Экономика

Спутниковое и интернет-телевидение забирает абонентов у "кабеля"

На рынке платного телевидения (ТВ) России и Алтайского края за два последних года произошли существенные изменения и наметились новые тренды. У пользователей появилась возможность смотреть телепередачи на широкоформатных телевизорах (LED, LCD) в цифровом качестве, и они оценили его. В связи с этим стали активно развиваться те технологии предоставления услуги, которые ранее не были особенно популярны, — спутниковое телевидение и IPTV (телевидение через Интернет). И хотя подавляющее большинство населения региона до сих пор пользуется традиционным аналоговым кабельным ТВ, ему становится сложнее конкурировать с цифровым форматом и телевидением высокой четкости (HD).

Телевидение.
Телевидение.
Олег Богданов

По оценке аналитической компании IKS-Consulting (Москва), уровень проникновения услуги платного ТВ в Алтайском крае по итогам III квартала текущего года составляет 30%, что равняется примерно 281 тыс. подключенных домохозяйств (по итогам 2009 года было 13%, данные J`son&Partners Consulting). Участники регионального рынка платного телевидения оценивают его объем в 2012 году в 250–290 млн. рублей, и это на 50% больше, чем в прошлом году. Барнаул по-прежнему является лидером по уровню проникновения услуги — здесь платное ТВ смотрят в 66% домохозяйств. Но телевидение развивается и в других городах, куда приходят крупные телеком-компании. Платное кабельное ТВ появилось и в одном из сел Топчихинского района. Активно в периферийных территориях края платное ТВ развивают "Ростелеком", "ТТК", "Дианэт" и спутниковые операторы.

Спутниковое телевидение

По оценке одного из дилеров спутниковых операторов в крае, в 2010 году телевидение по данной технологии на региональном рынке имело долю не более 10%. В середине 2012 года, по подсчетам компании Telecom Daily (Санкт-Петербург), оно занимало уже порядка 30%. Участники рынка считают, что доля ТВ по данной технологии скромнее — 17%.

В масштабах страны в последние два года наибольший прирост абонентов показал оператор "Триколор". Алтайский край здесь не является исключением. Если верить аналитикам, "Триколор" стал одним из лидеров рынка платного ТВ в крае и с долей 12% занял третье место, тогда как по итогам 2009 года он отсутствовал в числе крупных игроков. Кроме "Триколора" жители края имеют возможность подключить спутниковый пакет каналов от "НТВ +". Недавно в регион пришли еще два спутниковых оператора — "Радуга" и "Континент".

Алексей Упоров, директор барнаульской фирмы "Антенномонтаж", которая является крупным дилером "Триколора", "Радуги" и "НТВ+" в регионе, рассказал, что всего в крае работает не более 30 компаний, предлагающих подключить ТВ при помощи спутниковой тарелки.

Алексей Упоров,
директор барнаульской фирмы "Антенномонтаж":

В 2009–2010 годах дилеры стали появляться в райцентрах. До этого мы работали на весь край, а теперь в основном проводим установку оборудования в Барнауле и пригороде. Но при этом количество установок год от года все равно растет. Те объемы, которые мы раньше делали в крае, сейчас осваиваем в Барнауле с меньшими затратами.

Операторы кабельного телевидения до сих пор отзываются о спутниковом ТВ как о нишевом продукте, который востребован там, где нет проводов, — в коттеджных поселках, деревнях, поэтому о прямой конкуренции, по их мнению, речи идти не может. Причина в том, что стоимость подключения спутникового ТВ довольно высока. Алексей Упоров сообщил, что она колеблется в пределах 7–12 тыс. рублей с учетом оборудования. Разбег в абонентской плате еще больше — от 50 рублей ("Триколор") до 1 тыс. рублей ("НТВ+) в месяц.

Но г-н Упоров считает, что сейчас спутниковое ТВ уже конкурирует с кабельным. "В магазинах при покупке телевизоров LCD и LED людям демонстрируются ролики в HD-качестве. Когда такие телевизоры дома подключают к аналоговым кабельным сетям, то очевидным становится, что качество "картинки" существенно хуже, — говорит он. — А спутниковое ТВ с конца 1990-х годов демонстрируется только в цифровом формате. Вторая причина, по которой наши клиенты предпочитают спутник, — это большое разнообразие каналов. Существует техническая возможность подключить несколько пакетов. Если собрать всех операторов, то у них будет 200–250 каналов, многие из них интереснее, чем те, что идут в кабельных сетях. Мне кажется, что обычное кабельное ТВ выбирают люди с достатком ниже среднего уровня, те, кто не может позволить себе спутниковую антенну".

По данным компании "Антенномонтаж", в общем объеме подключений "Триколор" и "Радуга" сейчас занимают примерно по 30%, а "Континент" и "НТВ+" — по 20%. Конкуренция между спутниковыми операторами обостряется, поэтому они запускают масштабные рекламные акции на федеральном уровне.

Кабельное телевидение

Большинство абонентов платного телевидения в Алтайском крае все же до сих пор являются клиентами традиционных кабельных операторов. По оценке Telecom Daily, их доля составляет 66% регионального рынка. Но в этом сегменте за два года произошли заметные изменения. Основное из них в том, что поменялись лидеры. В 2009–2010 годах, когда рынок в основном был ограничен Барнаулом, ими были местные операторы. Компания Inteleca с долей 28% существенно опережала своего ближайшего конкурента фирму "Инвис" (12%).

Теперь, по данным IKS-Consulting, лидером рынка платного и кабельного ТВ в крае является "ЭР-Телеком" (брэнд "Дом.ру") с долей 19% в регионе и 33% в Барнауле. А компания "МТС", которая приобрела активы Inteleca, по оценкам IKS-Consulting, занимает второе место (18% в крае и 30% в Барнауле). Более того, аналитики прогнозируют, что до конца года оператор потеряет еще 1% в регионе. Но в "МТС" с такой оценкой не соглашаются. По данным компании, она до сих пор является лидером рынка кабельного ТВ в Барнауле с долей порядка 45%.

В этом сегменте много небольших региональных компаний в каждом из городов края. Среди них "Вертикаль" в Заринске, "Яровские кабельные сети" в Яровом и другие. Нередко в пределах своего города такие компании имеют неплохие позиции. Например, в Бийске, по оценке IKS-Consulting, лидерами городского рынка платного ТВ являются местные операторы "Интелком" (37%), "Бийск-Телеком" (26%) и "Бия-ТВ" (23%). Отметим, что в Барнауле местные операторы тоже сохранили своих абонентов. Например, "Инвис" занимает 15% рынка в городе, "Иллюзион" — 8%.

В последние годы на рынке кабельного ТВ наблюдается тенденция укрупнения бизнеса. Совсем недавно барнаульская компания "Дианэт" купила двух небольших операторов кабельного телевидения — "Городок ТВ" (Барнаул) и "Спектр" (Алейск). Директор компании "Иллюзион" Олег Аверин сообщил, что не планирует продавать бизнес. А руководитель фирмы "Инвис" Сергей Ваганов отказался от комментариев.

Дарья Феоктистова,
специалист по исследованиям IKS-Consulting:

Местные алтайские компании, такие как "Инвис" и "Иллюзион", вряд ли будут куплены в ближайшие годы. Это связано с тем, что сейчас крупные компании нацелены на покупки местных игроков в других регионах.

В связи с тем, что население все больше интересуется контентом в цифровом качестве, перед кабельными операторами встает задача цифровизации сетей. По оценке Алексея Упорова, сейчас в цифровом формате работает не более 10% инфраструктуры кабельного ТВ в Барнауле. Оператором цифрового кабельного ТВ называет себя только "Инвис". Олег Аверин тоже говорит, что "оцифровка" сетей кабельного ТВ в Барнауле находится в зачаточном состоянии. "Мы закупили оборудование для цифрового вещания, позволяющее давать в кабель около 300 каналов, в том числе с качеством HD, в настоящий момент происходит настройка этого оборудования. На сегодняшний день есть очень много телевизоров со встроенным цифровым тюнером, позволяющим принимать сигнал DVB-С. Вот на эту технологию мы и нацелены", — сообщил он.

Технология DVB-C позволяет предоставлять телевидение в цифровом формате по коаксиальным сетям, на которых сегодня работают кабельные операторы. В компании "МТС" тоже сообщили, что в I квартале 2013 года планируется запуск в коммерческую эксплуатацию кабельного цифрового ТВ в Барнауле с использованием данной технологии.

IPTV

Первым оператором, который начал развивать IPTV (телевидение через Интернет) в крае, несколько лет назад стал "Рос­телеком". Сейчас он является лидером в этом сегменте и имеет 8% рынка платного ТВ в крае и 9% — в Барнауле. Кроме него подобную услугу развивают интернет-провайдеры "Дианэт" и "ТТК".

Павел Плотников,
коммерческий директор "Дианэта":

Чаще всего IPTV выступает в качестве приятного бонуса для абонента(к услуге предоставления доступа в Интернет. —Прим. "ВД"), чем платная услуга.

Александр Соловьев,
гендиректор "ТТК Западная Сибирь":

Оператор "ТТК-Западная Сибирь" начал оказание услуги IPTV в городах Алтайского края менее года назад. IPTV демонстрирует хорошие темпы развития, но услуга все еще остается нишевой. По прогнозам "ТТК-Западная Сибирь", через три-четыре года большинство пользователей телевидения оценят преимущества IPTV, среди которых высокое качество изображения и звука, интерактивность услуги и множество дополнительных сервисов.

Татьяна Меняйло, коммерческий директор филиала "Ростелекома" в Алтайском крае, сообщила, что за последний год количество абонентов IPTV "Ростелекома" в крае выросло в шесть раз. По ее мнению, это связано с ростом проникновения широкополосного доступа в Интернет, существенным увеличением пропускной способности транспортных сетей, расширением географии и либерализацией тарифов за счет внедрения пакетных предложений и проведению различных акций.

По оценке руководителя Telecom Daily Дениса Кускова, доля кабельного ТВ в регионе сократится до 40–45% к концу следующего года, а доля IPTV вырастет (сейчас она, по данным компании, составляет всего 4%). В целом, по его мнению, региональный рынок платного ТВ будет расти, но медленнее, чем в России в целом.

Александр Соловьев считает, что рынок платного ТВ в Алтайском крае достигнет насыщения к 2014 году. "Именно тогда цифровое кабельное телевидение станет доступным практически на всей территории Алтайского края. В борьбе за абонентов операторы будут предлагать все большее количество интер­активных сервисов ТВ (видео по запросу, виртуальный кинозал, отложенный просмотр, сетевой видеомагнитофон и др.)", — сказал он.

Интернет и ТВ тесно связаны

Татьяна Меняйло,
коммерческий директор Алтайского филиала "Ростелекома":

Конкуренция на рынке платного телевидения сильна еще со времен, когда на нем были представлены только операторы кабельного ТВ, а "спутник" был очень дорог. С появлением и развитием IPTV ситуация на рынке существенно обострилась. Федеральные игроки выходят в край и за счет пакетных предложений (ТВ и Интернет) начинают теснить местных операторов кабельного ТВ. История таких компаний насчитывают порой не одно десятилетие, но, к сожалению, предложить ничего, кроме услуги ТВ с аналоговым сигналом, они не могут. А ведь сегодня для клиента важна не только цена, но и качество услуги, дополнительные сервисы — важным становится универсальность оператора.

"Ростелеком" сегодня предлагает своим клиентам услугу "Интерактивное ТВ". Это более 100 каналов разнообразной тематики, доступ к легальному цифровому контенту, сервисы управления временем, интеграция с соцсетями. По сути, идет сращивание телевидения и Интернета, поэтому я думаю, что в недалеком будущем эти две услуги будут обязательны и неразрывны.

Будем развивать "кабель"

Леонид Тиунов,
директор филиала "МТС" в Алтайском крае:

Тенденция замедления темпов роста кабельного ТВ характерна для Алтайского края, в частности, для Барнаула. Тем не менее мы планируем развивать сеть кабельного ТВ в крае, и в первом полугодии 2013 года планируем увеличить проникновение минимум на 30% — за счет развития сети в Барнауле и новой стройки в Бийске и Новоалтайске. С ростом проникновения и развитием технологий мы рассчитываем на дальнейшее увеличение абонентской базы кабельного телевидения в регионе.

Переход на цифровое вещание позволит значительно улучшить качество передаваемого сигнала, предоставить абонентам телевидение высокой четкости, а также расширить количество транслируемых каналов. Полностью отказаться от аналогового вещания "МТС" планирует к 2014 году. Телевидение в будущем будет индивидуальным, учитывающим интересы и ценности любого зрителя, а конкуренция между технологиями, рынками и операторами будет способствовать этому.

Рынок в цифрах

250–290 млн. рублей — объем рынка платного ТВ в крае в 2012 году

30% домохозяйств края подключены к какому-либо виду платного ТВ

50–60 каналов в среднем предлагают операторы платного ТВ в Барнауле

50–1000 рублей в месяц составляет абонентская плата за использование платного ТВ у разных операторов

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость