По данным следствия, в период с 2009 по 2011 год Нина Мартынова заключила договоры аренды земель береговой зоны озера Большого Ярового с тремя предприятиями. При передаче в аренду земельных участков она якобы применила льготный понижающий коэффициент, не предусмотренный законодательством. Как утверждают правоохранители, незаконные действия должностного лица повлекли существенное нарушение охраняемых законом интересов государства, причинив материальный вред бюджету на сумму более 19 млн. рублей.
Внимание правоохранительных органов администрация Ярового впервые привлекла еще весной. Сотрудники ФСБ тогда провели обыски в здании администрации и изъяли ряд документов. Как подтвердили в ФСБ, возбуждение уголовного дела — итог именно тех оперативных действий.
В Следственном комитете не раскрывают подробностей расследования, однако, обвинение г-же Мартыновой не предъявлено, мера пресечения не избрана. Также есть информация о том, что предприятиями, получившими преференции, возможно, являются фирмы "Ковчег" и "Интеграл+", а также индивидуальный предприниматель Нагирной.
Отношения не сложились
Предприниматели, которые работают в Яровом, давно публично выражали недовольство политикой местной власти в отношении бизнеса. Громких скандалов и резких заявлений хватало со всех сторон. Людмила Замышляева, совладелица ГК "Старк", даже не удивилась, когда "Ваше дело" попросило ее прокомментировать ситуацию.
Людмила Замышляева,
совладелица ГК "Старк":
Я сама ставила вопрос о возможности обращения в правоохранительные органы, правда, по другому поводу. Ранее мы пытались воспользоваться правом льготной приватизации здания, в котором находился наш филиал. То, с чем мы столкнулись, — это настоящий произвол.
Более категоричны и эмоциональны в своих оценках предприниматели Андрей Вайс и Владимир Гезов.
"Это вторая Кущевка, — утверждает г-н Гезов. — Только приближенные к г-же Мартыновой могут вести здесь дела. Вспомните историю с моим киоском, который по указанию Мартыновой увезли с моей же земли. Я на своей земле поставил киоск и хотел торговать билетами на свои же автобусы. Мартынову тогда оштрафовали на 300 рублей за самоуправство. А потом она в ходе личной беседы заявила прямо: ты хоть убейся, а строить тебе здесь я ничего не дам. Запись этого я уже тогда отправил в ФСБ. Мотивировка того, зачем увозили мой киоск, звучала вовсе смешно. Главный архитектор города заявил: "Мы думали, что он набит взрывчаткой, а у нас отдыхающие…"
Андрей Вайс вспоминает эпизод со сносом только что построенного рынка. "Участок под моим рынком, считаю, просто понравился одному из приближенных г-жи Мартыновой, — говорит он. — Все документы у меня были в порядке. И тем не менее новое строение просто снесли. Причем решение о его сносе было вынесено на основании поддельных документов".
Свои и чужие
14 февраля этого года в Яровое приезжал главный федеральный инспектор в Алтайском крае Михаил Чугуев.Он организовал встречу граждан с представителями краевой и муниципальной власти, депутатами и членами Общественной палаты Алтайского края. Как рассказывают участники встречи, на собрание пришли и местные предприниматели. Зал гудел, как рассерженный улей. Большинство претензий предъявлялось к г-же Мартыновой.
Однако в официальном сообщении, выложенном на сайте федерального инспектора, формулировки сгладили. "На встрече было отмечено, что город развивался бы более динамично при наличии равноправного диалога муниципальной власти и предпринимательства. Местный бизнес лишен возможности реализовать свои проекты, а это дополнительно несколько сот рабочих мест. На местном уровне зачастую действует принцип "свои — чужие". Не работает экономический совет города, концепция развития Ярового не стала местом приложения потенциала многих активных граждан. Очевидно, что из-за фактического отсутствия полноценного диалога между бизнесом и властью страдает экономика и социальная сфера степного города химиков", — говорится в тексте.
В следственном управлении Следственного комитета затрудняются ответить, когда Нине Мартыновой будет предъявлено обвинение, но не исключают, что это произойдет скоро. Сама г-жа Мартынова на момент подготовки материала оказалась недоступной для комментариев. Ни один из известных ее телефонов, включая личный сотовый, не отвечал.
Самые громкие уголовные дела алтайских мэров
Бывший мэр Рубцовска Артур Дерфлер. Обвинялся в подделке документов, злоупотреблении полномочиями и халатности, которые привели к срыву отопительного сезона. После нескольких судебных процессов Алтайский краевой суд оправдал г-на Дерфлера.
Бывший мэр Бийска Анатолий Мосиевский. Обвинялся в 10 эпизодах превышения должностных полномочий. Основная часть обвинений была связана с тем, что он требовал с инвесторов перечислять деньги в городской фонд в обмен на беспроблемную реализацию проектов. Суд вынес вердикт: три года лишения свободы условно и невозможность в течение двух лет занимать государственные и муниципальные посты.
Бывший мэр Барнаула Владимир Колганов. Уголовное дело было возбуждено в связи с работой управляющих компаний, проводивших приватизацию муниципального имущества в 2006–2007 годах. По оценкам следствия, в результате работы такой схемы бюджет города недополучил около 187 млн. рублей. Уголовное дело было закрыто в связи с истечением срока давности.
Владимир Кудрин
Самое важное - в нашем Telegram-канале