Древний ритуальный котел был найден этим летом в Онгудайском районе Республики Алтай у впадения реки Яломан в Катунь.
Наталья Кунгурова,
археолог НПЦ "Наследие":
Нашел его барнаулец, путешествовавший по Горному Алтаю. Остановившись в том месте, путешественник решил искупаться и, когда брел вдоль берега, вдруг увидел бронзовую ручку, торчавшую из песка…
Через несколько дней бронзовый котел с кошкой на боку перекочевал к бийскому коллекционеру Сергею Кобзеву, который в первую очередь предложил его Национальному музею имени Анохина в Горно-Алтайске.
Сергей Киреев,
старший научный сотрудник Национального музея имени Анохина:
Я получил два цветных фото этого котла с клеймом хуннских вождей. Сразу понял, что экспонат суперценный. На ближайшей планерке показал фото министру культуры Владимиру Кончеву, он, безусловно, заинтересовался. Но… так получилось, что это предложение попало в цейтнот. В то время мы готовились к открытию музея, ожидалось прибытие мумии принцессы Укока из Новосибирска. Спали по два-три часа. Доходило до того, что я, например, падал в обмороки, вызывал "скорую" и после снова ехал на работу. По городу даже потом пошли слухи, что Киреев в яму с мумией падал... Просто времени не было, если честно, заняться этим удивительным котлом основательно. Главная задача была устроить в новых витринах те экспонаты, которые есть.
– Найденный скифский котел, конечно бы, занял в музее самое достойное место, но мы его упустили, – сетует Сергей Киреев. – Я, честно говоря, одно время уже с ним простился, думал, что это сокровище ушло из России. Так, к сожалению, часто бывает с ценными экспонатами – они мигом оказываются за границей. Сейчас мы постараемся сделать все, чтобы вернуть ценную находку в наш музей.
Однако в музее "Город" не намерены расставаться с уникальным котлом.
– Ну уж нет! – говорит Наталья Вакалова. – Надо было в Горно-Алтайске сразу соображать и не медлить. Упустили экспонат – сами виноваты, мы его теперь никому не отдадим!
Котел для ритуалов
Из описания экспоната археологом
НПЦ "Наследие" Натальей Кунгуровой:
– Диаметр котла составляет 70 см, высота – 60 см. Котел имеет боковые ручки и высокий поддон в виде раструба. На стенке – заплата из бронзы, на которой отпечатано изображение свернувшейся полосатой кошки (барса, пантеры, тигра).
Неподалеку от места редкой находки расположено плато у горы Яломан-бом. Яломанский котел относится к скифскому времени. Посуда подобной формы и пропорций с боковыми ручками довольно редка и известна на территории Китая в IV – II вв. до н.э. В Южной Сибири больше использовались высокие котлы с верхними ручками. Особый интерес представляет оттиск кошачьего изображения. Образ свернувшегося (шейся) барса (пантеры) появился с VIII–VII вв. до н.э. в сакском искусстве скифов Средней Азии и распространился на северные и восточные территории, войдя в моду народов, проживающих на широкой площади Сибири, в частности в саяно-алтайских нагорьях. Барельефные изображения отличаются реалистичностью, в мускулах отражена сила. На котле, найденном на Яломане, изображение схематичное, выполненное линиями бортика. Видны утрированные лапки с круглыми подушечками и комично прорисована круглая морда с усами и торчащими ушками, намеченными глазками. Трансформация образа в упрощенный прослеживается в позднем искусстве, поэтому датировать его, вероятно, можно не ранее IV–II в. до н.э.
Необходимо заметить, что плато под горой Яломан-бом было сакральным, там находятся могильники разных времен железного века, в том числе скифские и булан-кобинские. В устье Большого Яломана на
692-м км на мысе высотой 25 м находится яломанское городище-крепость, где обнаружены остатки города-крепости тюркского времени. Оно старше найденного котла. Изученные экспедицией Алтайского
госуниверситета погребения хуннского времени могильника
Яломан-II по радиоугольным датировкам относятся к II–I вв. до н.э.
События, характеризующие эпоху с IV–II тыс. до н.э. в Южной Сибири, не были однородными и благополучными. Миграционные процессы приводили к завоеваниям, смещениям предыдущих местных групп населения и трансформации культурных стереотипов. К II в. до н.э. население Алтая не было антропологически однородным благодаря вливанию других групп населения. А это вело к изменениям материальной культуры. Изменения в первую очередь касаются искусства и технологий. В период с конца III в. до н.э. до конца I в. н.э. хуннское господство устанавливается над территорией Южной Сибири, и происходит инкорпорация иной культуры в местную скифскую среду.
Факт
Подобные котлы использовались в ритуальных целях: в них варили мясо и оставляли в насыпях курганов, реже – в самих могилах. Как мог оказаться котел на берегу Катуни, пока не известно. На внутренней поверхности находки следы нагара не обнаружены.