— Михаил Владимирович, что сейчас происходит с "Изумрудной страной"?
— Сильных изменений в хозяйственной деятельности предприятий "Изумрудной страны" нет. Идут суды с "Россельхозбанком". Вынесены уже около 10 решений о взыскании денежных сумм с предприятий ассоциации. Решения в законную силу не вступили, они будут обжалованы.
Сейчас идут переговоры с "Россельхозбанком". Последняя видеоконференция с банком была в минувшую среду. И мы хотели бы все-таки достигнуть договоренности о реструктуризации просроченной ссудной задолженности. Общая сумма задолженности сейчас составляет около 19 млрд. рублей.
— И погашение долгов перед банком не идет?
— Нет. Потому что нет источника финансирования. Счета предприятий арестованы. Имущество тоже арестовано.
Мы предлагали банку в связи со сложным финансовым положением принять в счет погашения задолженности имущество, которое было оформлено в залог. Но ответа банк не дал.
— А по чьей инициативе проводилась упомянутая вами видеоконференция?
— Скажем так, инициатива была с двух сторон. Сейчас головной офис банка готовит новый протокол, в котором будут описаны те действия, которые мы должны предпринять для получения возможности технической пролонгации просроченной ссудной задолженности на полгода. А потом уже в течение полугода сделать реструктуризацию долгов. Но пока все условия еще не утверждены. Основное условие банка — это передать в дополнительный залог и поручительство те предприятия, которые не входили в контур кредитов.
— И что просит банк?
— "Бийский сахарный завод", предприятия молочной переработки, "Бийский комбинат хлебопродуктов" и др.
— Как собственник относится к этому?
— Негативно. Но при этом отмечу, что собственники в лице Антипиной Ольги Валентиновны и Антипина Александра Григорьевича были готовы отдать эти предприятия еще в самом начале переговоров. Мы просили банк, чтобы он документально подтвердил, что в случае, если мы передаем предприятия в дополнительный залог, нам будет дана гарантия реструктуризации долгов. В банке ответили: вы сначала подпишите, мы посмотрим на ваш акт доброй воли, а только после этого будем принимать какие-то решения. То есть реструктуризацию либо техническую пролонгацию никто не обещает.
— Некоторые видят в действиях банка признаки рейдерства. По-вашему, насколько это близко к действительности?
— Есть такие слухи. Но неопровержимых доказательств ни у кого нет.
В ассоциацию входят предприятия, на которые кредиты в свое время оформлялись еще прежними собственниками. Позднее, когда эти организации вошли в состав "Изумрудной страны", банк спокойно пролонгировал кредиты, позволял перекредитоваться. Мы в январе-феврале погасили кредиты по некоторым предприятиям практически на 600 млн. рублей. Где-то это было досрочное погашение задолженности. А потом весной в один момент банк резко перестал кредитовать, несмотря на все имеющиеся договоренности. При этом все прекрасно понимают, что в сельском хозяйстве кредиты должны быть "длинными". В свое время сам "Россельхозбанк" подвигнул Ольгу Антипину на создание ассоциации для того, чтобы объединить разрозненные предприятия и сформировать единый кредитный портфель. Считалось, так банку было проще работать.
— "Изумрудная страна" все иски "Россельхозбанку" пока проигрывает.
— Да. Но решения судом выносятся по-разному. По некоторым искам банку отказывают во взыскании процентов и пени.
— Из материалов арбитражного суда видно, что банк, подавая иски, зачастую указывает на то, что товары в обороте, оформленные в залог, отсутствуют.
— Когда товары оформлялись в залог, предполагалась их периодическая реализация, а потом замена после проведения уборочной кампании. Когда у нас все эти процессы возникли, мы предлагали "Россельхозбанку" произвести замену товаров в обороте на иное имущество. Мы в мае передавали обширный перечень такого имущества, в том числе недвижимого. Банк эту тему рассматривать не стал.
Возглавить было некому
— Некогда топ-менеджеры "Изумрудной страны" Хомайко, Антипин, Виноградов уже тихо отошли от дел в ассоциации. Вы же, напротив, решили ее возглавить. Зачем?
— Потому что на тот момент возглавить ее было некому. Ольга Валентиновна находилась под следствием, Александру Григорьевичу тоже в любой момент могли избрать меру пресечения. А предприятия должны работать, и кто-то должен выполнять распорядительные и организационные функции. Тем более когда идет такая информационная шумиха.
— Когда стало известно о том, что вы стали президентом "Изумрудной страны", многие нашли этому простое объяснение. Мол, именно Колесников всегда и был теневым лидером этой структуры.
— Это заблуждение. Я лишь оказывал консультации собственникам. Например, в плане приобретения предприятий, оформления сделок и т. д.
— Сейчас в роли президента ассоциации в чем заключается ваша основная работа?
— Я должен обеспечить, чтобы предприятия хотя бы по минимуму, но работали. Основная же задача — достижение согласования с банком о реструктуризации задолженности.
— По инициативе "Россельхозбанка" московская компания "Интерэкспертиза" должна была провести оценку активов "Изумрудной страны". Она уже начала работу?
— Нет. Хотя мы еще в июне сделали предоплату в сумме около 10 млн. рублей, предоставили этой компании полные пакеты документов по трем предприятиям. Мы планировали по ним первым провести работу, чтобы понять модель и методику оценки, которые применяет "Интерэкспертиза". Если бы они начали занижать рыночную стоимость имущества, то нам бы смысла не было с ними дальше сотрудничать.
Однако специалисты этой компании в Алтайский край так и не прилетели. Хотя неоднократно обещали. Даже присылали письмо с требованием обеспечить транспорт для доставки их специалистов из аэропорта. Но никакой оценки нет, ни одного отчета нет. Сейчас мы планируем истребовать деньги в судебном порядке. Потому что добровольно их не вернут.
— Вы представляли в суде интересы кипрской компании "Белиссион Энтерпрайзес". Тут путаница большая. Адвокаты в свое время отрицали связь "Изумрудной страны" и этого офшора. В то же время следователи утверждают, что именно в эту компанию Антипина якобы переводила взятые в банке кредиты. Как вы это можете прокомментировать?
— Вокруг этой истории идет много кривотолков, но само следствие давно знает настоящую подоплеку данной сделки. Когда мы приобретали у Сергея Корчагина "Майму-молоко", мы рассчитались с ее учредителем фирмой "НЗХК". Учредителем "НЗХК" как раз был "Беллиссион". Мы перевели деньги в "НЗХК", а из этой компании деньги ушли на Кипр в счет выплаты дивидентов компании "Беллиссион". К этому выводу денег в офшор мы не имели отношения. Есть документы, подтверждающие, что именно Корчагин переводил эти деньги. Но в дальнейшем, уже после перевода денег на Кипр, долю в "Беллиссион" вынуждена была приобрести Ольга Антипина, покупая еще одно предприятие — "Заозерное". В "Заозерном" 76% принадлежали той же компании "Беллиссион" (а в конечном итоге Сергею Корчагину), а 24% — Володину, бывшему директору. Володин умер, и, чтобы продать 76%, нужно было получить согласие наследников. Мы решили, что быстрее и проще приобрести фирму "Беллиссион" и завершить оформление сделки по покупке "Заозерного".
Кассы арестованы
— Вы сейчас обладаете полной информацией о том, что происходит в многочисленных предприятиях "Изумрудной страны"?
— Если честно, не до мелочей. Хозяйственную деятельность и контроль на местах ведут директора предприятий, которые там были и есть. Уволился, может быть, один или два директора.
— А вам известно о случае в Немецком национальном районе? Там был конфликт между работниками двух предприятий "Изумрудной страны" — "Алтком" и "Павловская птицефабрика". Первые отказались отгрузить зерно на птицефабрику даже несмотря на то, что имелось письменное распоряжение одного из руководителей ассоциации.
— Да, об этом мне известно. Как и то, что в том сельскохозяйственном предприятии проблемы с выплатой заработной платы. В связи с этим был вопрос об отгрузке пшеницы.
— Если счета арестованы, каким образом выплачивается зарплата?
— Сдается сельхозпродукция, денежные средства поступают в кассу, а затем выплачиваются. Иначе мы не можем. Правда, есть хозяйства, где приставы арестовали и кассу. Там, естественно, сейчас серьезные проблемы с зарплатой. Хотя мы просили приставов оставить нам возможность проводить расходные операции по выплате зарплаты и оплате электроэнергии. В итоге на предприятиях в Советском и Алтайском районах люди просто перестали ходить на работу. А один исполнительный директор письменно уведомил приставов о том, что он больше не может обеспечить сохранность залогового имущества — КРС и недвижимости. На сегодняшний день сами приставы просят нас, чтобы мы нашли другого хранителя.
Путин не ответил
— "Дело "Изумрудной страны" с самого начала, с момента ареста Евгения Роговского, сопровождается беспрецедентным информационным освещением со стороны ФСБ. Как это влияет на ход дела?
— Само собой, отрицательно. Отрицательно с той точки зрения, что информация, которую вещает ФСБ, доходит до руководителей хозяйств на местах, до простых людей. И они не видят перспектив, начинают уходить из хозяйств. Ведь освещение ситуации дается такое, что шансов у "Изумрудной страны" нет, что у нее все отберут, арестуют и распродадут.
— Ассоциация направляла обращение Владимиру Путину. Каков результат?
— Мы получили ответ, что наше обращение направлено в соответствии с компетенцией в правительство России. На этом все.
Кстати, при администрации края создана комиссия, которая, как было заявлено, планировала изучить проблемы "Изумрудной страны". И один раз я присутствовал на заседании этой комиссии. У меня сложилось впечатление, что ее работа носит формальный характер. И никаких решений не принимает. На заседании были руководитель регионального отделения "Россельхозбанка", представитель службы судебных приставов. Заслушали информацию приставов и банка. Я попросил дать нам возможность проводить расходные операции по выплате зарплаты. Мне ответили отказом.
— Михаил Владимирович, у вас довольно интересная репутация. Некоторые намекают на то, что ваше имя как-то связано с рейдерством. Опровергнете или подтвердите?
— Я не знаю, с какими фактами рейдерства связывают мое имя. Само собой, не может человек быть таким, чтобы о нем все только хорошо отзывались. Это была бы полная ложь. Возможно, говоря о рейдерстве, мое имя связывают с историей акционерного общества "Соболь", где я работал директором. Меня туда привлекала администрация Алтайского края в лице "Алтайагропрода". Сейчас одни говорят, что там было чистой воды рейдерство, другие считают, что это было восстановление предприятия. 49% акций "Соболя" владел "Алтайагропрод", 51% акций — директор акционерного общества г-н Пашинин через компанию "Сибагросбыт". 99% долей "Сибагросбыта" принадлежали физическому лицу, проживающему в Иркутске. Я нашел этого человека, провел с ним переговоры и убедил продать долю в "Сибагросбыте" по номинальной стоимости. В связи с этим Пашинина отстранили от "Сибагросбыта" и "Соболя" соответственно. Он обжаловал сделку, писал заявление в правоохранительные органы. Но безрезультатно.
О чем еще рассказал собеседник
О задержании
— В ИВС Новоалтайска я провел 48 часов. Поздно вечером приходил представитель ФСБ, был разговор о том, что надо дать показания по еще какому-то кредиту "Павловской птицефабрики". Я его спросил, какие у него есть документы и на основании чего он вообще действует. Сотрудник ФСБ сказал, что документы лежат в машине. Добавил, что от дачи показаний зависит моя судьба и судьбы еще многих людей. Я его попросил прийти завтра, когда я приглашу адвоката. В итоге меня отпустили. Если бы мне избрали тогда меру пресечения в виде заключения под стражу, я бы, конечно, отдохнул, выспался, но это очень сильно отразилось бы на моей работе. Потому что все процессы по делам о банкротстве восстанавливать очень сложно — деятельность на предприятиях идет постоянно, заседания суда проходят практически каждый день.
О "Горэлектротрансе"
— Я занимался делом о банкротстве МУП "Горэлектротранс". Сейчас на предприятии введена процедура финансового оздоровления. И я подал в арбитражный суд заявление об освобождении от должности административного управляющего. Потому что та задача, которая ставилась собственником "Горэлектротранса", выполнена.
Досье
Михаил Владимирович Колесников родился 21 января 1978 года. Окончил Алтайский экономико-юридический институт. Работал юристом в компании "Алтайстройкомплект", директором торгового дома в одном из холдингов Новосибирской области, затем вернулся в Алтайский край, став юристом в "Межрегиональной венчурной компании".
Профессиональным арбитражным управляющим является с 2008 года. Прежде чем стать арбитражным управляющим, прошел курсы при Министерстве юстиции РФ. Первое дело Михаила Колесникова было связано с банкротством индивидуального предпринимателя из Третьяковского района. В настоящее время ведет 14 банкротных дел. В команде г-на Колесникова около 20 юристов.
Проживает в гражданском браке. Воспитывает ребенка.
Справка
Ассоциация "Изумрудная страна" была зарегистрирована в сентябре 2010 года МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам Алтайского края. В ассоциацию вошли предприятия из многих районов края, объединившие в себе 429,8 тыс. га сельскохозяйственных угодий, 60 тыс. голов КРС. В 2011 году предприятиями было произведено 60,6 тыс. тонн молока, 6,8 тыс. тонн мяса. В предприятиях ассоциации постоянно заняты более 10 тыс. человек. Размер ежемесячно выплачиваемой заработной платы составлял 60 млн. рублей.
За время работы ассоциации приобретено 63 посевных комплекса "Джон Дир", "Ньюхоланд", "Кейс" и т. д. Куплено порядка 280 зерноуборочных комбайнов "Класс", "Палессе", "Енисей", "Вектор" и т. д. Приобретено 36 единиц кормозаготовительной техники "Макдон", "Ягуар", "Крона", "Дон-680". Все предприятий переработки полностью отремонтированы и реконструированы.
Источник: ЖЖ "Изумрудной страны"
Самое важное - в нашем Telegram-канале