Фактическая бюджетная обеспеченность — это отношение доходов регионального бюджета (с учетом выделенных дотаций) в расчете на одного жителя к среднероссийскому показателю. В отчете Минфина говорится, что в 2012 году на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета регионов на Чечню запланировано около 27 млрд рублей, на Карачаево-Черкессию — 2,2 млрд рублей, Ставропольский край — 22,5 млн рублей, Дагестан — 4,5 млн рублей. Северной Осетии, Ингушетии, Кабардино-Балкарии не выделяются деньги на эти цели.
Как отметила гендиректор Центра фискальной политики Галина Курляндская, на "игле" дотаций из всех регионов округа находится только Чечня. "Ингушетия, Северная Осетия и Дагестан остро нуждаются в дотациях. Например, в Северной Осетии прекратили работу крупные ликеро-водочные предприятия, у которых отобрали лицензии", — говорит эксперт.
По словам Галины Курляндской, дотации на сбалансированность — это незапланированные доходы, не заложенные в бюджет, они распределяются по непрозрачной методике, здесь играют роль политические факторы.
Замминистра финансов Чечни Ильяс Эдильгириев считает некорректной статистику Минфина по фактическому уровню бюджетной обеспеченности.
— В 2010 году и в 2011-2012 годах у нас мог быть фактический уровень обеспеченности не более 100-102% за счет сверхплановых доходов, которые подлежат зачислению в республиканский бюджет. По 2010 году российский Минфин ошибся на 74%, — утверждает собеседник.
При этом в чеченском финансовом ведомстве заявили "Известиям", что в этом году их бюджет недополучит порядка 1 млрд рублей. Это, по словам Эдильгириева, произошло из-за того, что "Роснефть" создала консолидированную группу налогоплательщиков и те доходы, которые должна была получить республика, ушли в бюджет других регионов.
Ильяс Эдильгириев,
замминистра финансов Чечни:
Нет закона, который бы предполагал компенсацию выпадающих доходов, которые произошли не по вине субъекта РФ. Теперь у нас дисбаланс в бюджете, в декабре будут проблемы с выплатой заработных плат работникам бюджтной сферы. По прогнозу, до конца года не хватит около 800 млн рублей. А экономика республики сейчас не способна заработать эти доходы, она только становится на ноги.
На зачаточном этапе развития экономики Чечни находится, например, собираемость налогов. Результаты сбора некоторых налогов в республике и в самом деле удивляют. Так, согласно материалам федерального Минфина, в I квартале 2012 года уплаченный транспортный налог с физических лиц составил 2,5 млн рублей (что приблизительно соответствует налогу за 2500 автомобилей). Для республики с населением 1,3 миллиона человек это немного.
Несмотря на то, что расчеты Минфина не совпадают с данными правительства Чеченской республики, они тоже основаны на реальных цифрах, говорит руководитель "Проекта национального развития" Андрей Черепанов (в начале 2000-х годов руководил департаментом внешнего долга Минфина). Исходя из данных Минфина, добавляет эксперт, закономерен вопрос, в связи с чем в данный регион продолжают поступать значительные объемы трансфертов из госбюджета, когда показатель собственных доходов республики в расчете на душу населения превышает среднероссийский.
Справка
Прямой порядок финансирования Чеченской республики действует с 2000 года. Средства выделяются по принципу сметного финансирования конкретных объектов — в первую очередь социальной инфраструктуры, разрушенной в период двух военных кампаний (1994–1996 и 1999–2000 годов). Порядок прямого финансирования введен из-за отсутствия в республике статистических данных, необходимых для расчета размера финансовой помощи. В других регионах межбюджетные отношения выстраиваются на основе методики, утвержденной правительством. При формировании своего бюджета субъекты должны отчитаться, какие имеющиеся у них расходы покрыты за счет собственных доходов.
Самое важное - в нашем Telegram-канале