Экономика

Какую патентную систему готовят предпринимателям

В крае началось обсуждение законопроекта о патентной системе налогообложения. Первые заседания показали, что документ несовершенен. А наши расчеты доказывают, что некоторым предпринимателям придется платить больше, чем в условиях ЕНВД.

Для владелицы парикмахерской "Афродита" в Шипуновском районе Яны Щербининой (на фото справа) стоимость патента на год может составить 91,5 тыс. рублей.
Для владелицы парикмахерской "Афродита" в Шипуновском районе Яны Щербининой (на фото справа) стоимость патента на год может составить 91,5 тыс. рублей.
Ирина Баенкова

Переход индивидуальных предпринимателей на патентную систему бурно обсуждался высокими чиновниками и деловым сообществом почти весь прошлый год. Налоговая новация преподносилась как более понятный и удобный вариант для открытия и ведения своего дела. Патенты были призваны стать стимулом не только для развития предпринимательской инициативы, но и как выход некоторых видов бизнеса из тени.

Однако появившийся законопроект был встречен критично. Дело в том, что в первом чтении он предусматривал полную замену столь привычного ЕНВД на патенты в 2014 году. Однако вопросов у предпринимателей было много, документ потребовал более тщательной проработки, и в итоге было решено продлить переходный период. В "Основах налоговой политики РФ на 2012 год и на плановый период 2013–2014 гг." также прописан переход от ЕНВД к патентной системе, но окончательно он должен произойти лишь в 2018 году. На шесть лет сохраняется право добровольного перехода на патентную систему и возможность ее совмещения с УСН или ЕНВД по разным видам деятельности.

Тем не менее с 1 января 2013 года новая глава НК РФ "Патентная система налогообложения" вступит в силу. Ею смогут воспользоваться индивидуальные предприниматели. Они будут уплачивать единый налог в виде 6%-ной ставки к потенциально возможному годовому доходу. При этом размер таких доходов по видам деятельности (от 47 и более) устанавливается законодательным органом субъекта Федерации. Он же вправе расширить перечень видов деятельности.

Именно над региональным документом ("О применении индивидуальными предпринимателями патентной системы налого­обложения на территории Алтайского края") началась работа в АКЗС. Законопроект был подготовлен и выставлен на широкое обсуждение. Предполагается, что в сентябре он будет принят в первом чтении, а в октябре примет окончательный вид.

Два противоречия

Обсуждение законопроекта состоялось 28 августа на "круглом столе", который был организован комитетом АКЗС по бюджету, налоговой и кредитной политике. В нем участвовали предприниматели городов и районов края, сотрудники местных администраций, вице-губернатор Владимир Притупов . Павел Нестеров, руководитель регионального отделения "ОПОРы России" и депутат АКЗС, также был в зале. Он рассказал о тех моментах законопроекта, которые нужно доработать. 

Во-первых, это размер потенциального годового дохода, исходя из которого будет рассчитываться стоимость патента. В документе уже есть конкретные цифры по данному показателю для 48 видов деятельности. В АКЗС поясняют, что они были рассчитаны с ориентацией на размер ЕНВД.

Павел Нестеров,
руководитель регионального отделения "ОПОРы России":

Налоговым кодексом не предусмотрена зависимость потенциального годового дохода от места ведения бизнеса. То есть в краевом законе мы обязаны указать потенциальный годовой доход  на вид деятельности независимо от того, где предприниматель ведет бизнес: на "красной линии" в центре города Барнаула, на его окраине, в любом райцентре или в самом отдаленном поселении, к примеру, в Угловском районе. И здесь возникает ряд вопросов: если установить  по минимуму для сельского предпринимателя с небольшим доходом, то предприниматель в центре города будет в огромном выигрыше. Но далее следующий вопрос: тогда кто будет компенсировать выпадающие доходы местного бюджета, из которого финансируются социальные программы?

Второй момент, нуждающийся в доработке, — список видов деятельности, на которые распространяется патентная система. "Чтобы законопроект был максимально применим в крае, необходимо внести изменения в Налоговый кодекс, а также в ОКУН, который уже морально устарел. Там есть еще такие экзотические виды услуг, как ремонт деревянных лодок или заправка газовых баллончиков, — поясняет Павел Нестеров. —  Сегодня  с учетом развития новых технологий, частной инициативы появляются современные услуги, которые еще никак не классифицированы. Например, установка программного обеспечения населению. Потенциальный годовой доход по редким видам деятельности, особенно в сельской местности, необходимо снизить до минимума. С развитием туризма в крае приобретают особую актуальность ремесленничество, художественные промыслы, редкие виды услуг, которые  создают условия для занятости и работают на положительный имидж края".

В  целом, по словам г-на Нестерова, участники определились, что необходимо более конкретно сформулировать и отредактировать текст законопроекта, конкретнее определить критерии и суммы потенциального годового дохода по видам деятельности, чтобы любой предприниматель, прежде чем перейти на патент, мог просчитать, насколько ему это выгодно. "И самое главное, необходимо выйти с законодательной инициативой на федеральный уровень по изменению принципов определения потенциального годового дохода, в том числе передаче полномочий в этой части на местный уровень, куда идут 90% налоговых отчислений, приходящихся на спецрежимы", — резюмировал он.

На четверть казны

Начальник краевой налоговой службы Валерий Тарада считает, что налоговое законодательство для малого и среднего предпринимательства постепенно совершенствуется. "Патент во многом упростит ведение отчетности, снизит административные издержки и повысит налоговую дисциплину. Сегодня трудно прогнозировать количество предпринимателей, которые выберут патентную систему в нашем регионе, объем налоговых поступлений по данному виду налогообложения и т. д. Об этом можно будет говорить только после окончательного принятия закона в Алтайском крае", — считает он.

Но в ожидании закона нельзя не отметить, что уплата именно спецналогов имеет немалое значение для бюджетной системы, особенно для муниципалитетов. Это легко доказывается цифрами. В I полугодии 2012 года в консолидированный бюджет края по налоговым спецрежимам поступило 1,7 млрд. рублей (7% общего объема платежей). При этом в муниципальные бюджеты — 1,2 млрд. рублей, или 24% от общей суммы поступлений. Почти четверть! Если же говорить о федеральном масштабе, то, к примеру, в 2010 году (более оперативной статистики на сайте ФНС обнаружить не удалось. — Прим. "ВД"), декларации по УСН и ЕНВД подали около 5 млн. организаций и индивидуальных предпринимателей. Объем этих двух налогов составил 205 млрд. рублей, или 2,7% консолидированного федерального бюджета.

Больше или меньше?

Плата за получение патента будет расщепляться следующим образом: 10% — в региональный бюджет, а 90% — в бюджет муниципалитета. Но готовы ли предприниматели активно пополнять местную казну?

По некоторым видам деятельности, ориентируясь на законопроект, уже сейчас можно рассчитать стоимость патента. Три предпринимателя согласились провести такой эксперимент вместе с "ВД". Валентина Воеводина, владелица фотостудии в Павловском районе. Наемных работников у нее нет. По нашим подсчетам, стоимость патента на год для нее может составить 20,1 тыс. рублей. "Для меня это много, — призналась предпринимательница. — Сейчас я плачу примерно 1,8 тыс. рублей в год".

Сергей Жариков занимается пассажироперевозками в Яровом, он имеет 18 транспортных средств. И размер патента для него будет составлять 437,4 тыс. рублей в год. По оценке бухгалтера предприятия, "это дорого, сейчас общая сумма налогов за год в два раза меньше". А вот для парикмахерской "Афродита" в Шипуновском районе, где работают пять человек, патент может быть более выгодным, чем ЕНВД. Согласно расчету, его стоимость может составить 91,5 тыс. рублей в год. "Сейчас мы платим где-то на 20% больше, — говорит владелица "Афродиты" Яна Щербинина. — Но мне будет сложно единовременно найти такую сумму, чтобы приобрести патент".

"Ваше дело" продолжает следить за развитием событий.

Борис Вольф,
председатель Совета предпринимателей при главе Немецкого национального района:

Мне краевой законопроект о патентной системе показался очень мутным. Меня, например, интересует, будет ли при расчете патента использоваться коэффициент-дефлятор. Смущает то, что в нем не делается различий между городом и деревней. А сумма потенциального годового дохода, я считаю, сильно завышена. Предприниматели зарабатывают существенно меньше. Если этот закон будет принят, то малый бизнес на селе исчезнет. Правда, говорят, что сохранят ЕНВД до 2018 года, но я в это не верю. Когда-то нам говорили, что мы сможем выбирать между ЕНВД и УСН, а потом на деле оказалось, что для каждой из этих систем налогообложения виды деятельности строго определены.

Справка

Проект ЗАКОН Алтайского края "О применении индивидуальными предпринимателями патентной системы налогообложения на территории Алтайского края"

Настоящий Закон принят в соответствии с главой 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации и предусматривает возможность применения индивидуальными предпринимателями патентной системы налогообложения на территории Алтайского края.

Статья 1

  1. Возможность применения патентной системы налогообложения на территории Алтайского края предусматривается для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды предпринимательской деятельности, указанные в пункте 2 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации.
  2. Размер потенциально возможного к получению индивидуальными предпринимателями годового дохода по каждому из видов предпринимательской деятельности, по которому применяется патентная система налогообложения, устанавливается на территории Алтайского края согласно приложению к настоящему Закону.
  3. Размер потенциально возможного к получению индивидуальными предпринимателями годового дохода устанавливается на один показатель (численность наемных работников, транспортное средство, обособленный объект,  (площадь), характеризующий определенный вид предпринимательской деятельности.
  4. В случае если показатель, характеризующий вид предпринимательской деятельности, превышает единицу, размер потенциально возможного к получению индивидуальными предпринимателями годового дохода увеличивается кратно количеству показателей.
  5. В случае превышения максимального размера потенциально возможного к получению индивидуальными предпринимателями годового дохода, установленного подпунктом 4 пункта 8 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации, применяется размер, установленный подпунктом 4 пункта 8 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации.

Статья 2

Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2013 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Губернатор Алтайского края А.Б. Карлин

ПРИЛОЖЕНИЕ к закону Алтайского края "О применении индивидуальными предпринимателями патентной системы налогообложения на территории Алтайского края"

РАЗМЕР потенциально возможного к получению индивидуальными предпринимателями годового дохода

№ п/п

Виды предпринимательской деятельности, на которые индивидуальные предприниматели могут приобретать патенты

Показатель, характеризующий вид предпринимательской деятельности

Потенциально возможный годовой доход, рублей

1

2

3

4

1

Ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий из текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий

численность работников, включая индивидуального предпринимателя

206000

2

Ремонт, чистка, окраска и пошив обуви

численность работников, включая индивидуального предпринимателя

198000

3

Парикмахерские и косметические услуги

численность работников, включая индивидуального предпринимателя

305000

4

Химическая чистка, крашение и услуги прачечных

численность работников, включая индивидуального предпринимателя

198000

5

Изготовление и ремонт металлической галантереи, ключей, номерных знаков, указателей улиц

численность работников, включая индивидуального предпринимателя

198000

6

Ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, ремонт и изготовление металлоизделий

численность работников, включая индивидуального предпринимателя

206000

7

Ремонт мебели

численность работников, включая индивидуального предпринимателя

250000


1

2

3

4

8

Услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий

численность работников, включая индивидуального предпринимателя

335000

9

Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных и мототранспортных средств, машин и оборудования

численность работников, включая индивидуального предпринимателя

440000

10

Оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом

транспортное средство

297000

11

Оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом

транспортное средство

405000

12

Ремонт жилья и других построек

численность работников, включая индивидуального предпринимателя

266000

13

Услуги по производству монтажных, электромонтажных, санитарно-технических и сварочных работ

численность работников, включая индивидуального предпринимателя

315000

14

Услуги по остеклению балконов и лоджий, нарезке стекла и зеркал, художественной обработке стекла

численность работников, включая индивидуального предпринимателя

330000

15

Услуги по обучению населения на курсах и по репетиторству

численность работников, включая индивидуального предпринимателя

230000

16

Услуги по присмотру и уходу за детьми и больными

численность работников, включая индивидуального предпринимателя

218000

17

Услуги по приему стеклопосуды и вторичного сырья, за исключением металлолома

численность работников, включая индивидуального предпринимателя

182000

18

Ветеринарные услуги

численность работников, включая индивидуального предпринимателя

230000

19

Сдача в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности, в том числе:

   

19.1

сдача внаем собственного жилого недвижимого имущества

обособленный объект

156000

19.2

сдача внаем собственного нежилого недвижимого имущества

обособленный объект (площадь)

1000000

         

1

2

3

4

20

Изготовление изделий народных художественных промыслов

численность работников, включая индивидуального предпринимателя

170000

21

Прочие услуги производственного характера, в том числе:

   

21.1

услуги по переработке сельскохозяйственных продуктов и даров леса, в том числе:

   

21.1.1

помолу зерна, обдирке круп

численность работников, включая индивидуального предпринимателя

250000

21.1.2

переработке маслосемян

численность работников, включая индивидуального предпринимателя

250000

21.1.3

изготовлению и копчению колбас

численность работников, включая индивидуального предпринимателя

300000

21.1.4

защите садов, огородов и зеленых насаждений от вредителей и болезней

численность работников, включая индивидуального предпринимателя

280000

21.1.5

переработке картофеля; переработке давальческой мытой шерсти на трикотажную пряжу, выделке шкур животных, расчесу шерсти, стрижке домашних животных; ремонту и изготовлению бондарной посуды и гончарных изделий

численность работников, включая индивидуального предпринимателя

180000

21.2

изготовление валяной обуви

численность работников, включая индивидуального предпринимателя

200000

21.3

услуги по вспашке огородов и распиловке дров

численность работников, включая индивидуального предпринимателя

250000

21.4

услуги по ремонту и изготовлению очковой оптики

численность работников, включая индивидуального предпринимателя

280000

21.5

изготовление и печатание визитных карточек и пригласительных билетов на семейные торжества

численность работников, включая индивидуального предпринимателя

280000

1

2

3

4

21.6

переплетные, брошюровочные, окантовочные, картонажные работы

численность работников, включая индивидуального предпринимателя

280000

21.7

изготовление сельскохозяйственного инвентаря из материала заказчика; граверные работы по металлу, стеклу, фарфору, дереву, керамике; изготовление и ремонт деревянных лодок; ремонт игрушек; ремонт туристского снаряжения и инвентаря; зарядка газовых баллончиков для сифонов, замена элементов питания в электронных часах и других приборах

численность работников, включая индивидуального предпринимателя

180000

22

Производство и реставрация ковров и ковровых изделий

численность работников, включая индивидуального предпринимателя

182000

23

Ремонт ювелирных изделий, бижутерии

численность работников, включая индивидуального предпринимателя

285000

24

Чеканка и гравировка ювелирных изделий

численность работников, включая индивидуального предпринимателя

242000

25

Монофоническая и стереофоническая запись речи, пения, инструментального исполнения заказчика на магнитную ленту, компакт-диск, перезапись музыкальных и литературных произведений на магнитную ленту, компакт-диск

численность работников, включая индивидуального предпринимателя

242000

26

Услуги по уборке жилых помещений и ведению домашнего хозяйства

численность работников, включая индивидуального предпринимателя

206000

27

Услуги по оформлению интерьера жилого помещения и услуги художественного оформления

численность работников, включая индивидуального предпринимателя

206000

28

Проведение занятий по физической культуре и спорту

численность работников, включая индивидуального предпринимателя

266000

29

Услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах

численность работников, включая индивидуального предпринимателя

206000

30

Услуги платных туалетов

численность работников, включая индивидуального предпринимателя

206000

1

2

3

4

31

Услуги поваров по изготовлению блюд на дому

численность работников, включая индивидуального предпринимателя

218000

32

Оказание услуг по перевозке пассажиров водным транспортом

транспортное средство

206000

33

Оказание услуг по перевозке грузов водным транспортом

транспортное средство

206000

34

Услуги, связанные со сбытом сельскохозяйственной продукции (хранение, сортировка, сушка, мойка, расфасовка, упаковка и транспортировка)

численность работников, включая индивидуального предпринимателя

290000

35

Услуги, связанные с обслуживанием сельскохозяйственного производства (механизированные, агрохимические, мелиоративные, транспортные работы)

численность работников, включая индивидуального предпринимателя

242000

36

Услуги по зеленому хозяйству и декоративному цветоводству

численность работников, включая индивидуального предпринимателя

218000

37

Ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты

численность работников, включая индивидуального предпринимателя

242000

38

Занятие медицинской деятельностью или фармацевтической деятельностью лицом, имеющим лицензию на указанные виды деятельности

численность работников, включая индивидуального предпринимателя

413000

39

Осуществление частной детективной деятельности лицом, имеющим лицензию

численность работников, включая индивидуального предпринимателя

340000

40

Услуги по прокату

численность работников, включая индивидуального предпринимателя

225000

41

Экскурсионные  услуги

численность работников, включая индивидуального предпринимателя

225000

42

Обрядовые услуги

численность работников, включая индивидуального предпринимателя

206000

43

Ритуальные услуги

численность работников, включая индивидуального предпринимателя

407000

1

2

3

4

44

Услуги уличных патрулей, охранников, сторожей и вахтеров

численность работников, включая индивидуального предпринимателя

340000

45

Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, в том числе:

   

45.1

розничная торговля в неспециализированных магазинах

обособленный объект

4035000 

45.2

розничная торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в специализированных магазинах

обособленный объект

4035000 

45.3

розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами

обособленный объект

3835000 

45.4

розничная торговля текстильными и галантерейными изделиями с площадью

обособленный объект

2630000 

45.5

розничная торговля одеждой, обувью и изделиями из кожи

обособленный объект

 3650000

45.6

розничная торговля мебелью, товарами для дома, бытовыми электротоварами, радио- и телеаппаратурой

обособленный объект

 3835000

45.7

розничная торговля книгами, журналами, газетами, писчебумажными и канцелярскими товарами

обособленный объект

2835000

45.8

прочая розничная торговля в специализированных магазинах

обособленный объект

 2625000

46

Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети

обособленный объект

450000

47

Услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания, в том числе:

   

47.1

услуги питания ресторана

обособленный объект

2723000

47.2

услуги питания кафе

обособленный объект

2420000

47.3

услуги питания столовой и закусочной

обособленный объект

2178000

47.4

услуги питания бара

обособленный объект

1888000

47.5

услуги питания предприятий других типов

обособленный объект

1628000

1

2

3

4

48

Прочие услуги непроизводственного характера, в том числе:

   

48.1

услуги копировально-множительные

численность работников,
включая индивидуального предпринимателя

280000

48.2

обеспечение индивидуальных подписчиков газетно-журнальной информацией

численность работников,
включая индивидуального предпринимателя

300000

48.3

выполнение переводов с одного языка на другой, включая письменные переводы, выполненные путем доработки автоматического перевода

численность работников,
включая индивидуального предпринимателя

200000

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость