Экономика

Алексей Холоднов рассказал о разных перспективах наружной рекламы в Барнауле

В outdoor-сегменте рекламного рынка Барнаула все замерли в ожидании торгов на право аренды земельных участков. "Союз рекламистов Барнаула" прилагает усилия, чтобы торги в ближайший год не состоялись, поскольку вначале следует провести мониторинг всех рекламных модулей и разработать четкие правила дальнейшей "игры". Этими инициативами руководит глава союза Алексей Холоднов. При этом оператором сектора outdoor он был в прошлом. Сегодня предприниматель развивает фирму "Продвижение" (по оценкам участников барнаульского рынка, эта компания —  лидер производства наружной рекламы в городе, по оценкам таких федеральных заказчиков, как "МТС" и "Роснефть", —  один из лидеров в Сибири по объему производства и используемым технологиям). Алексей Холоднов рассказал "ВД", как и зачем сочетает эти виды деятельности.

Алексей Холоднов: "Я всегда выступал за объединение рекламистов в городе".
Алексей Холоднов: "Я всегда выступал за объединение рекламистов в городе".
Анна Зайкова

—  Алексей Витальевич, напомните, почему вы восемь лет назад оставили рынок арендного направления в наружной рекламе и ушли в производство?

—  В 1995 году я руководил компанией "Аливи", оператором наружной рекламы. В 1999 году часть владельцев "Аливи" продали свои акции компании "Проспект". Я ушел и создал "Продвижение". Мы решили сдавать в аренду рекламоносители, но нам не давали этим заниматься, последовательно отказывая в разрешениях на их установку. Тогда в 2004 году я продал арендный бизнес и приобрел производственную базу для изготовления конструкций наружной рекламы. "Производственная база" —  громко сказано, тогда это было убитое здание.  Когда мы в него въехали, шел дождь: лило снаружи и внутри, как в доме Тайлера в фильме "Бойцовский клуб"…

—  Свою армию, как в фильме, удалось собрать?

—  Эта армия ушла из "Аливи" со мной. Тем, что удалось создать "Продвижение", я во многом обязан этим людям. Это как у Тихонова: "Гвозди бы делать из этих людей, крепче бы не было в мире гвоздей". Все начинали заново.

—  Ведущим направлением тогда и сейчас была городская реклама? Или со временем добавились новые? 

—  У нас два ведущих направления: городская реклама и оформление АЗС. Параллельно собираемся запустить обслуживающее направление для производства композиционных материалов и небольшой участок микроэлектроники. Изготовление информационных видеомониторов —  стел и элементов вывесок —  это перспектива. Многие скажут, что нам до этого еще далеко, но мы уже делаем первые шаги.

—  Вы уверены, что дойдете? Разве не проще заказывать такие элементы у опытных специалистов-подрядчиков?

—  Подрядчики не всегда устраивают. Например, мы заказали световое табло у одного партнера в Барнауле, и выяснилось, что нашим конкурентам они поставляют такие вещи на 20–30% дешевле. Поэтому будем налаживать свою микроэлектронику. Когда мы начинали работать с оформлением заправок, нам говорили, что ничего не выйдет, что рынок умер, остались одни федеральные операторы. Это не так, у нас сегодня есть и частные заказчики. В Сибирском федеральном округе около 3 тыс. заправочных станций. Раз в 10 лет любая заправка требует ребрэндинга. Это значит, объем переформата —  300 станций ежегодно. Наша компания может потянуть только 50–80 из них. Кто будет делать остальное? Вопрос остается открытым, потому что уровень производства 2005 года клиентам не нужен. Когда мы участвовали в тендерах федеральных заказчиков, они дали понять, что большинство сибирских производителей оборудования для заправок не устраивали их именно поэтому.

Курс на расширение

—  Как продвигается ваш проект по оформлению автозаправок "Газпромнефти", начатый весной? Вы тогда говорили, контракт будет стоить 40–90 млн. рублей.

—  Стоимость контракта с компанией "Газпромнефть" составляет более 60 млн. рублей. Сегодня готово примерно 70% заказа. Заказы от федеральных клиентов низкоприбыльны, они очень берегут свои деньги. Но в процессе приходится технологически подтягиваться, и потом можно использовать эту технологию в дальнейшем. В этом плюс работы с федеральными клиентами.

—  На этот раз надеетесь выйти в прибыль? После двух предыдущих контрактов с "Газпромнефтью" вы заканчивали с убытками или срабатывали "в ноль". 

—  Да, на этот раз надеемся выйти в прибыль.

—  Какова стратегия развития  компании в ближайшие два года?

—  Нацеливаемся на дальнейшее повышение качественного уровня. В модернизацию производства в этом году мы инвестировали около 10 млн. рублей. Еще столько же намерены вложить в следующем, своими и заемными средствами. Это связано с тем, что собираемся до 2014 года полностью перейти к промышленному уровню производства оборудования для автозаправок. Планируем найти новую площадку и расширять производство. По направлению городской рекламы есть план развития филиальной производственной сети в Новосибирске, Томске и Кемерове. Это нужно для заказчиков, которые приезжают к нам из других городов, и чтобы можно было реализовывать федеральные заказы по всей Сибири.

—  Для вас так просто взять и открыть несколько производственных баз в других городах?

—  Открыть филиал в Новосибирске не проблема, основное производство останется здесь. Реальная проблема —  кадры. Можно создать любую структуру, но наполняется она людьми, а их катастрофически не хватает. Во-первых, мы сталкиваемся с профессиональной недоработкой учебных заведений (неоднократно пробовали с ними сотрудничать, пока этот опыт не очень радует). Во-вторых, все чаще встречаются дети 90-х, которые, по моим наблюдениям, крайне тяжелые молодые люди. Они ищут денег и часто не понимают: чтобы у тебя в кармане громче звенело, надо больше работать.

—  Каков был оборот "Продвижения" как производственного предприятия в начале пути и каков нынешний оборот?

—  Он вырос где-то в 10 раз. Был меньше 1 млн. рублей в месяц, стал около 10 млн. рублей в среднем. Может доходить до 25 млн. рублей в месяц на максимальной мощности. Тут надо учитывать сезонный фактор: в феврале вы можете сделать на 5 млн. рублей, а в июле на 20 млн. рублей. 

"Политика  не мое"

—  Таким образом, у вас успешный бизнес в производстве. Это заставляет многих недоумевать по поводу вашей активности в области рынка аренды рекламоносителей. Зачем вам как бизнесмену все эти инициативы от имени "Союза рекламистов Барнаула"? Годовой мораторий на установку конструкций, перенос торгов…

—  Во-первых, мой бизнес будет успешным, когда его годовой оборот достигнет 10 млрд. рублей и прибыль будет миллиардов пять. Во-вторых, чтобы меня понять, придется оторваться от стандартного понимания ситуации на рынке. Повторяю еще раз: я живу в Барнауле и не намерен переезжать. Я воспитан в СССР, и меня научили отвечать за место, в котором живешь. То, как город выглядит сейчас, меня не устраивает.

—  Многие из местных операторов outdoor-сегмента тоже воспитаны в СССР, но все же им непонятен именно ваш "бизнес-резон".

—  Чтобы все воскликнули: "Наконец-то он будет говорить о деньгах!", скажу: да, помимо гражданской позиции есть еще кое-что. Мне не нравится, что в городе нет внятных законов, по которым согласуют наружную рекламу. Я прихожу в комитет по архитектуре согласовать вывеску своего заказчика, и уже уставшие сотрудники в сотый раз мне заявляют: "Вы увешали рекламой весь город, нам запретили что-либо подписывать". Пусть операторы мне объяснят, почему они натыкали щиты как попало, а фирменную вывеску на магазин не согласуют мне? Я пытаюсь идти законным путем, а рядом вешают непонятно где напечатанную вывеску, даже не собираясь ничего согласовывать. Получается, что, пока происходит такой бардак, я тоже попадаю под раздачу. Я вынужден заниматься этим вопросом!

—  Есть мнение, что через общественную деятельность вы хотите попасть в политику. У вас есть пост в совете по наружному оформлению города при администрации, вы возглавляете "Союз рекламистов Барнаула"... Как насчет политических амбиций?

—  В обозримом будущем я не планирую заниматься политикой. У меня есть твердое убеждение: это не мое. Буду заниматься только общественной деятельностью, которой, кстати, занимался всегда, не знаю, что тут удивительного. Я только два года назад закончил преподавать менеджмент рекламы в АлтГТУ, до того учил студентов пять лет за символическую плату. Я этим занимался потому, что меня не устраивал уровень преподавания молодых кадров —  и сегодня у меня работает несколько моих бывших студентов. Также в свое время участвовал в инициативах объединения рекламистов "Парус", и нам удалось внести поправки в местное законодательство. Теперь назрели новые задачи, для которых и был создан новый "Союз рекламистов Барнаула". Я всегда выступал за объединение рекламистов в городе.   

—  Политическая обстановка в стране и в крае такова, что предприниматели стараются о власти резко не высказываться. Вы не раз публично критиковали действия местной администрации в сфере наружной рекламы. Не боитесь за свой бизнес?

—  Давайте разберемся. Во-первых, надоело бояться. Во-вторых, давление или, если хотите, прессинг со стороны некоторых чиновников будет всегда. Лично я его ощущаю постоянно. В-третьих, когда вы стали субъектом предпринимательской деятельности, то вступаете в отношения с государством, а в таких отношениях нужно быть корректным, последовательным. Это нормально. В любом случае, я надеюсь на благоразумие чиновников. Должны же они понимать, что если у бизнеса все будет хорошо, то и городская казна будет полной.

—  Есть ощущение, что к крупнейшим операторам наружной рекламы местная администрация более лояльна, чем к "Союзу рекламистов Барнаула". Их обращение о расширении схемы размещения рекламных конструкций быстро подписали, а на вас как будто вовсе не реагируют. Каковы шансы, на ваш взгляд, что инициативу "Союза рекламистов Барнаула" одобрят, торги отложат и все конструкции промониторят?

—  Есть три пути, по которым может дальше развиваться рынок outdoor-рекламы в городе. Первый: придут крупные федеральные операторы, помимо уже имеющихся, и переделят рынок, выдавив или скупив более мелких. Потом скажут: мы заплатили деньги и будем делать с модулями что хотим (потому что сегодня никаких эстетических требований к конструкциям в городе нет, как и единой концепции размещения).

Второй путь: местным тоже удастся урвать свой кусок, и бардак продолжится. Рекламисты будут размещать установки где попало, а налоги платить не станут. Ведь вряд ли победители торгов будут склонны соблюдать закон более строго, чем сегодня, поскольку регулярного контроля за наружной рекламой так и не предусмотрено.

Третий путь самый сложный: в течение года проверить все конструкции и отложить торги. Когда я был на приеме у Игоря Савинцева, мне показалось, что он меня услышал. Хотя чем больше я работаю с администрацией, тем больше понимаю: не все так просто. В этой сфере очень много сил, которые давят с разных сторон.

О чем еще рассказал собеседник

О развитии outdoor-рекламы

—  Развитие наружной рекламы во всем мире шло примерно одинаково: количество рекламоносителей росло параллельно развитию экономики. Но этот бурный всплеск должен был смениться ужесточением правил, потому что конструкций должно было рано или поздно стать слишком много. И вот мы видим это самое ужесточение. То же касается рекламы вредных для здоровья вещей вроде алкоголя и табака. Все это мы в какой-то мере предугадали восемь лет назад: на производственников эти изменения не оказывают негативного влияния. В ближайшие года два этот рынок будет расти, потому что с ростом требований увеличится спрос на качественные технологии производства.

О кризисе

—  Я считаю, что в ближайшие 10 лет Россию ждет экономический подъем. По-моему, о кризисе говорят те, кто ничего не хочет делать. Говорят, в Европе кризис. А у нас в стране что, европейское изобилие и заняться нечем? Люди стали меньше есть? Им не нужна одежда? У нас развитый автопром? У нас переполнен рынок строительства? У меня брат строит дом —  строителей с трудом находит… Многие раньше активно брали кредиты и привыкли тратить эти деньги. А теперь кредиты надо отдавать, для этого нужно зарабатывать, а к этому многие не готовы. Потому и кризис в головах: деньги с неба перестали падать. Так что я не знаю, кто там что прогнозирует, —  я производить не успеваю.

Досье

Алексей Витальевич Холоднов родился 10 сентября 1969 года в Худжанде (Таджикистан). В 1991 году окончил с отличием АлтГТУ, специальность "Технологии автоматизированного производства". С 1992 по 1995 год работал на заводе "Трансмаш". В 1995 году создал компанию "Аливи" по сдаче в аренду рекламоносителей. В 2004 году продал их компаниям "Маркетинг и реклама" и "ДизайнМастер", создал рекламно-производственную фирму "Продвижение". Увлекается кулинарией, астрономией и путешествиями. Не женат.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость