На велотрип ушла неделя. За это время Кирилл Зацепин посетил красивейшие места Горного Алтая. Маршрут: Горно-Алтайск — Чуйский тракт — Кош-Агач — плато Укок.
Кирилл Зацепин,
велопутешественник:
Дело было вечером, делать было…, в общем очень хотелось покататься на велике. Пока чешется, надо ехать! Куда ехать? Ехать так, чтобы поззадористее, недалеко, да и подивиться чтобы? Один взгляд в карту и место определено – высокогорья Горного Алтая, за Курайскаю степь, где всё другое.
Смотрю погоду тамошнюю: дожди. Ну, думаю, быть не может, Кош-Агач – он же самое солнечное место России, надо брать. Раскорячил с балкона велик, плюх-плюх вещи в сумку, на всякий случай потеплее, заварганил каляку-маляку еды и айда смотреть сны с розовыми слоны. Завтра в путь… Петухи ещё спят, а девушка в справочном окошке автовокзала растолковывает мне, сонному, что прямого автобуса до Кош-Агача нет, уж небось как с зимы, дескать отменили его, понимаешь русский язык?
Видя моё сжиженное досматривающее сон лицо, девушка-красавица показала мне пальчиком на кассу, мол, яхонтовый мой, иди туда и возьми билет до Горно-Алтайска, а там у местных спросишь. Почесав затылок, в кассе конвертирую рубли на билет до него самого… Приехав до него самого и узнав в нём самом, что в Кош-Агач из Горно-Алтайска ездит лишь Газелька за 450 рублей, на которую я уже опоздал, с надеждой в глазах глазею по сторонам и вижу манящие взгляды частников на машинах до вожделенного места.
Памятуя тётин слоган “Извозчик частный – выбор опасный”, спрашиваю, дескать, ну и сколько, мужички, будет с великом стоить. “За двоих, - говорят, - 1200 рублей”.
Ого, ковыряюсь в кошельке, вот так крайне множко! Конечно, для приличия я покочевряжился и пофыркал, но делать нечего – горы ждут. Говорю им, через пять минут прибегу – за водой сбегаю. И надо сказать удачно сбегал, в том магазинчике, где вода повстречал водителя КАМАЗа. Васей зовут. Он мне: “Тебе куда?” Я ему: “В Кош-Агач хочу”. Он мне снова: “Поехали, я туда же”. И мы поехали!
По Чуйскому тракту весело, задорно, он мне лихую экскурсию затеял, медком угостил и за это всё удовольствие даже денег не взял. Я люблю Россию! Поутру мы в Кош-Агаче.
И вправду дожди в самом солнечном месте России. Клёво! Куда ехать? Не знаю. Поеду-ка, думаю, в Ташанту, что близ границы с Монголией. Не бывал ещё там.
Навострил велосипед в армейскую часть, дабы пропуск мне там выписали – как никак, а Ташанта находится за погранзоной. Весёлый армейский дядька дал мне и на Укок пропуск – тот самый Укок, зону покоя, не закиданную пока фантиками и упаковками от Доширака. Полтора дня в горы, в перевал “Тёплый ключ”, 130 км по грунтовой каменной размытой дороге и вот оно – плато Укок, 2500 метра над уровнем моря.
Тут определённо есть энергия, сюда тянет, ведь однажды я уже был здесь. Привет тебе снова, священный горный массив Табын-Богдо-Ола (“Пять божественных гор”, пик 4374 метра), привет озёра, привет неподражаемые виды, привет Укок. Повезло с погодой: там внизу в Кош-Агаче дожди, а тут тёплое солнышко и сильный ветер.
Впрочем, на третий день жахнул снег с дождём, мороз с ветром, а я в кедах. Но, на душе тепло и радостно! Кайфушки! Покланившись Укоку, на четвёртый день с ветерком скатился к Кош-Агачу, где бац неожиданно угостился полторошкой кумыса, подаренной очень добрыми алтайцами (кстати, полтора литра кумыса можно купить в любом тамошнем магазине за 120-150 рублей).
Глоток, другой, и вдруг смотрю, выросла в Чуйской степи радуга, дождь закончился, и впредь было ясно и жарко. Коли распогодилось, не сигануть ли мне, смекаю, по Чуйскому тракту прямо до Горно-Алтайска. Конечно, чего тут думать! И я поехал.
Поехал по невероятной Чуйской степи, окружённой горами под снежными шапками, среди курганов и действующих жертвенников; по дороге среди фантастических цветных гор и непривычных видов Горного Алтая; по Курайской степи вдоль могучего заснеженного Курайского хребта.
Диво дивное, чудное! Наяриваю сотни километров по дороге среди достопримечательностей и лакомств Чуйского тракта, будь то водопад Ширлак, “Красные ворота” близ села Акташ, каменные воины между сёл Йодро и Иня, древние петроглифы. Кстати, по секрету шёпотом, поодаль от древних наковырял на камнях и новые в виде лисапеда, пущай учёные через сотни лет ломают головы о том, что это. Только тс-с-с…
Любовался порогами на реке Чуя близ Белого Бома, известными перевалами, не забывая купаться то в Чуе, то в Катуни, то в их слиянии, то в цветущем озере Манжерок, радуясь жизни и знакомясь с удивительнейшими людьми из разных мест нашей страны, и алтайскими ребятишками поцаняченского пола, которые учили меня в чистом поле играть в игру, чем-то похожую на боулинг.
Всю дорогу, не переставал восхищаться старым и новым Чуйским трактам, на скольких жизнях они были построены. Как можно было проложить тут в горах дорогу? Как это возможно? “У нас в Грузии для этого раньше пускали в горы осла, - отвечает на мой вопрос грузин Давид близ села Иня. – Куда он шёл, там и делали дорогу. Осёл потому и упрямый, что не пойдёт по плохому пути, куда попало”.
Четыре дня впечатлений по тракту и вот он, Горно-Алтайск. Домой возвратился на автобусе весёлый, толстый и довольный. Как же здорово у нас в Горном, каждый раз, как в первый раз, достаточно лишь желания взять, да поехать, а приключения найдутся сами собой! Чудесных мегапозитивных вам путешествий, открытий и улыбок! До новых приключений!
Еще больше снимков - на странице Кирилла "ВК".
Самое важное - в нашем Telegram-канале