Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

В барнаульском музее появился уникальный экспонат: скифский котел

– Мы замерли от восхищения, когда получили этот дар, – рассказывает Наталья Вакалова, директор музея "Город". – Известный бийский коллекционер Сергей Кобзев привез в Барнаул скифский бронзовый котел. Экспонат поистине уникальный. До этого на Алтае находили котлы (в нашем музее даже есть несколько таких экземпляров), но все они гораздо меньше по размеру. Этот заносили двое мужчин – такой он тяжелый. Его стенку украшает изображение полосатой кошки (барса, тигра или пантеры). Находка сенсационная!

Скифский бронзовый котел.
Скифский бронзовый котел.
Анна Зайкова

Древний ритуальный котел был найден этим летом в Онгудайском районе Республики Алтай у впадения реки Яломан в Катунь.

Наталья Кунгурова,
археолог НПЦ "Наследие":

Нашел его барнаулец, путешествовавший по Горному Алтаю. Остановившись в том месте, путешественник решил искупаться и, когда брел вдоль берега, вдруг увидел бронзовую ручку, торчавшую из песка…

Через несколько дней бронзовый котел с кошкой на боку перекочевал к бийскому коллекционеру Сергею Кобзеву, который в первую очередь предложил его Национальному музею имени Анохина в Горно-Алтайске.

Сергей Киреев,
старший научный сотрудник Национального музея имени Анохина:

Я получил два цветных фото этого котла с клеймом хуннских вождей. Сразу понял, что экспонат суперценный. На ближайшей планерке показал фото министру культуры Владимиру Кончеву, он, безусловно, заинтересовался. Но… так получилось, что это предложение попало в цейтнот. В то время мы готовились к открытию музея, ожидалось прибытие мумии принцессы Укока из Новосибирска. Спали по два-три часа. Доходило до того, что я, например, падал в обмороки, вызывал "скорую" и после снова ехал на работу. По городу даже потом пошли слухи, что Киреев в яму с мумией падал... Просто времени не было, если честно, заняться этим удивительным котлом основательно. Главная задача была устроить в новых витринах те экспонаты, которые есть.

– Найденный скифский котел, конечно бы, занял в музее самое достойное место, но мы его упустили, – сетует Сергей Киреев. – Я, честно говоря, одно время уже с ним простился, думал, что это сокровище ушло из России. Так, к сожалению, часто бывает с ценными экспонатами – они мигом оказываются за границей. Сейчас мы постараемся сделать все, чтобы вернуть ценную находку в наш музей.

Однако в музее "Город" не намерены расставаться с уникальным котлом.

– Ну уж нет! – говорит Наталья Вакалова. – Надо было в Горно-Алтайске сразу соображать и не медлить. Упустили экспонат – сами виноваты, мы его теперь никому не отдадим!

Котел для ритуалов

Из описания экспоната археологом

НПЦ "Наследие" Натальей Кунгуровой:

– Диаметр котла составляет 70 см, высота – 60 см. Котел имеет боковые ручки и высокий поддон в виде раструба. На стенке – заплата из бронзы, на которой отпечатано изображение свернувшейся полосатой кошки (барса, пантеры, тигра).

Неподалеку от места редкой находки расположено плато у горы Яломан-бом. Яломанский котел относится к скифскому времени. Посуда подобной формы и пропорций с боковыми ручками довольно редка и известна на территории Китая в IV – II вв. до н.э. В Южной Сибири больше использовались высокие котлы с верхними ручками. Особый интерес представляет оттиск кошачьего изображения. Образ свернувшегося (шейся) барса (пантеры) появился с VIII–VII вв. до н.э. в сакском искусстве скифов Средней Азии и распространился на северные и восточные территории, войдя в моду народов, проживающих на широкой площади Сибири, в частности в саяно-алтайских нагорьях. Барельефные изображения отличаются реалистичностью, в мускулах отражена сила. На котле, найденном на Яломане, изображение схематичное, выполненное линиями бортика. Видны утрированные лапки с круглыми подушечками и комично прорисована круглая морда с усами и торчащими ушками, намеченными глазками. Трансформация образа в упрощенный прослеживается в позднем искусстве, поэтому датировать его, вероятно, можно не ранее IV–II в. до н.э.

Необходимо заметить, что плато под горой Яломан-бом было сакральным, там находятся могильники разных времен железного века, в том числе скифские и булан-кобинские. В устье Большого Яломана на 692-м км на мысе высотой 25 м находится яломанское городище-крепость, где обнаружены остатки города-крепости тюркского времени. Оно старше найденного котла. Изученные экспедицией Алтайского госуниверситета погребения хуннского времени могильника
Яломан-II по радиоугольным датировкам относятся к II–I вв. до н.э.

События, характеризующие эпоху с IV–II тыс. до н.э. в Южной Сибири, не были однородными и благополучными. Миграционные процессы приводили к завоеваниям, смещениям предыдущих местных групп населения и трансформации культурных стереотипов. К II в. до н.э. население Алтая не было антропологически однородным благодаря вливанию других групп населения. А это вело к изменениям материальной культуры. Изменения в первую очередь касаются искусства и технологий. В период с конца III в. до н.э. до конца I в. н.э. хун­нское господство устанавливается над территорией Южной Сибири, и происходит инкорпорация иной культуры в местную скифскую среду.

Факт

Подобные котлы использовались в ритуальных целях: в них варили мясо и оставляли в насыпях курганов, реже – в самих могилах. Как мог оказаться котел на берегу Катуни, пока не известно. На внутренней поверхности находки следы нагара не обнаружены.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии