Экономика

Пуп Большого Алтая. Барнаулу прописали быть деловым и культурным

Краевому центру наконец выбрали брэнд. Барнаул намерены представлять как "деловой, культурный и туристический центр трансграничного региона Большой Алтай". Большой Алтай географически подразумевает Республику Алтай, Алтайский край, а также прилегающие к ним области Китая, Монголии и Казахстана. Исполнитель госконтракта по брэндированию города компания "Presentация" заявила об окончании аналитического этапа работы на прошлой неделе. Плод двухмесячного труда фирмы вызвал разную реакцию у представителей научного и делового сообществ — от скепсиса до оптимизма. В одном они сошлись: пока заявленная "торговая марка" имеет мало общего со своим правообладателем.

В Барнауле разрабатывают брэнд города.
В Барнауле разрабатывают брэнд города.
Михаил Хаустов

Елена Антипина,
директор "Presentации":

Алтай — очень мощный брэнд. Барнаулу, как столице Алтайского края, нужно опираться на него в своем позиционировании. Но мало кто в России знает, что Барнаул — это тоже Алтай. Наша концепция должна решить эту проблему и задать вектор современного, экономически выгодного развития. Тогда Барнаул становится не только региональной столицей аграрно-промышленной территории, но и центром деловых коммуникаций для международного субрегиона Great Altay — Большой Алтай.

Уверен в перспективах идеи и Сергей Писарев, председатель городского Координационного совета по туризму. Он не видит связи между успехом и тем, что в десятку сильнейших городских брэндов в мире вложили миллионы долларов. И считает, что хорошее позиционирование можно получить за гораздо меньшие деньги.

Сергей Писарев,
председатель городского Координационного совета по туризму:

Чем богаче страна, тем дороже брэнд, — это понятно. Да, русские люди более экономные! Какие сроки и деньги понадобятся, чтобы привести город в соответствие с заявленной амбицией, вам никто не ответит. Время покажет.

Арт-директор креативного агентства PUNK YOU Данил Снитко полагает, что пока концепции недостает конкретики.

Данил Снитко,
арт-директор креативного агентства PUNK YOU:

Неясно: чем ценен Барнаул именно для тебя? А для вас? Почему тут надо создавать бизнес, рожать детей, сажать дерево и строить дом? За наукообразным описанием не видно человеческого общения, а именно этого ждут от брэнда города в первую очередь. Люди будут воспринимать его как люди, а не как научные работники или чиновники.

Конкретику "Presentация" планирует внести до конца ноября. Но даже если итоговый брэнд и привлечет в Барнаул ту аудиторию, на которую рассчитан (туристов и предпринимателей), город сегодня рискует не оправдать ожиданий, которые создает его предполагаемый имидж. Все упирается в отсутствие необходимой деловому и туристическому центру инфраструктуры.

Пока единственное, что сегодня соответствует действительности в заявленной концепции, — это "трансграничность" Барнаула.

Ольга Ришко,
директор компании "Глэм-Тур":

Мы расположены действительно в удачном месте. Есть другие транзитные города — например, Гонконг, откуда можно улететь в любое место Юго-Восточной Азии. Туристы, которые куда-то едут через Гонконг, остаются в нем на пару дней, потому что там мощная инфраструктура отдыха — в том числе один из пяти мировых Диснейлендов. На том уровне, на котором мы сегодня находимся, мы уже делаем все возможное. Но для чего-то большего нужны инвесторы.

С этим согласен и председатель Алтайского союза предпринимателей Юрий Фриц. Он указал, что помимо создания символики необходимы и преобразования экономического толка.

Юрий Фриц,
председатель Алтайского союза предпринимателей:

Это хорошие авто- и железные дороги, логистические центры, более качественный авиаузел, центры для проведения деловых конференций... Пока ничего этого на нужном уровне нет. Должен появиться серьезный финансовый капитал, который будет реализовать все эти проекты, причем не только в сфере транспорта, но и в сфере услуг, промышленности и сельском хозяйстве.

По поводу инфраструктуры Сергей Писарев сказал, что это в дальнейших планах, признав, что сегодня "проводить крупные международные съезды" у нас и правда негде. Точно известно лишь то, что в следующем году займутся "популяризацией готового брэнда".

Вопросы вызывает и сама территория Большого Алтая. Во-первых, неясно, как отнесутся к новому позиционированию Барнаула те государства, части которых входят в обозначенную территорию. Во-вторых, непонятно, нет ли на ней своих фактических, а не имиджевых "центров".

Андрей Олишевский,
директор компании "Алтайская ярмарка":

Идея очень интересная и амбициозная, но ее нужно расшифровать. Нужно убедиться в том, что это место еще не занято, изучить наш уровень в конкуренции с другими городами обозначенной территории. Пока "деловой центр Большого Алтая" — лишь красивый тезис, никак не проверенный рыночно.

Никто из опрошенных экспертов не сомневается в потенциале Барнаула — в том числе деловом. Виталий Черномор, председатель Совета директоров холдинга "НОВАЭМ" (г. Москва), привел в пример его явного успеха алтайский кластер энергомашиностроения и энергоэффективных технологий.

Виталий Черномор,
председатель Совета директоров холдинга "НОВАЭМ":

За короткое время кластер стал точкой притяжения сил и ресурсов соседних Кемерово, Томска, Новосибирска. Свердловская область заинтересовалась, питерские промышленники. И это реальность, не Нью-Васюки какие-нибудь.

Тем не менее и г-н Черномор, как и большинство других экспертов, отмечает, что потенциал города пока далеко не реализован. И аналитики теряются при вопросе о сроках, которые может занять эта реализация в контексте Большого Алтая. Оптимисты говорят о 5-10 годах.

Инновационный сценарий

Помимо идеи "Барнаул — центр трансграничного региона", "Presentация" представила еще две задумки. Краевая столица могла стать также "современной агломерацией на юге Сибири" или "одним из ведущих сельскохозяйственных центров России". Эти два вектора соответствовали инерционному и умеренному сценариям развития города согласно программе на 2008–2017 годы. Однако в результате администрация города утвердила брэнд, который соотносится с Барнаулом, развивающимся по инновационному сценарию.

Наталья Зубаревич,
директор региональной программы Независимого института социальной политики, доктор географических наук:

Пока я не вижу смысла в брэндировании Барнаула. Дороги вашего города в жутком состоянии. Нормальных гостиничных услуг нет. Туристов — с гулькин нос. Если людям хочется — пусть мечтают, конечно. Пусть пробуют — может, что и получится. Но к экономике, к реальному развитию это отношения почти не имеет. Серьезной формулой успеха для города это, безусловно, не назовешь. И надоел мне этот Большой Алтай со своими мертвыми границами с Казахстаном, Китаем и Монголией. Надоел, потому что много о нем говорят, когда говорить особо не о чем. Есть правило: мертвые периферийные границы не генерируют развития. Сегодня на тех границах, о которых речь, транзита почти никакого нет! Какая тут может быть торговля? В плане рекреационного потенциала все ясно только с Горным Алтаем. А про монгольский и китайский куски знаю только то, что пока это дыра дырой. Горный Алтай и Алтайский край были бы хорошим альянсом, потому что это единый природный комплекс. Зачем пытаться соединиться с казахами, мне непонятно.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость