Переход индивидуальных предпринимателей на патентную систему бурно обсуждался высокими чиновниками и деловым сообществом почти весь прошлый год. Налоговая новация преподносилась как более понятный и удобный вариант для открытия и ведения своего дела. Патенты были призваны стать стимулом не только для развития предпринимательской инициативы, но и как выход некоторых видов бизнеса из тени.
Однако появившийся законопроект был встречен критично. Дело в том, что в первом чтении он предусматривал полную замену столь привычного ЕНВД на патенты в 2014 году. Однако вопросов у предпринимателей было много, документ потребовал более тщательной проработки, и в итоге было решено продлить переходный период. В "Основах налоговой политики РФ на 2012 год и на плановый период 2013–2014 гг." также прописан переход от ЕНВД к патентной системе, но окончательно он должен произойти лишь в 2018 году. На шесть лет сохраняется право добровольного перехода на патентную систему и возможность ее совмещения с УСН или ЕНВД по разным видам деятельности.
Тем не менее с 1 января 2013 года новая глава НК РФ "Патентная система налогообложения" вступит в силу. Ею смогут воспользоваться индивидуальные предприниматели. Они будут уплачивать единый налог в виде 6%-ной ставки к потенциально возможному годовому доходу. При этом размер таких доходов по видам деятельности (от 47 и более) устанавливается законодательным органом субъекта Федерации. Он же вправе расширить перечень видов деятельности.
Именно над региональным документом ("О применении индивидуальными предпринимателями патентной системы налогообложения на территории Алтайского края") началась работа в АКЗС. Законопроект был подготовлен и выставлен на широкое обсуждение. Предполагается, что в сентябре он будет принят в первом чтении, а в октябре примет окончательный вид.
Два противоречия
Обсуждение законопроекта состоялось 28 августа на "круглом столе", который был организован комитетом АКЗС по бюджету, налоговой и кредитной политике. В нем участвовали предприниматели городов и районов края, сотрудники местных администраций, вице-губернатор Владимир Притупов . Павел Нестеров, руководитель регионального отделения "ОПОРы России" и депутат АКЗС, также был в зале. Он рассказал о тех моментах законопроекта, которые нужно доработать.
Во-первых, это размер потенциального годового дохода, исходя из которого будет рассчитываться стоимость патента. В документе уже есть конкретные цифры по данному показателю для 48 видов деятельности. В АКЗС поясняют, что они были рассчитаны с ориентацией на размер ЕНВД.
Павел Нестеров,
руководитель регионального отделения "ОПОРы России":
Налоговым кодексом не предусмотрена зависимость потенциального годового дохода от места ведения бизнеса. То есть в краевом законе мы обязаны указать потенциальный годовой доход на вид деятельности независимо от того, где предприниматель ведет бизнес: на "красной линии" в центре города Барнаула, на его окраине, в любом райцентре или в самом отдаленном поселении, к примеру, в Угловском районе. И здесь возникает ряд вопросов: если установить по минимуму для сельского предпринимателя с небольшим доходом, то предприниматель в центре города будет в огромном выигрыше. Но далее следующий вопрос: тогда кто будет компенсировать выпадающие доходы местного бюджета, из которого финансируются социальные программы?
Второй момент, нуждающийся в доработке, — список видов деятельности, на которые распространяется патентная система. "Чтобы законопроект был максимально применим в крае, необходимо внести изменения в Налоговый кодекс, а также в ОКУН, который уже морально устарел. Там есть еще такие экзотические виды услуг, как ремонт деревянных лодок или заправка газовых баллончиков, — поясняет Павел Нестеров. — Сегодня с учетом развития новых технологий, частной инициативы появляются современные услуги, которые еще никак не классифицированы. Например, установка программного обеспечения населению. Потенциальный годовой доход по редким видам деятельности, особенно в сельской местности, необходимо снизить до минимума. С развитием туризма в крае приобретают особую актуальность ремесленничество, художественные промыслы, редкие виды услуг, которые создают условия для занятости и работают на положительный имидж края".
В целом, по словам г-на Нестерова, участники определились, что необходимо более конкретно сформулировать и отредактировать текст законопроекта, конкретнее определить критерии и суммы потенциального годового дохода по видам деятельности, чтобы любой предприниматель, прежде чем перейти на патент, мог просчитать, насколько ему это выгодно. "И самое главное, необходимо выйти с законодательной инициативой на федеральный уровень по изменению принципов определения потенциального годового дохода, в том числе передаче полномочий в этой части на местный уровень, куда идут 90% налоговых отчислений, приходящихся на спецрежимы", — резюмировал он.
На четверть казны
Начальник краевой налоговой службы Валерий Тарада считает, что налоговое законодательство для малого и среднего предпринимательства постепенно совершенствуется. "Патент во многом упростит ведение отчетности, снизит административные издержки и повысит налоговую дисциплину. Сегодня трудно прогнозировать количество предпринимателей, которые выберут патентную систему в нашем регионе, объем налоговых поступлений по данному виду налогообложения и т. д. Об этом можно будет говорить только после окончательного принятия закона в Алтайском крае", — считает он.
Но в ожидании закона нельзя не отметить, что уплата именно спецналогов имеет немалое значение для бюджетной системы, особенно для муниципалитетов. Это легко доказывается цифрами. В I полугодии 2012 года в консолидированный бюджет края по налоговым спецрежимам поступило 1,7 млрд. рублей (7% общего объема платежей). При этом в муниципальные бюджеты — 1,2 млрд. рублей, или 24% от общей суммы поступлений. Почти четверть! Если же говорить о федеральном масштабе, то, к примеру, в 2010 году (более оперативной статистики на сайте ФНС обнаружить не удалось. — Прим. "ВД"), декларации по УСН и ЕНВД подали около 5 млн. организаций и индивидуальных предпринимателей. Объем этих двух налогов составил 205 млрд. рублей, или 2,7% консолидированного федерального бюджета.
Больше или меньше?
Плата за получение патента будет расщепляться следующим образом: 10% — в региональный бюджет, а 90% — в бюджет муниципалитета. Но готовы ли предприниматели активно пополнять местную казну?
По некоторым видам деятельности, ориентируясь на законопроект, уже сейчас можно рассчитать стоимость патента. Три предпринимателя согласились провести такой эксперимент вместе с "ВД". Валентина Воеводина, владелица фотостудии в Павловском районе. Наемных работников у нее нет. По нашим подсчетам, стоимость патента на год для нее может составить 20,1 тыс. рублей. "Для меня это много, — призналась предпринимательница. — Сейчас я плачу примерно 1,8 тыс. рублей в год".
Сергей Жариков занимается пассажироперевозками в Яровом, он имеет 18 транспортных средств. И размер патента для него будет составлять 437,4 тыс. рублей в год. По оценке бухгалтера предприятия, "это дорого, сейчас общая сумма налогов за год в два раза меньше". А вот для парикмахерской "Афродита" в Шипуновском районе, где работают пять человек, патент может быть более выгодным, чем ЕНВД. Согласно расчету, его стоимость может составить 91,5 тыс. рублей в год. "Сейчас мы платим где-то на 20% больше, — говорит владелица "Афродиты" Яна Щербинина. — Но мне будет сложно единовременно найти такую сумму, чтобы приобрести патент".
"Ваше дело" продолжает следить за развитием событий.
Борис Вольф,
председатель Совета предпринимателей при главе Немецкого национального района:
Мне краевой законопроект о патентной системе показался очень мутным. Меня, например, интересует, будет ли при расчете патента использоваться коэффициент-дефлятор. Смущает то, что в нем не делается различий между городом и деревней. А сумма потенциального годового дохода, я считаю, сильно завышена. Предприниматели зарабатывают существенно меньше. Если этот закон будет принят, то малый бизнес на селе исчезнет. Правда, говорят, что сохранят ЕНВД до 2018 года, но я в это не верю. Когда-то нам говорили, что мы сможем выбирать между ЕНВД и УСН, а потом на деле оказалось, что для каждой из этих систем налогообложения виды деятельности строго определены.
Справка
Проект ЗАКОН Алтайского края "О применении индивидуальными предпринимателями патентной системы налогообложения на территории Алтайского края"
Настоящий Закон принят в соответствии с главой 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации и предусматривает возможность применения индивидуальными предпринимателями патентной системы налогообложения на территории Алтайского края.
Статья 1
- Возможность применения патентной системы налогообложения на территории Алтайского края предусматривается для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды предпринимательской деятельности, указанные в пункте 2 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации.
- Размер потенциально возможного к получению индивидуальными предпринимателями годового дохода по каждому из видов предпринимательской деятельности, по которому применяется патентная система налогообложения, устанавливается на территории Алтайского края согласно приложению к настоящему Закону.
- Размер потенциально возможного к получению индивидуальными предпринимателями годового дохода устанавливается на один показатель (численность наемных работников, транспортное средство, обособленный объект, (площадь), характеризующий определенный вид предпринимательской деятельности.
- В случае если показатель, характеризующий вид предпринимательской деятельности, превышает единицу, размер потенциально возможного к получению индивидуальными предпринимателями годового дохода увеличивается кратно количеству показателей.
- В случае превышения максимального размера потенциально возможного к получению индивидуальными предпринимателями годового дохода, установленного подпунктом 4 пункта 8 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации, применяется размер, установленный подпунктом 4 пункта 8 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статья 2
Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2013 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Губернатор Алтайского края А.Б. Карлин
ПРИЛОЖЕНИЕ к закону Алтайского края "О применении индивидуальными предпринимателями патентной системы налогообложения на территории Алтайского края"
РАЗМЕР потенциально возможного к получению индивидуальными предпринимателями годового дохода
№ п/п |
Виды предпринимательской деятельности, на которые индивидуальные предприниматели могут приобретать патенты |
Показатель, характеризующий вид предпринимательской деятельности |
Потенциально возможный годовой доход, рублей |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий из текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий |
численность работников, включая индивидуального предпринимателя |
206000 |
2 |
Ремонт, чистка, окраска и пошив обуви |
численность работников, включая индивидуального предпринимателя |
198000 |
3 |
Парикмахерские и косметические услуги |
численность работников, включая индивидуального предпринимателя |
305000 |
4 |
Химическая чистка, крашение и услуги прачечных |
численность работников, включая индивидуального предпринимателя |
198000 |
5 |
Изготовление и ремонт металлической галантереи, ключей, номерных знаков, указателей улиц |
численность работников, включая индивидуального предпринимателя |
198000 |
6 |
Ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, ремонт и изготовление металлоизделий |
численность работников, включая индивидуального предпринимателя |
206000 |
7 |
Ремонт мебели |
численность работников, включая индивидуального предпринимателя |
250000 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
8 |
Услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий |
численность работников, включая индивидуального предпринимателя |
335000 |
|
9 |
Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных и мототранспортных средств, машин и оборудования |
численность работников, включая индивидуального предпринимателя |
440000 |
|
10 |
Оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом |
транспортное средство |
297000 |
|
11 |
Оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом |
транспортное средство |
405000 |
|
12 |
Ремонт жилья и других построек |
численность работников, включая индивидуального предпринимателя |
266000 |
|
13 |
Услуги по производству монтажных, электромонтажных, санитарно-технических и сварочных работ |
численность работников, включая индивидуального предпринимателя |
315000 |
|
14 |
Услуги по остеклению балконов и лоджий, нарезке стекла и зеркал, художественной обработке стекла |
численность работников, включая индивидуального предпринимателя |
330000 |
|
15 |
Услуги по обучению населения на курсах и по репетиторству |
численность работников, включая индивидуального предпринимателя |
230000 |
|
16 |
Услуги по присмотру и уходу за детьми и больными |
численность работников, включая индивидуального предпринимателя |
218000 |
|
17 |
Услуги по приему стеклопосуды и вторичного сырья, за исключением металлолома |
численность работников, включая индивидуального предпринимателя |
182000 |
|
18 |
Ветеринарные услуги |
численность работников, включая индивидуального предпринимателя |
230000 |
|
19 |
Сдача в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности, в том числе: |
|||
19.1 |
сдача внаем собственного жилого недвижимого имущества |
обособленный объект |
156000 |
|
19.2 |
сдача внаем собственного нежилого недвижимого имущества |
обособленный объект (площадь) |
1000000 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
20 |
Изготовление изделий народных художественных промыслов |
численность работников, включая индивидуального предпринимателя |
170000 |
21 |
Прочие услуги производственного характера, в том числе: |
||
21.1 |
услуги по переработке сельскохозяйственных продуктов и даров леса, в том числе: |
||
21.1.1 |
помолу зерна, обдирке круп |
численность работников, включая индивидуального предпринимателя |
250000 |
21.1.2 |
переработке маслосемян |
численность работников, включая индивидуального предпринимателя |
250000 |
21.1.3 |
изготовлению и копчению колбас |
численность работников, включая индивидуального предпринимателя |
300000 |
21.1.4 |
защите садов, огородов и зеленых насаждений от вредителей и болезней |
численность работников, включая индивидуального предпринимателя |
280000 |
21.1.5 |
переработке картофеля; переработке давальческой мытой шерсти на трикотажную пряжу, выделке шкур животных, расчесу шерсти, стрижке домашних животных; ремонту и изготовлению бондарной посуды и гончарных изделий |
численность работников, включая индивидуального предпринимателя |
180000 |
21.2 |
изготовление валяной обуви |
численность работников, включая индивидуального предпринимателя |
200000 |
21.3 |
услуги по вспашке огородов и распиловке дров |
численность работников, включая индивидуального предпринимателя |
250000 |
21.4 |
услуги по ремонту и изготовлению очковой оптики |
численность работников, включая индивидуального предпринимателя |
280000 |
21.5 |
изготовление и печатание визитных карточек и пригласительных билетов на семейные торжества |
численность работников, включая индивидуального предпринимателя |
280000 |
1 |
2 |
3 |
4 |
21.6 |
переплетные, брошюровочные, окантовочные, картонажные работы |
численность работников, включая индивидуального предпринимателя |
280000 |
21.7 |
изготовление сельскохозяйственного инвентаря из материала заказчика; граверные работы по металлу, стеклу, фарфору, дереву, керамике; изготовление и ремонт деревянных лодок; ремонт игрушек; ремонт туристского снаряжения и инвентаря; зарядка газовых баллончиков для сифонов, замена элементов питания в электронных часах и других приборах |
численность работников, включая индивидуального предпринимателя |
180000 |
22 |
Производство и реставрация ковров и ковровых изделий |
численность работников, включая индивидуального предпринимателя |
182000 |
23 |
Ремонт ювелирных изделий, бижутерии |
численность работников, включая индивидуального предпринимателя |
285000 |
24 |
Чеканка и гравировка ювелирных изделий |
численность работников, включая индивидуального предпринимателя |
242000 |
25 |
Монофоническая и стереофоническая запись речи, пения, инструментального исполнения заказчика на магнитную ленту, компакт-диск, перезапись музыкальных и литературных произведений на магнитную ленту, компакт-диск |
численность работников, включая индивидуального предпринимателя |
242000 |
26 |
Услуги по уборке жилых помещений и ведению домашнего хозяйства |
численность работников, включая индивидуального предпринимателя |
206000 |
27 |
Услуги по оформлению интерьера жилого помещения и услуги художественного оформления |
численность работников, включая индивидуального предпринимателя |
206000 |
28 |
Проведение занятий по физической культуре и спорту |
численность работников, включая индивидуального предпринимателя |
266000 |
29 |
Услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах |
численность работников, включая индивидуального предпринимателя |
206000 |
30 |
Услуги платных туалетов |
численность работников, включая индивидуального предпринимателя |
206000 |
1 |
2 |
3 |
4 |
31 |
Услуги поваров по изготовлению блюд на дому |
численность работников, включая индивидуального предпринимателя |
218000 |
32 |
Оказание услуг по перевозке пассажиров водным транспортом |
транспортное средство |
206000 |
33 |
Оказание услуг по перевозке грузов водным транспортом |
транспортное средство |
206000 |
34 |
Услуги, связанные со сбытом сельскохозяйственной продукции (хранение, сортировка, сушка, мойка, расфасовка, упаковка и транспортировка) |
численность работников, включая индивидуального предпринимателя |
290000 |
35 |
Услуги, связанные с обслуживанием сельскохозяйственного производства (механизированные, агрохимические, мелиоративные, транспортные работы) |
численность работников, включая индивидуального предпринимателя |
242000 |
36 |
Услуги по зеленому хозяйству и декоративному цветоводству |
численность работников, включая индивидуального предпринимателя |
218000 |
37 |
Ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты |
численность работников, включая индивидуального предпринимателя |
242000 |
38 |
Занятие медицинской деятельностью или фармацевтической деятельностью лицом, имеющим лицензию на указанные виды деятельности |
численность работников, включая индивидуального предпринимателя |
413000 |
39 |
Осуществление частной детективной деятельности лицом, имеющим лицензию |
численность работников, включая индивидуального предпринимателя |
340000 |
40 |
Услуги по прокату |
численность работников, включая индивидуального предпринимателя |
225000 |
41 |
Экскурсионные услуги |
численность работников, включая индивидуального предпринимателя |
225000 |
42 |
Обрядовые услуги |
численность работников, включая индивидуального предпринимателя |
206000 |
43 |
Ритуальные услуги |
численность работников, включая индивидуального предпринимателя |
407000 |
1 |
2 |
3 |
4 |
44 |
Услуги уличных патрулей, охранников, сторожей и вахтеров |
численность работников, включая индивидуального предпринимателя |
340000 |
45 |
Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, в том числе: |
||
45.1 |
розничная торговля в неспециализированных магазинах |
обособленный объект |
4035000 |
45.2 |
розничная торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в специализированных магазинах |
обособленный объект |
4035000 |
45.3 |
розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами |
обособленный объект |
3835000 |
45.4 |
розничная торговля текстильными и галантерейными изделиями с площадью |
обособленный объект |
2630000 |
45.5 |
розничная торговля одеждой, обувью и изделиями из кожи |
обособленный объект |
3650000 |
45.6 |
розничная торговля мебелью, товарами для дома, бытовыми электротоварами, радио- и телеаппаратурой |
обособленный объект |
3835000 |
45.7 |
розничная торговля книгами, журналами, газетами, писчебумажными и канцелярскими товарами |
обособленный объект |
2835000 |
45.8 |
прочая розничная торговля в специализированных магазинах |
обособленный объект |
2625000 |
46 |
Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети |
обособленный объект |
450000 |
47 |
Услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания, в том числе: |
||
47.1 |
услуги питания ресторана |
обособленный объект |
2723000 |
47.2 |
услуги питания кафе |
обособленный объект |
2420000 |
47.3 |
услуги питания столовой и закусочной |
обособленный объект |
2178000 |
47.4 |
услуги питания бара |
обособленный объект |
1888000 |
47.5 |
услуги питания предприятий других типов |
обособленный объект |
1628000 |
1 |
2 |
3 |
4 |
48 |
Прочие услуги непроизводственного характера, в том числе: |
||
48.1 |
услуги копировально-множительные |
численность работников, |
280000 |
48.2 |
обеспечение индивидуальных подписчиков газетно-журнальной информацией |
численность работников, |
300000 |
48.3 |
выполнение переводов с одного языка на другой, включая письменные переводы, выполненные путем доработки автоматического перевода |
численность работников, |
200000 |
Самое важное - в нашем Telegram-канале