Школа мешала спорту
— Альберт, как и когда вы начали заниматься спортом и почему выбрали тхеквондо?
— Я начал заниматься тхэквондо в семь лет. В 1990-е очень популярны были китайские боевики, и мне они тоже очень нравились. Меня восхищали красивые удары ногами, которые наносили герои. Отец это заметил и отвел меня в секцию. Тогда тхэквондо не было особо популярно, просто в семье знали, что есть такой вид спорта. Мне сразу там понравилось, я буквально с ума сошел.
— Что самое главное в тхэквондо?
— Никто не владеет ногами так, как тхэквондист. Ему нужны сильные ноги, хорошая растяжка, важна выносливость: попробуйте попрыгать три раунда по две минуты. Сила и техника работают в этом виде спорта в совокупности, и сочетаться они должны гармонично.
— Как поняли, что этому нужно посвятить жизнь?
— Классе в третьем, когда все мои друзья играли в футбол, я тоже начал им увлекаться. Вроде получалось неплохо, и я даже думал перейти в футбол. Но потом решил, что незачем метаться. Чуть позже занял третье место на первенстве России среди юношей 11–14 лет. В то время медалей с таких соревнований в крае было мало. Тогда родители поняли, что передо мной открывается дорога, по которой нужно смело шагать.
— Часто родители направляли вас? В ваши победы они внесли большой вклад?
— Можно вообще сказать, что все благодаря родителям. У меня вся семья спортивная. Мама всегда занималась аэробикой. Она и сейчас каждый день тренируется. А отец, когда я приходил из школы или с тренировки, отправлял меня на стадион, где нужно было пробежать 15 кругов, после я должен был час сидеть на шпагате между двух стульев. Тогда я думал: когда же это уже все закончится? Теперь я, конечно, благодарен отцу.
Спорт у меня всегда был на первом месте. За тренировками смотрели даже строже, чем за посещением школы.
— Спорт учебе не мешал?
— Это школа мешала заниматься спортом. При этом я окончил все 11 классов, хорошо сдал ЕГЭ и уже окончил институт физкультуры Алтайского государственного педуниверситета.
Шесть лет в сборной
— Помните свой первый крупный успех?
— Да, это было как раз на юношеском первенстве России в 2006 году. На тот момент это был довольно серьезный уровень. И я таким королем себя почувствовал на время. А после три года проигрывал на всех соревнованиях. Только в 2009 году, когда я последний год выступал среди спортсменов 14–17 лет на первенстве России, понял, что это последний шанс — нужно выигрывать. И сделал это. Как победитель поехал в Швецию на первенство Европы. Это был самый большой рывок в моей спортивной карьере. С тех пор (уже прошло почти шесть лет) я выступаю на крупных международных соревнованиях в составе сборной России.
— С тех пор умение справляться с успехом и с неудачами пришло?
— Поражения всегда обидны. Когда ты занимаешься спортом, всегда знаешь, что тренируешься и приезжаешь на соревнования только для того, чтобы побеждать. Если проигравший говорит, что не расстроился, это чепуха.
Все по-разному реагируют на поражения. Кто-то может на неделю уйти в себя. Я справляюсь с этим полегче. Денька два подумаю и начинаю работать. Из поражения нужно уметь извлечь урок и сделать правильные выводы. Главное — нужно тренироваться, верить в себя, любить маму, друзей — и все будет нормально.
А если ты начинаешь зазнаваться, главное, чтобы рядом оказался человек, который мог бы тебя поставить на место, дал понять, что ты не прав. У меня на этот случай есть друзья. Они могут в лоб сказать, если что-то не так. В сборной у нас есть доктор, человек серьезный, он очень хорошо чувствует людей и сразу дает понять, если ты не прав.
— Что значит для вас спорт сейчас ?
— Спорт однозначно занимает первое место в жизни, он для меня все. Кто-то действительно относится к спорту как к работе. Я отношусь к нему как к любимому делу, которое приносит доход.
Недавно в интернете наткнулся на статью, в которой автор осуждал спортсменов и называл их паразитами общества, которые ничего не делают и ни о чем не думают. Но спорт — это не просто "вышел и подрался", как думают многие. В нем большая духовная составляющая. Тем более в тхэквондо. Оно воспитывает.
На Олимпиаду за "золотом"
— Тхэквондо не самый популярный спорт в России. Почему, на ваш взгляд, так сложилось?
— Здесь я поспорю. Тхэквондо сейчас — один из самых популярных видов единоборств по всему миру, который продолжает набирать обороты. Если сравнить, сколько человек занималось им в 2005 году и сколько — в 2015-м, в том числе и в Алтайском крае, — это небо и земля.
— Вам как спортсмену нарастание популярности тхеквондо дает какие-то преимущества?
— Конечно. У меня появляются новые конкуренты, дополнительные стимулы. Да и просто приятно, что все уже знают, что такое тхэквондо. Раньше в поезда заходишь со шлемом и жилетом, а попутчики говорят: "О, ребята — хоккеисты!" Ты просто киваешь: да-да, хоккеисты, потому что объяснять, что такое тхэквондо, долго.
— Спортсмены каких стран на данный момент являются фаворитами в этом виде единоборств? Как представлена Россия на мировой арене?
— Основные наши соперники — Иран, Корея, Великобритания. Но мы однозначно стоим в первой пятерке. С нами считаются. Раньше такого не было, еще в 2008 году россиян не считали соперниками.
— А как развивается этот вид единоборств в Алтайском крае по сравнению с другими регионами России?
— У нас в крае очень сильная, хорошо подготовленная и сплоченная команда. Правда, не всегда получается выигрывать. У нас хороший наставник, заслуженный тренер России Петр Владимирович Маркин. На данный момент во взрослой сборной команде страны два представителя края: я и Анастасия Анохина.
Есть такие регионы, от которых в сборной по семь человек. Например, Москва, Санкт-Петербург, Ростовская область, Краснодарский край. В Ростове всплеск популярности сейчас наблюдается еще и потому, что у них есть олимпийский призер 2012 года. Поэтому нужно и мне сейчас на Олимпиаде показать результат, привезти золотую медаль, чтобы мальчишки начали заниматься этим спортом.
— Петр Маркин — какой тренер?
— Когда нужно, он жесткий. Иногда он друг, иногда как отец, иногда просто хороший человек. Он не из тех, кто будет просто смотреть за тренировками или соревнованиями: всегда подскажет, что сделать. Самое главное, что он очень честный. Поэтому я уважаю его не только как тренера, но и как человека, ставлю его в пример.
Он старается ездить на все соревнования. Это, конечно, очень приятно. Но вместе с тем грустно от того, что он бросает остальных воспитанников. Бывает, когда на сборах нет никого, а он приезжает, сразу становится так хорошо, как будто дома побывал.
— Вы уже давали обещание привезти из Рио "золото". Сдержать его будет сложно?
— На Олимпиаду нужно ехать с понятной целью. Там будет выступать 16 человек. Мы все друг друга знаем, четыре последних года постоянно встречаемся на разных соревнованиях. Мы знаем, у кого какая тактика, как кто себя ведет в разных ситуациях. Кто бы из соперников не попался, битва будет серьезной. Победит тот, кто будет сильнее в психологическом плане.
— На улицах вас узнают? Популярность чувствуете?
— Только если подписчики в соцсетях. Еще узнают спортсмены. На днях шел мимо "Оби", кто-то вышел, попросил сфотографироваться. Мне так приятно стало: ничего себе, подходят на улице, фотографируются.
— Важно ли для вас быть популярным?
— Я к этому особо не стремлюсь. Это приятно — но ни больше ни меньше.
— Что же по-настоящему важно в спорте?
— Медаль. Только золотая медаль. Это главная цель, главный мотиватор. Медаль — это возможность проявить уважение к тренеру, который тратит на это свою жизнь. Как я могу его отблагодарить? Только завоевать медаль. Все мои победы — это полностью его заслуга. Еще это заслуга родителей и ребят, с которыми тренируюсь. Они мне помогают, а от меня зависит только то, насколько я буду выкладываться.
— Сейчас путевка на Олимпиаду в кармане. После ее получения что-то изменилось?
— Я думаю, что ни в коем случае ничего нельзя менять. Сейчас у нас подход ко всему более профессиональный. Я начал работать с психологом. Не зря говорят, все победы — в голове. После общения с ним готов хоть на бой, хоть на войну идти.
— Ситуация с допингом, которая сейчас сложилась в мире, не добавляет нервов?
— У нас такой вид спорта, где допинг не может сыграть большой роли. Человека нужно перехитрить больше головой, чем обойти по функциональным показателям. Я вообще не понимаю, как могла случится история с мельдонием. Наша сборная тоже пила милдронат, я сам употреблял его. Но последний раз это было в августе, когда появилась информация о том, что он попадает под запрет.
Я очень удивлен, что в число употреблявших его попали такие именитые спортсмены. Почему их никто не уведомил?
Может, отчасти такое внимание к нашим спортсменам связано с политикой. Я на себе это ощущаю: судьи иногда относятся предвзято.
— Кто-нибудь поедет болеть за вас в Рио?
— Мама хотела поехать, но я ей сказал, что лучше не надо. Пусть по телевизору посмотрит.
Съешь шаурму и радуешься
— Дома часто бываете?
— Нет, нечасто: 7–9 дней в месяц. А 250 дней в году у нас сборы и соревнования. Дома у меня график свободный. Тренер разрешает отдыхать, как я хочу, но в пределах разумного. Могу проспать часов до 11–12, могу встретиться с друзьями. И все равно каждый день — хотя бы одна тренировка.
— А на сборах режим строгий?
— Каждый день расписан по минутам. В 7.50 подъем, в 8.00 мы уже выходим на прогулку, затем завтрак. После этого есть час свободного времени. С 11.00 до 13.00 первая тренировка. В 14.00 обед. Потом мы спим, в 17.00 вторая тренировка. После нее до 11 вечера у нас есть свободное время.
— Тяжело привыкать к режиму?
— Другого выхода нет. К тому же за плечами уже столько сборов, что все вошло в привычку. Даже дома без будильника могу в нужное время проснуться.
— Приходится ли вам себя в чем-то ограничивать?
— Конечно. Иногда хочется в клуб сходить, в бар, в караоке, попеть песни, потанцевать. Но какие танцы сейчас? Ничего нельзя. Есть что попало тоже нельзя. Ту же шаурму раз в месяц съешь и радуешься.
— Как вы видите свою жизнь после спорта?
— Одним спортом всю жизнь не проживешь. Конечно, думаю о будущем. После этой Олимпиады решу, что делать дальше. Может, еще на один олимпийский цикл пойду. А в 28 женюсь, будет дом, семья. Планы есть, все их раскрывать не буду.
Специальный вопрос
— Многие из тех, кто занимается спортом, говорят, что добиться результатов порой бывает сложно из-за отсутствия финансирования поездок на соревнования. Вы сталкивались с этим?
— Разные были времена. До 2009 года искать деньги на соревнования часто приходилось родителям. Помню, ездили в Якутию, только в поезде восемь суток. У меня на все было 300 рублей. Мы выживали как могли. На обратном пути в поезде нас кормила чужая семья. Сейчас стало получше с этим вопросом. У нас открылась СДЮСШОР по тхэквондо, средства выделяют большему количеству спортсменов, чем раньше.
Представляете, сколько у нас людей занимается спортом? Конечно, всегда хочется, чтобы финансировали всех, каждому помогали участвовать в соревнованиях. Но это просто нереально.
Справка
Альберт Гаун — заслуженный мастер спорта России по тхэквондо. Родился 21 июня 1992 года. Выступает в весовой категории до 80 кг. Личный тренер — Петр Маркин. Первое крупное достижение — серебряная медаль с первенства Европы среди юниоров в 2009 году. На протяжении шести лет входит в сборную команду страны. Самый крупные достижения: серебряный призер чемпионата мира, бронзовый призер командного Кубка мира, чемпион России и победитель Кубка России 2013 года. В 2014 году стал победителем чемпионата Европы и финала мирового Гран-при. В 2015 году завоевал "серебро" на Европейских играх и "бронзу" на чемпионатах мира и Европы.
Самое важное - в нашем Telegram-канале