– Не одним словом покрыл эту нашу незрелую демократию, которая позволяет вот так мучить дом уже в течение полугода, – говорит мой старый знакомый демократ Эдуард Черченко.
Другой жилец дома знаменитый доктор Яков Шойхет, мягко говоря, недоумевает. За квартиру он платит регулярно, а в квитанции красными буквами: должник. Слушаю их и понимаю: вот и в их доме взорвалась мина, заложенная в реформу ЖКХ. Когда же закончится это безобразие?
Не дождутся
То, что произошло в этом барнаульском доме, для вас наверняка не новость: похожие баталии случаются в стране то здесь, то там. Итак, было в этом доме ТСЖ. Часть жильцов решили выбрать новый способ управления: управляющую компанию. Выбрали... А другая часть с ними не согласилась.
И теперь каждый месяц всем приходит по две квитанции: одна от ТСЖ "Поместье", другая от управляющей компании "Город". Заплатил товариществу? Должен "Городу". Заплатил управляющей компании? Виноват перед "Поместьем".
– Мне написали, что я должен товариществу шесть с лишним тысяч. Не дождутся! – с раздражением говорит Эдуард Черченко.
Эдуард Александрович из тех, кто обеими руками за управляющую компанию. А еще один жилец дома, Сергей Дмитриевич, хоть и за ТСЖ, все ж его друг по несчастью:
– У меня якобы долг 10 тысяч рублей. На каком основании насчитали эту сумму? Я плачу в ТСЖ, заявление о выходе из товарищества не писал, договора с компанией "Город" у меня нет. Почему я должен им подчиняться?
Час "Х"
Быть должником нынче себе дороже: можно и в "невыездные" попасть. Но люди и рады бы платить куда надо. Да только куда надо? Казалось бы, точка в споре поставлена. Две судебные инстанции сказали: управляющая компания выбрана правомерно. Стало быть, платить надо в "Город".
Обращаюсь к Оксане Спицыной, председателю ТСЖ: почему товарищество шлет свои квитанции?
– В нашем доме произошел рейдерский захват, – отвечает она.
Товарищество в этом доме начало работать в 2009 году, и, пока председатель была здорова, никто никаких управляющих компаний не искал.
– Мы заменили инженерные коммуникации, всю запорную арматуру, оборудовали дом приборами учета, – поясняет председатель.
– Установили металлические двери с кодовыми замками, – добавляет Александр Омельченко, председатель ревизионной комиссии ТСЖ. – Отчеты мы ежегодно вывешивали на стендах, членам правления раздавали бюллетени.
По версии правления ТСЖ, час "Х" настал, когда у председателя случились проблемы со здоровьем: домом заинтересовались управляющие компании.
– Подвальное помещение в доме – более тысячи квадратных метров. Его можно продать, сдать в аренду, имея за это хорошие деньги. В этом главная проблема, – так объясняет этот интерес Александр Омельченко.
Завязалась драка
Здание это в самом деле приметное: расположено оно на Ленина, 75 – в самом центре Барнаула. Большинство жильцов платят исправно, да и площадь немаленькая: сбор за год – полмиллиона рублей по первой строчке квитанции.
И вот, как это всегда бывает, в доме появилась инициативная группа. Изучила "послужной список" претендентов, отобрала "Город", провела голосование – большинство сказали "за".
Но в правлении ТСЖ уверены: голосование прошло с грубыми нарушениями. Инициативная группа ходила с бюллетенем по квартирам, а не раздавала их, как положено, – у жильцов и возможностей-то не было осмыслить свой выбор. А о том, что будет голосование, даже не всех уведомили.
Если верить сторонникам товарищества, вступление в свои права управляющей компании в этом доме с некогда миролюбивыми соседями не обошлось без инцидентов.
– Что сделали в управляющей компании? Срезали замки, проникли в элеваторный узел, слили воду, затопили две квартиры, перестроили счетчик. Завязалась драка между работниками "Города" и нашими жильцами. Дважды вызывалась полиция, которая зафиксировала этот факт, – рассказывает Александр Омельченко.
Плюс еще одна
Впрочем, Эдуард Черченко не верит ни одному слову сторонников ТСЖ. Даже если и были нарушения при голосовании, суд счел их несущественными – значит, надо подчиниться, а не третировать жильцов своими квитанциями. Из его слов, наоборот, следует: выбор жильцы сделали осмысленно.
– Всю прошлую зиму и весну подъезды никто не мыл, мы нанимали техничек, – возмущается он.
Как говорит Эдуард Александрович, прозрачности в работе ТСЖ не было, получить отчет о том, куда деньги пошли, было невозможно. В августе непримиримые сторонники товарищества провели свое голосование – и результат был в пользу ТСЖ! Однако Эдуард Черченко этим результатам категорически не доверяет.
– Мы знаем, что хозяин одной квартиры живет где-то в Краснодаре. И как он мог проголосовать за ТСЖ? – спрашивает он.
В компании "Город" со ссылкой на ВЦ ЖКХ сообщают: в доме 63 лицевых счета, и 40 их владельцев платят в управкомпанию. Остальные либо в товарищество, либо вообще никому... А в товариществе тем временем наняли для работ по дому компанию "Уют и согласие". Так что здесь теперь... две управляющие компаний и одно ТСЖ.
Кризис доверия
Члены ТСЖ не доверяют суду ("он не разобрался"), недовольны управляющей компанией ("ее услуги слишком дороги"). Их оппоненты не доверяют товариществу.
– Такие люди пользуются плодами незрелой демократии, – возмущается Эдуард Черченко.
Раздражены, похоже, многие в доме: должниками здесь, по бумагам, являются все, платят они или нет. Но беда все же не в кризисе доверия. Мину, которая здесь "взорвалась", какой-то "мудрый" товарищ заложил прямиком в Жилищный кодекс. Ведь судьбу дома может решить меньшинство (см. "Справку"). И если стороны "упрутся рогом", о каком согласии можно говорить?
А его и вправду нет. "Команда" ТСЖ написала письма президенту и губернатору – просит разобраться с "рейдерским захватом". А управкомпания обратилась в суд, требуя запретить товариществу высылать квитанции и выдать ей документы, которые ТСЖ не хочет возвращать.
Для тех, кто все это время платил товариществу, история может закончиться печально.
– Формально исполнитель коммунальных услуг в этом доме УК "Город". Поэтому УК вправе взыскать через суд деньги у тех собственников, которые не оплачивают ей услуги. И тогда жильцам, которые платят в ТСЖ, придется на законных основаниях платить повторно. А потом уже обращаться в товарищество с просьбой вернуть денежные средства, – говорит юрист Евгений Кисанов.
Мина в Жилищном кодексе
Чтобы голосование за выбор способа управления было принято, в общем собрании собственников должны принять участие больше половины голосов, скажем, 51%. А чтобы выбрать способ управления, число голосов "за" на этом собрании тоже должно быть больше половины. По факту чуть больше четверти голосов могут решить судьбу дома, что, естественно, порождает постоянные споры и конфликты.
Это давняя проблема, но разработчики законов не хотят ее видеть. Они полагают: если увеличить порог принятия решений (например, до двух третей голосов, как при голосовании о капремонте), это затруднит свободную конкуренцию жилищных организаций и будет мешать волеизъявлению собственников.
Кому платить, если приходят две квитанции?
Евгений Кисанов,
юрист Алтайской ассоциации жилищного самоуправления:
Выставлять счет-квитанции на оплату услуг ЖКХ вправе только та управляющая организация, которая имеет статус исполнителя услуг. То есть та организация, которая заключила договор с ресурсоснабжающими организациями – "Кузбассэнерго", "Водоканалом" и другими организациями.
210 – столько организаций предоставляют в Алтайском крае услуги управления жилищным фондом, 97% из них частные. Услуги по содержанию и ремонту жилищного фонда оказывают в крае 218 организаций (99% частные).
Владимир Путин:
В этой сфере (сфере управления многоквартирными домами. – Прим. ред.) мы сталкиваемся с растущими злоупотреблениями. Нужно прямо признать: ведь значительная часть норм вырабатывалась в последнее десятилетие, они не улучшали ситуацию, а только запутывали и запутывали ее. Как считают эксперты, честная деятельность здесь заведомо невозможна, поэтому сюда и не идут ответственные предприниматели.
Геннадий Приградов,
общественный адвокат:
Если к вам приходит по две квитанции от жилищных организаций, потребуйте от них предоставить вам заверенную копию договора с ресурсоснабжающими организациями. С кем заключен договор, тому и надо платить. Управлять многоквартирным домом, согласно Жилищному кодексу, может только одна организация.
Самое важное - в нашем Telegram-канале