На Алтай г-н Ламанов приезжал в сентябре на конференцию комитета гражданских инициатив, где и презентовал свою программу, опираясь на опрос Левада-центра, проведенный среди барнаульцев в июле. Он объяснил логику своих предложений.
ЖКХ по-французски
Сказать по правде, Сергей Ламанов не удивил, констатировав факт, данный нам в ощущениях: тарифами в ЖКХ не доволен никто – ни тот, кто ведет этот бизнес (им денег не хватает), ни потребители (деньги дерут, а качество услуг не меняется). Часто говорят: нынешняя тарифная политика только поощряет коммунальные компании раздувать затраты и надо менять ее на новую, стимулирующую инвестиции. Надо. Но с оговоркой, полагает г-н Ламанов.
Сергей Ламанов,
ведущий эксперт Центра стратегических разработок:
Бессмысленно переходить к новой тарифной политике без оптимизации схемы снабжения города коммунальными услугами. Конечно, удобнее воспроизводить схему, скажем, теплоснабжения середины прошлого века. Но она при любой тарифной политике будет бесконечно требовать роста тарифа.
Эксперт приводит пример Вильнюса: там электростанции и теплосети передали на 15 лет в концессию французскому концерну "Далькия". Французы всерьез занялись как раз изменением схемы теплоснабжения города. Хотя, конечно, не только этим: как положено, они меняли старые трубы и оборудование на современные – в целом их инвестпрограмма на шесть лет составила 150 млн. евро. Деньги, как ни странно, не только пообещали вложить, но и вложили.
Новая схема позволила вообще ликвидировать пятую часть теплосетей – они оказались ненужными, хотя деньги на их содержание тратили много лет. Полностью отказались в Вильнюсе и от центральных тепловых пунктов, где по старой традиции подогревается вода для горячего водоснабжения и подается в дома.
Одновременно каждый дом оборудовали индивидуальным тепловым пунктом с узлом учета и погодным регулированием: всего было установлено 3 500 таких пунктов, и сегодня они в собственности "Далькии". В итоге потери тепла в сетях снизились с 21 до 12%, число порывов – в разы. Кстати, максимальный срок отключения воды при авариях и инцидентах в Вильнюсе – 12 часов.
Инновации по-мичурински
Вторая по важности проблема Барнаула – низкие заработки. Зарплата персонала для многих предпринимателей и чиновников – расходная статья. "И как бы эту статью сократить", – размышляют временами и те, и другие. Сергей Ламанов предлагает вопрос поставить иначе. Не "Как заставить повысить зарплату?", а "Как создать новые рабочие места с достойными заработками?"
Объектом, где такие места создаются, по его мнению, мог бы стать, например, агротехнопарк. Первый и пока единственный в России агропарк "Зеленая долина" уже есть в Мичуринске, что в Тамбовской области. В "Зеленой долине" хотят создавать вкусную и здоровую пищу, а также продукцию с генетически заданными свойствами.
Сергей Ламанов,
ведущий эксперт Центра стратегических разработок:
В агротехнопарке Мичуринска занимаются разработкой инноваций, там же их апробируют и переводят в промышленное использование. Из науки вырастает бизнес. Правда, стык науки и бизнеса в Мичуринске пока получается плохо: они хорошие научные работники, но с трудом раскручивают себя как бизнесмены. И если уж Алтай эволюционирует как регион сельхозпереработки, то почему бы Барнаулу не стать центром инноваций в этом деле, предлагая производству продукцию с высокой добавленной стоимостью?
Вот логика создания такого парка. В России есть регионы с высоким научным потенциалом – например, Новосибирск и Томск, они генерируют научные знания. И есть регионы, которые могут быть реципиентами (получателями) этих знаний, предлагая для этого площадки для инновационного бизнеса.
– И если тамбовский агротехнопарк растет от науки, то Алтай может вырастить его от производства, а инновации будут повышать добавленную стоимость в сельхозпроизводстве, – полагает эксперт.
Инвестиции по-ульяновски
– Сергей Владимирович, для привлечения инвесторов в Барнаул вы предложили создать муниципальное агентство развития. А вот у меня со словом "муниципальное" ассоциируется нечто некреативное и неэффективное…
– Уберите слово "муниципальное" – пусть будет "городское"... Конечно, совсем необязательно делать его одним из департаментов муниципалитета. В Ульяновске "Корпорация развития" – аналог такого агентства – выполняет довольно серьезную работу с потенциальными инвесторами. Не все у них отработано, но инвестор может прийти туда, завести разговор о том, что хочет прийти в регион. Ему предложат набор площадок для размещения. И если это серьезный проект, то в соответствии с законодательством области ему присвоят титул особо значимого проекта. С этого момента ему обещаны разного рода преференции, за проектом закрепляют куратора. Само по себе кураторство, конечно, немножко попахивает ручным управлением. Когда таких проектов немного, можно назначить куратора. А если их 40? И все же это реально облегчает жизнь инвесторам, ускоряет многие процессы.
Ульяновская корпорация – акционерное общество со стопроцентным государственным капиталом. При этом работает она как относительно независимая организация.
А работают в ней молодые люди, которые текущее сопровождение проекта рассматривают как свое основное дело и явно хотят превратить его в бизнес, потому что существует масса востребованных бизнесом видов работ. Ну, например, подготовка проектно-сметной документации. Сама по себе "Корпорация развития" не дает финансы, но предоставляет важное условие под названием "комфортное вхождение в регион".
Музеи по-волжски
– А еще есть задача развития комфортной среды обитания. И здесь у нас есть трудности. Большие кварталы застроены деревянными домами, у которых порой удобства во дворе и печное отопление. Раньше их сносили, квартал застраивали современными зданиями. Сейчас там появились капитальные коттеджи, которые так просто не снесешь. Мы обречены теперь иметь кварталы, где качественное жилье окружено, по сути, антисанитарной зоной?
– По-хорошему, развитие таких кварталов должно быть фрагментом реального, разумного генплана. Что можно сказать? В данном случае все-таки происходит некоторое улучшение качества городской среды, пусть и таким вот хаотическим способом. Вероятно, эти территории надо развивать как зоны малоэтажной застройки.
Другой вопрос, что при сносе старой застройки нередко исчезают и некоторые объекты уникальной старины, и города при этом теряют свое лицо. Я в свое время проехал несколько небольших волжских городков – Гороховец, Городец... Там местные власти нашли остроумное решение для сохранения старой застройки: они делают музейные улицы. Дома потихоньку выкупают и делают их объектами исторического наследия, туристическими дестинациями. У них есть музей самовара, музей быта. Кстати, у вас тоже есть замечательные находки: музей "Горная аптека". А представьте, что там была бы целая улица музеев? С точки зрения развития туризма это было бы совсем другое дело.
Как помогают инвесторам в Ульяновской области
Налоговые льготы. Инвесторам, реализующим особо значимые инвестиционные проекты, на восемь лет предоставляют особые налоговые льготы: 13,5% – ставка налога на прибыль организаций в части, подлежащей зачислению в региональный бюджет (снижение на 4,5%); 0% – ставки налога на имущество организаций, а также земельного и транспортного налогов.
Субсидии. В течение первых восьми лет реализации проекта для инвестора действует система субсидирования налоговых затрат, понесенных в рамках реализации проекта. Мера касается двух налогов: на прибыль организаций и на доходы физлиц. Компании, реализующей инвестпроект на территории области, ежегодно в течение восьми лет будут возмещаться суммы, уплаченные в региональный бюджет по этим налогам. Субсидии, полученные инвестором, могут быть направлены на оплату любых инвестзатрат.
В Ульяновске возлюбили инвесторов и к особо важным инвестпроектам прикрепляют куратора.
В Вильнюсе рискнули отдать энергетику французам. Тарифы там растут, но дело делается.
О чем мечтают барнаульцы
61,2% барнаульцев считают самой острой проблемой города рост коммунальных тарифов, 54,6% – низкие зарплаты и пенсии, 47,4% – высокие цены на товары и услуги первой необходимости (опрос Левада-центра, июль 2012 г., выборка 801 человек).
Летних отключений горячей воды в Вильнюсе сегодня нет вообще: сети закольцованы и нагрузку на время ремонтов просто переключают. Это произошло после изменения схемы теплоснабжения города, проведенной французской компанией "Далькия", получившей местную энергетику в концессию на 15 лет.
Сергей Ламанов,
ведущий эксперт Центра стратегических разработок:
При общем недостатке финансов на решение дорожных проблем важно добиться их максимально эффективного использования. К числу простых и малобюджетных решений относятся запуск режима "зеленой волны" на основных магистралях, аудит дорожных знаков и в первую очередь размещения пешеходных переходов и "лежачих полицейских.
Самое важное - в нашем Telegram-канале