Сергей Беляков,
заместитель министра экономического развития России:
Сначала приведу несколько цифр. Первая — это приток иностранных инвестиций. Мы определили для себя ключевой показатель, он равняется 60–70 млрд. долларов в год. Это минимум, который нам необходим для того, чтобы обеспечить задачи, которые сейчас стоят перед нашей экономикой. Почему мы говорим о необходимости иностранных инвестиций? Потому что ни одна из тех стран, что совершила модернизационный рывок, не решала эту задачу только с помощью собственных средств, которых всегда недостаточно. Поэтому мы сейчас ориентируемся на необходимость привлечения иностранного капитала. Кроме того, иностранный капитал — это не только деньги, но и знания, новые технологии.
Но сейчас мы заданных показателей достичь не можем. У нас в 2011 году поступило всего 54 млрд. долларов. Был хороший рост по сравнению с 2010 годом, но все равно этого недостаточно. Думаю, итоговые показатели 2012 года будут не сильно отличаться от цифр 2011 года.
Хуже ситуация с оттоком капитала — он продолжает расти. В этом году мы ожидаем оттока капитала меньше, чем в 2011 году, — в районе 56 млрд, тогда как год назад было около 86 млрд. рублей.
Эти цифры говорят, что что-то нужно делать с деловым климатом, с системой институтов, которые обеспечивают доверие инвесторов, в том числе и российских.
Так вот, последние наши результаты внушают определенный оптимизм. Последние данные исcледования Всемирного банка Doing Business показывают, что мы там продвинулись на восемь позиций, до 112-го места. Это хорошо или плохо? Любая цифра относительна. Мы последние два года постоянно поднимаемся в рейтинге и в прошлом году вошли в топ-25 стран, которые произвели наиболее серьезные изменения бизнес-среды. В этом году мы стали расти еще быстрее. Этого пока недостаточно, чтобы войти в число лидеров рейтинга, но это движение показывает правильность выбранных мер по улучшению институтов по созданию благоприятной для бизнеса среды. Но надо быть еще более активными. Потому что по некоторым направлениям мы улучшили ситуацию, но опустились в рейтинге из-за того, что другие страны оказались более активными.
Понятно, что исследований много и ориентироваться можно не только на рейтинг Всемирного банка. Но его выбрали, потому что он оценивает не только качество законодательства, но и практику его применения. Измеряются очень конкретные вещи: количество и стоимость процедур, связанных с вмешательством государства в экономику, время, которое бизнес на это тратит. И измеряя эти показатели, можно выделить ключевые факторы, которых мы должны достичь. Пока мы живем в условиях кризиса, а в такой период конкуренция за инвестиции растет. Потому что их количество сокращается, а потребность в них увеличивается. И это требует от нас кардинальных мер. И важно, как мы будем двигаться в этом рейтинге. Не потому, что нам важно подняться на 100 строчек, а потому, что рейтинг фиксирует реальные условия для бизнеса: конкурентна наша экономика или нет. Речь не идет о том, чтобы те компании, которые уже освоили российский рынок, больше инвестировали сюда. Речь идет о том, чтобы привлечь новые. И это задача номер один, которая стоит не только перед Министерством экономического развития, но и перед правительством в целом.
Сейчас нас, конечно, сдерживают инфраструктурные ограничения. Если мы создадим замечательный климат, но инфраструктура не будет соответствовать требованиям бизнеса, то мы не сможем освоить тот капитал, который может потенциально прийти в экономику, потому что она не сможет его переварить. Но денег у государства на инфраструктуру нет, поэтому возникает вопрос об источниках финансирования инфраструктуры. Для этого нужны частные вложения, одним из источников которых являются пенсионные накопления.
Самое важное - в нашем Telegram-канале