Нет, это не авария. Взрыв телефонной активности вызвала всего одна строчка новых правил предоставления коммунальных услуг, вступивших в силу 1 сентября и принятых больше года назад. Изменился порядок оплаты коммунальных услуг. В частности, электричества.
Когда?
Теперь мы обязаны сначала передать показания счетчика в энергокомпанию и только потом платить. Снимать показания надо строго с 23-го по 25-е число. Передавать – не позже
26-го. Именно эти даты указаны в новых правилах (постановление правительства № 354, 2011 год).
Однако потребителей у каждой энергокомпании, как вы понимаете, сотни тысяч. А поскольку основной способ передачи – телефонный звонок, в ноябре, скажем, в "Алтайэнергосбыте" должны были бы принять порядка 130 тыс. обращений в день, в "Барнаульской горэлектросети" (БГЭС) – порядка 70 тыс.
Хотя постановление было принято больше года назад, к такому наплыву обращений никто не оказался готов. И некоторые энергокомпании этот срок самостоятельно увеличили. В БГЭС даже заявили, что готовы принимать показания в любой удобный рабочий день. А если воспользоваться системой "Город", SMS или электронной почтой, то вообще круглые сутки. Дополнительные возможности, конечно, немного сняли остроту проблемы, но только немного.
Кто?
Всем ли надо "сдавать" показания? Ничего не изменилось только для тех, кто и раньше сообщал их в управляющую компанию или ТСЖ, – как сообщали, так и сообщайте. Поэтому, к слову, ажиотажа и не было в Новоалтайске: там эти сведения жильцы давно передают в управляющие компании, а те уж сами сообщают их в "Алтайкрайэнерго".
Но все остальные обязаны дозваниваться или же сообщать показания как-то иначе (см. таблицу). Некоторые сервисы при этом отнюдь не бесплатные.
Почему нельзя?
Читатели, обсуждая это новшество на сайте altapress.ru, задавали вопрос: можно ли сообщать показания в момент оплаты через систему "Город"? Ответы на этот вопрос у разных энергокомпаний пока немного разные. Так, в "Алтайкрайэнерго" говорят: если платить 23–25-го числа, то можно. Но…
– Факт оплаты за определенное количество киловатт-часов не является как таковой передачей показаний, – сообщают в "Алтайкрайэнерго".
В этой энергокомпании советуют: сообщая показания при оплате по системе "Город", попросите оператора передать их в энергосбытовую компанию. А вот в Барнауле, судя по ответу БГЭС нашей газете, просить оператора об этом не нужно:
– Продолжает действовать передача показаний приборов учета и в момент оплаты электроэнергии по системе "Город".
При этом в БГЭС подчеркивают: ежемесячно к первому числу "Горэлектросеть" предоставит абоненту свой расчет. Что именно это означает, в энергокомпании, увы, не пояснили, но, скорее всего, только одно: если показания не будут заранее переданы в установленные сроки, вам начислят киловатт-часы в соответствии с тем же постановлением.
Что из этого следует?
Итак, что произойдет, если вы передадите показания позже 26 числа? Тогда расчет платы за электроэнергию будет сделан исходя из среднемесячного объема потребления за прошлый период. И так в течение трех месяцев.
– По истечении трех месяцев размер платы определяется на основе норматива, – поясняют в БГЭС.
Если ваше потребление меньше (или больше) норматива, в БГЭС готовы сделать перерасчет, но для этого нужно туда обратиться.
Кому выгодно?
А между тем в Барнауле ажиотажа могло бы не быть, если бы все граждане передавали показания в управляющую компанию или ТСЖ, как это и предписывают новые правила. Там сказано: передавать данные следует исполнителю коммунальной услуги. Тогда как БГЭС – ресурсоснабжающая организация. Сегодня в БГЭС объясняют:
– В определенных законодательных случаях она выполняет функции соисполнителя коммунальной услуги в части снабжения электроэнергией. В "Барнаульской горэлектросети" открыто более 211 тысяч лицевых счетов, это значит, что абонент имеет с нами прямой договор на снабжение его квартиры электроэнергией, по этой причине он должен передавать показания приборов учета и рассчитываться за электроэнергию с БГЭС.
Однако в краевом управлении по ЖКХ отвечают: "соисполнитель" – такого и понятия-то в законах нет. В краевой администрации настаивают на четком исполнении "Горсетью" постановления правительства, и, если она откажется, к делу будет привлечена антимонопольная служба.
Но в БГЭС обещают в ближайшие два месяца провести анализ ситуации. Наиболее востребованные каналы передачи показаний будут расширены, а если нынешних 24 операторов для обработки звонков от абонентов будет недостаточно, штат сотрудников увеличат.
P.S. При передаче показаний указывайте лицевой счет, адрес и показания (до запятой). В Барнауле формат передачи SMS и сообщений по электронной почте уточните на сайте БГЭС.
Как сообщить показания электросчетчика?
Способ сообщения показаний |
"Барнаульская горэлектросеть" www.bges.ru |
"Алтайкрайэнерго" www.altke.ru |
По телефону |
50-20-50, 50-12-50 |
Телефоны указаны на сайте в разделе "Потребителю" |
По эл. почте |
energy@bges.ru (требуется получить ПИН-код в БГЭС) |
В Бийске: post@mes.biysk.ru |
В специальный ящик для приема данных на бумаге |
Ул. Деповская, 19; ул. Ползунова, 50; ул. Энтузиастов, 34-а |
На всех электроучастках |
По системе |
Через личный кабинет (пароль получают в УК или ТСЖ, можно зарегистрироваться на sistemagorod.ru) |
Да |
С помощью SMS |
8-903-767-67-22 (требуется получить ПИН-код в БГЭС) |
8-913-220-11-30 (в Бийске и в районах) |
Письмо, телеграмма |
656015, Барнаул, Деповская, 19, с пометкой: "Передача показаний прибора учета" + роспись и дата отправления |
Нет |
Правила передачи показаний
Во многих российских регионах энергокомпании рассылают своим абонентам к 1-му числу каждого месяца счет. Это весьма удобно: можно сразу увидеть, не ошибся ли оператор при внесении ваших данных. В Барнауле этот вопрос окончательно еще не решен.
Если работники ошибочно запишут показания, "Барнаульская горэлектросеть" по просьбе абонента направит к нему контролера, который в его присутствии составит акт, где зафиксирует показания прибора учета, на основании которых абоненту произведут перерасчет.
Цифра
24 оператора работают на приеме показаний по телефону в БГЭС. Все они имеют высшее образование и прошли стажировку по работе с клиентами.
Самое важное - в нашем Telegram-канале