухдневного пребывания в Барнауле транзитного туриста вполне возможно. Надо только задаться такой целью. Я очень переживаю, что Барнаул в свое время не заявился на участие в федеральной туристической программе. Четыре года назад край предложил поучаствовать, а город отказался - "Какой туризм?". В итоге сегодня в рамках этой программы на развитие Бийска и Белокурихи получено 2,5 млрд. рублей. Если бы Барнаул получил хотя бы миллиард, то мы смогли бы восстановить несколько архитектурных памятников. Например, здание первой Городской думы (сейчас там находится музей города).

- А восстановить сереброплавильный завод можно?

- Очень сложно. Нужны колоссальные средства. Но мы обсуждали такой вариант с представителями Минспорттуризма. Они сказали: "Готовьте городскую программу развития туризма, а там – посмотрим". Мы ее разработали и приняли. Да, эта программа финансово ничем не подкреплена, к ней можно относиться скептически. Но она нам необходима для будущего развития города. Мы понимаем, что при серьезном подходе к  туризму без федеральной поддержки не обойтись. И это история ни одного года.

- Что, на ваш взгляд, лежит в основе брэнда Барнаула? Исторические памятники?

- Не только. Брэнд не может включать в себя только историю. Я думаю, мы должны выслушать мнения специалистов в этой области, обсудить тему брэндинга с общественностью. Решение должно быть нашим общим.

- В октябре состоятся выборы в Гордуму. Проводя встречи с жителями города и обсуждая "Народную программу развития Барнаула", вы тоже вспоминаете о выборах. Скажите, вы приветствуете многопартийность в законодательном органе?

- Абсолютно! Когда я стал сити-менеджером, то первое что сделал – встретился с депутатами АКЗС и обсудил с ними, как они могут представлять интересы Барнаула.

- То есть лоббировать?

- Называйте это как хотите. Для меня - непринципиально. Гораздо важнее найти тех, кто готов что-то делать для развития города. Чтобы у нас были средства в бюджете на ремонт дорог, строительство детских садов и т.д.

- Мешает ли вам в работе политика?

- Всегда говорил, что я - главный инженер, а не политик. И что моя задача – заниматься развитием Барнаула. В этом отношении ничего не изменилось. Но в силу занимаемой должности мне приходится решать и политические вопросы. Ведь любая серьезная проблема, той же нехватки мест в детских садах, перетекает сегодня из социальной плоскости в политическую. Вот только решить ее одними разговорами и митингами невозможно.

О чем еще рассказал собеседник

- В рамках нашей встречи с предпринимателями мы решили сохранить объем господдержки малому бизнесу в рамках действующей городской программы. Да, пока он очень незначительный – всего 8 млн. рублей. Но несколько лет назад был в два раза меньше. А в прошлом году этим нашим инструментом грантовой поддержки воспользовались 68 предпринимателей. На 2013 год мы поищем увеличение. Причем постараемся поддерживать социальные проекты предпринимателей. Например, открытие частного детского сада. Этот хороший опыт надо копировать.

- Я считаю, что закон, который гласит, что для выделения земельного участка под жилую застройку нужно проводить аукцион, а под все остальное – без аукциона, он неверный. Ведь строительство жилья первично для любого города. И делать в результате аукциона дополнительную нагрузку на будущих покупателей этих квартир неразумно. У нас не такой богатый регион. А, с другой стороны, под торговый центр земля отдавалась без проведения аукциона. Поэтому губернатор края Александр Карлин в сентябре прошлого года принял правильное решение о том, что ни один земельный участок без аукциона не должен выделяться. За исключение вариантов осуществления проектов в рамках частно-государственного партнерства.

- Мы любые предложения по развитию города готовы рассматривать. Была идея выйти на правый берег Оби и там построить большой выставочный центр компании "Алтайская ярмарка". И там же на прилегающей территории сделать уличную торговлю, но так, чтобы на период проведения выставок и ярмарок ее можно было бы быстро свернуть. Нас сама жизнь подталкивает к тому, что такой выставочный комплекс нужно строить. Он в любом случае нам нужен. И по логике – на той стороне Оби.

Досье

Игорь Савинцев родился 18 октября 1952 года в Барнауле. В 1978 году окончил Алтайский политехнический институт, инженер-строитель-технолог. Окончил Академию народного хозяйства при правительстве РФ, менеджер высшей квалификации. В 1978-1982 годах работал прорабом опытно-производственного хозяйства "Западно-Сибирское". Затем занимал руководящую должность в РСУ-3 барнаульского ремонтно-строительного треста объединения "Алтайремстрой". В 1984 году назначен зампредседателя Октябрьского райисполкома. В 1984-1987 годах прошел путь от главного инженера до начальника объединения "Алтайгражданстрой". В 1991-1998 годах руководил отделением московского представительства фирмы "НИССО БОЭКИ Ко., ЛТД". В 1998-2004 годах занимал должность гендиректора унитарного предприятия "Концерн Алтайресурсы". В 2004-2006 годах - на руководящей должности в Барнаульском отделении Московского представительства акционерной компании "НИССО БОЭКИ КО., ЛТД". С мая 2006 года занимал должность председателя КУМС Барнаула. В 2006 году назначен замглавы администрации Барнаула. В 2008 году стал первым замглавы по градостроительству и земельно-имущественному комплексу. 27 августа 2010 года депутаты гордумы наделили г-на Савинцева полномочиями исполняющего обязанности главы города. 22 декабря 2010 года депутаты назначили его главой администрации города.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость