Жизнь

Верят и надеются. Как живут монахини и послушники сгоревшего монастыря в Кислухе

Иоанно-Кронштадтский женский монастырь в селе Кислуха Первомайского района, 20 декабря. Этой ночью здесь случился пожар: горели хозяйственные постройки – скотный двор, молоканка, пекарня, гараж, столярный цех.

Пожар в Иоанно-Кронштадтском монастыре.
Пожар в Иоанно-Кронштадтском монастыре.
Олег Богданов

На подъезде к обители в нос ударяет запах горелого. Пожарные еще не уехали – над обуг­ленными стенами вверх тонкими струйками тянется дымок. Небольшой дворик залит водой – на 30-градусном морозе он стремительно превращается в каток.

– Хорошо, коров успели спасти, – глядя, как мы осматриваемся, замечает усатый мужик с лопатой. – Настоятельница вон там, вы туда пройдите, – указывает он дорогу свободной рукой.

Матушка, благословите

В кабинете игуменьи Феодоры, настоятельницы, людно. Громко, с надрывом звонит на столе телефон.

– Слушаю. Молебен об упокоении на год? Хорошо. Почему же, можете и на 40 дней, и на пять лет...

– Алло. Ну как ситуация? Пожарные еще тушат, специалисты жилые корпуса обо­шли – кое-где батареи полопались от мороза, в кельях отогревают отопление. Единственное, уголь теперь нужен, много его уходит, и стройматериалы...

Матушка составляет список – что требуется для налаживания жизни в обители.

– Еще в пекарню забыли холодильник, все оборудование сгорело ведь. Решетки, противни. Это значит, и продукты – муку, изюм, повидло на пирожки, – записывая, вслух проговаривает настоятельница.

В кабинете – иконы Богородицы и святых угодников, много книг – в основном духовных, цитата из писания в рамке под стеклом: "Православие – единственное, что нельзя победить, потому что в основе его лежит любовь".

– Матушка, простите, – в комнату входит старушка в пушистом платке. – У нас там в коридоре козлята перемерзли. Благословите, я их к телятам отнесу.

– Ну, с богом. У нас еще два теленка в доме искусств, Галя. А козлята с телятами дружно жить будут?

Главная проблема теперь – чем кормить живность: десять коров, несколько пар телят, козлят и два десятка кур. Огонь съел все запасы сена и комбикормов, заготовленных на зиму.

Пожар начался под крышей сарая – по предварительной версии, загорелась электропроводка. Поздно вечером 19 января послушница увидела, как пламя танцует между перекрытиями. Тотчас же вызвали пожарных, начали тушить огонь сами, но поднявшийся ветер разносил искры по соседним строениям.

– Стали коров из сарая выводить, а они непослушные. Тут бычок рыжий помог – вперед вышел, как пастух, хвостом машет, а коровы – за ним, – улыбается игуменья.

Пусть лукавый не радуется

Дверь кабинета не успевает закрываться – люди идут к игуменье целый день: кто за благословением, кто отчитаться о проделанной работе, спросить совета.

– Матушка, я поеду поспать, а, матушка? – в дверях появляется мужчина в камуфляжной спецовке, пропахшей дымом. – Завтра попрошу Серегу завести колымагу, куплю коровам хлеба, а сегодня попоствуют, стройные будут.

– Вон оно, видишь как, вчера причастились только, а сегодня… конец света настал – правда ведь, свет отключили в двенадцать ночи.

– Так это… конец света вроде 21-го ждут, завтра то есть.

– А мы раньше встретили, как всегда, впереди, – с озорной улыбкой, будто и не было ночного пожара и переживаний, отвечает матушка. – У нас же на 21, 24, 25 декабря постриги назначены, восемь человек в инокинь и схиму положить должны. Лукавому ж это не нравится, вот он нам и устроил праздник. А мы не будем переносить ничего – пусть не радуется.

Службы, молебны и послушания сегодня идут в монастыре своим чередом, как обычно, по расписанию – огонь обошел стороной монастырский храм и кельи. Кроме 15 монахинь в обители живут и трудятся еще больше трех десятков человек – женщины и мужчины, дети и старики.

– Скотный двор – на мужчинах, кочегарка – тоже на них. Копать, строить, дрова колоть, баню топить. Многие приезжают трудиться уставшие, больные, а только отъедятся, отмоются – плоть опять потянула. И женятся тут, и детей рожают – домики мы им даем за территорией. А бывает и расходятся, разъезжаются, детей оставляют. Всех разными путями Бог к себе приводит, – рассказывает настоятельница. – Я сама только в 41 год к Богу пришла. До этого культработником в администрации работала в Павлодаре. А потом попала на семинар "Христианская педагогика культуры" на две недели. И все, вышла я оттуда совсем другой. Мне потом стали говорить, что нечем платить мне зарплату, что надо искать работу. Ну, я и нашла. Собрала вещи и приехала в монастырь. Вот такая история, – подытоживает игуменья Феодора, в миру Галина Федоровна Краснослободцева.

Господь вразумляет

Это уже третий пожар с момента основания в Кислухе монастыря в 1996 году. Прежде горели летний домик, строительный вагончик.

– А как же без испытаний? Вот ум когда отключается, страх берет нас, мы что кричим? Господи! А кто кричит? Душа голосит. Даже у неверующих, – рассуждает настоятельница. – Вот нас Господь и вразумляет, чтобы мы усерднее молитву творили. А один человек мне сказал недавно: в начале года дела у вас пойдут очень хорошо, и вы станете известны всему Алтайскому краю. Смотри-ка, точно.

Матушка достает с полки сборничек стихов, читает вслух первую станицу – о возвращении блудного сына:

Отец и мать 
мне часто говорили:
"Сыночек, милый,
к Богу обратись".
И ежедневно
обо мне молились,
Но я любил
совсем другую жизнь.

– Ну, ангела-хранителя вам на дорожку, – благословляет матушка Феодора. – Вы к нам просто так, по хорошему поводу приезжайте. Храм наш домашний, уютный, светлый, красивый, захочется в нем посидеть, подумать, подремать, помолиться, покреститься, познакомиться с батюшкой, пообщаться с людьми. Кошечки, собачки – и те все ждут, когда их приласкают. А нас оторвали от божеской любви, отрезали, понимаете?

Нашел приют

На улице еще тлеют остатки разрушенных огнем зданий. Рядом с кочегаркой мужики грузят в тележки уголь.

– Я, вообще-то, просто помочь пришел, ребята устали, – работая ломом, говорит Николай Гаязов. – Вообще-то, у меня дом в Завьяловском районе есть, но с сентября живу здесь: уезжал на заработки в Москву на полтора года – и дворником был, и курьером, и в охране служил. В конце обокрали меня, подлили что-то в кофе. Проснулся уже под Кировом, избитый весь, без паспорта. Слава Богу, живой остался! Кое-как добрался до дома, приехал, а в доме окна выбиты, все вверх дном перевернуто... Нет, я не ропщу, значит, надо так было. Вот и решил в монастырь пойти, поработать во славу Божию, пока паспорт мой восстанавливают. Про матушку я и раньше слышал, про доброту ее, когда пономарем в барнаульском храме служил. А теперь вот на деле увидел. А сараи что? Восстановим с Божьей помощью!

Что нам известно о монастыре в Кислухе?

На территории Первомайского района в поселке Кислуха находился дом отдыха "Зеленый берег", принадлежащий ЖКХ города Барнаула. В 1994 году он перестал функционировать. В начале 1996 года его передали Барнаульской епархии. На территории находились двухэтажный жилой корпус, пять финских домов, гараж, котельная, скотный двор, столовая, водонапорная башня.

10 октября 1996 года указом Святейшего Патриарха создан Иоанно-Кронштадтский женский монастырь. Насельницы занимаются животноводством и огородничеством. В хозяйстве монастыря – крупный рогатый скот, козы, лошади, куры, есть грузовая машина. В аренде 42 га земли для выпаса скота.

Если вы хотите помочь в восстановлении монастыря после пожара, можете привезти необходимые вещи лично или перечислить пожертвование:

Иоанно-Кронштадтский женский монастырь

658065, Алтайский край, Первомайский район, с. Кислуха, ул. Верхняя, 12
ИНН/КПП 2263009938 / 226301001
Банковские реквизиты:
р/с 40703810202630022602
отделение № 8644 Сбербанка России, г. Барнаул
БИК 040173604
к/с 30101810200000000604
ИНН/КПП 7707083893/220845004

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость