Экономика

Директор ТРЦ "Арена" дал первое интервью: о "Макдоналдс", "Ашане" и будущем проекта

По многим характеристикам ТРЦ "Арена" — уникальный объект в Барнауле. Самый масштабный торговый центр начинали строить на фоне интенсивного роста рынка, а завершали в условиях его спада. Его история, как зеркало, отражает основные тренды развития и международного, и регионального ретейла. О том, как создавался молл, какова ситуация с появлением "Макдоналдса", как ТРЦ работает сейчас и каково будущее проекта, altapress.ru рассказал его директор Сергей Ткаченко. Это его первое интервью прессе.

Сергей Ткаченко, директор ТРЦ "Арена".
Сергей Ткаченко, директор ТРЦ "Арена".
Анна Зайкова

Рынок требовал все больше

— Сергей Викторович, в каких условиях создавался проект ТРЦ "Арена"? И почему для размещения выбран участок, удаленный от основной застройки города?

Что происходит с крупнейшими новыми торговыми центрами Барнаула

— В других районах города не было площадки, на которой можно построить большой ТРЦ — не хватало площади, мощности коммуникаций и т.д. Например, "Лента" два года искала подходящий участок в центре, а ей нужно-то было всего 18 тыс. "квадратов". Она его не нашла и поэтому пошла в аренду в ТРЦ "Пионер". Нам же нужно было построить ТРЦ по площади больше 100 тыс. кв. метров, потому что в 2010–2011 годах рынок рос после кризиса 2008 года. В это время международные и российские сети глобализировались: им требовались новые регионы присутствия и большие площади. Если до этого момента "Твое" размещался на площади 200 кв. метров, то на растущем рынке компанию интересовали площади 1–1,2 тыс. "квадратов". Gloria Jeans стояла на 400 кв. метрах, теперь занимает 1,4 тыс.

Мы даже проект самого ТРЦ пересмотрели, ориентируясь на эту тенденцию. Изначально планировали, что на первом этаже будет парковка. Отсюда — меньшая высота потолков, чем на других этажах. На втором этаже должен был встать продуктовый оператор на площади 5 тыс. кв. метров. Тогда мы рассматривали "Ашан", у которого был подходящий формат "Ашан-сити". Но потом все начали стремительно расти. Тот же "Ашан" очень хотел зайти в Барнаул, но уже на 12 тыс. кв. метров! Тогда стало понятно, что 5 тыс. "квадратов" второго этажа ТРЦ "Арена" ему не подходят. Мы построили пристройку. Одновременно нам удалось решить вопрос с парковкой на площадке перед зданием. Так освободился первый этаж.

— Почему же "Ашан" не разместился на ваших площадях?

— Политика компании такова, что она не открывает магазины в перспективных районах — тех, что в ближайшее время будут расти и развиваться. Принимая решение в 2011 году, они выбрали более густонаселенный район.

— Leroy Merlin — это ваш партнер или арендатор?

— Изначально планировалось, что Leroy Merlin разместится на основных площадях ТРЦ "Арена", но компания сделала ставку на собственные торговые площади, а не на аренду. Ее представители сами решили вопрос с земельным участком рядом с нами, и мы стали развиваться вместе, позиционируя объекты как единое целое. Мы организовали одну парковку, не разгораживая ее забором, проводим совместные промомероприятия.

— Почему именно этот ТРЦ стал таким мощным магнитом на момент становления? Ведь на тот момент в Барнауле уже работало несколько больших современных ТЦ.

— Во-первых, мы могли предложить площади, которые на тот момент нужны были потенциальным арендаторам, причем разместить рядом большое количество компаний. Формула успеха здесь простая: больше разных магазинов привлекают больше покупателей. Во-вторых, мировые компании предъявляют жесткие требования по качеству помещений. Их интересует все, начиная от расположения магазина в самом ТРЦ до качества системы вентиляции. Мы учли это. В-третьих, важно, чтобы современный ТРЦ был местом, где не просто совершают покупки. Несколько ресторанов, кинотеатр, развлечения для взрослых и детей — таковы современные моллы.

Сергей Ткаченко, директор ТРЦ "Арена".
Анна Зайкова

"Но наступил кризис"

— Вы не опасались создавать такой мощный проект?

— Тогда на растущем рынке никто не мог предвидеть, что наступит кризис. Потенциальная заполняемость составляла 91%. Были подписаны договоры с международными брендами, не представленными в Барнауле. Некоторых не было даже в Новосибирске. Например, нашим партнером должен был стать Indetex. Это испанская компания, которая представляет ряд брендов одежды и, как правило, размещает несколько магазинов рядом на площади 5,5 тыс. кв. метров. Это такие известные бренды, как Zara, Oysho, Bershka, Stradivarius и другие. Но наступил кризис.

— Мировые бренды отпугнуло резкое снижение покупательной способности?

— Это тоже. Но большей проблемой стали санкции, которые в тот момент постоянно вводили разные страны. Иностранные производители и продавцы просто не могли прогнозировать, какой станет политическая ситуация завтра. Будет ли у них доступ на рынок. Многие заморозили свои проекты до наступления хоть какой-то стабильности. Тот же Indetex остановил развитие по всей России, даже в тех городах, куда уже зашел. Только во второй половине 2015 года он возобновил некоторые проекты.

— Но у вас же были подписанные договоры. Разве они не гарантировали, что компании откроют свои магазины в заявленные сроки?

У ТРЦ "Арена" появился крупный "спортивный" арендатор

— Большинство иностранных компаний оставляет за собой право в любой момент выйти из проекта. После открытия молла они смотрят, как он стартовал, много ли покупателей, что они предпочитают, как чувствуют себя компании, которые работают в схожем сегменте. Эта практика сохраняется и сейчас. Например, сегодня Барнаул серьезно рассматривает "Бургер Кинг". Компания планирует открыть здесь порядка пяти своих кафе. Представители этого бренда должны были приехать в Барнаул с официальным визитом, но оговоренный срок уже прошел. Думаю, что они были здесь тайно. Это тоже обычная практика. Специалисты приезжают в интересующий их город, живут в нем, смотрят, как ходит транспорт, где располагаются спальные районы, какие ТЦ пользуются спросом. Они изучают даже, что люди предпочитают есть и носить. Это очень серьезное исследование, которое страхует компанию от возможной ошибки при расположении.

— То есть пока нет 100%-ной гарантии, что "Бургер Кинг" зайдет в Барнаул?

— Компания планирует развиваться здесь через франшизу. Найдут ли они партнера, который купит ее, я не знаю.

— В прошлом году активно обсуждалось вхождение на рынок знакового игрока, который должен был стартовать на площадке ТРЦ "Арена", — McDonald's. Почему в итоге не состоялся проект?

— С McDonald's у нас был подписан договор, и они уже вышли на ремонт. Планировалось, что на фуд-корте они будут замыкающим звеном. С одной стороны KFC, с другой — McDonald's. Но головная компания, офис которой расположен в Москве, в условиях кризиса решила продать бизнес франчайзи. Они продали все: и торговую марку, и технологии, и готовые рестораны, и фуд-корты. Франчайзи не стал покупать только договоры аренды, поэтому наше сотрудничество не состоялось.

— В этом году вы потеряли одного из своих первых якорных арендаторов. Почему ушел Media Markt?

— Media Markt — это не наша потеря. Компания в принципе сворачивает свое присутствие в России. Она не смогла мобильно адаптироваться к ситуации кризиса. Ее продажи упали в два раза больше, чем у других продавцов бытовой техники. Сейчас мы ведем переговоры с тремя компаниями. Они уже представлены в Барнауле. Но бытовая техника вряд ли будет занимать такие мощные площади, как Media Markt. Рынок ушел в интернет и прекрасно там себя чувствует. Компаниям уже не нужны такие большие торгово-выставочные площади, как раньше. Достаточно представлять базовые, самые ходовые модели. Теперь их устраивают помещения в 1–1,2 тыс. "квадратов". Это наиболее рентабельный формат.

Открытие Media Markt.
Анна Зайкова

Рынок оттаял

— Весной вы анонсировали сотрудничество с двумя крупными брендами. На площадке ТРЦ "Арена" откроются пять магазинов польской компании LPP и французская сеть одежды и товаров для спорта "Декатлон". Это частный случай или свидетельство того, что международный ретейл разморозил свои проекты и возобновил экспансию в регионы?

В ТРЦ "Арена" известная компания откроет пять фирменных магазинов одежды

— Действительно, мировые бренды возобновили переговоры, некоторые уже не просто подписали договоры, а начали ремонт помещений. Компании приняли для себя стратегические решения, как развиваться на российском региональном рынке в современных экономических и политических условиях, ведь он по-прежнему им интересен. Некоторые значительно перестроили свои бизнес-процессы. Например, "Декатлон" перевозит производство в Россию. Из-за роста курса валют производить одежду и инвентарь выгоднее в нашей стране, а не в Китае. В течение 1–1,5 года основная масса производства будет локализована здесь.

H&M "отвязал" цену товара от курса валют, в противном случае из дешевого сегмента они бы выскочили в дорогой. И, как сообщают нам партнеры, дела в Барнауле идут очень хорошо. Они довольны результатом.

Старт крупных проектов всегда становится поводом для сомневающихся еще раз пересмотреть свои планы. Мы запускаем LPP, и то, как он стартует, будет очень интересно немецкой компании New Yorker. Мы уже три года ведем переговоры, им очень интересен региональный рынок. Опять же им выгодно стоять рядом с магазинами LPP и Indetex.

Еще один эффект оживления рынка — движение внутри ТРЦ. Например, Book-Look скоро переезжает с первого на четвертый этаж. Рядом с детскими товарами он будет чувствовать себя лучше. Его место займет "Декатлон". Этот арендатор встает только на первых этажах моллов. Это его принципиальная позиция.

— Кто еще готов открыться в ТРЦ "Арена"?

— Есть компании, которые будут интересны нашим покупателям, часть из них мы сможем анонсировать уже осенью. Это косметика, товары и одежда для спорта, обувь и магазины другого профиля. Но пока я не буду называть имена. Рынок все же остается очень зыбким. Торговля в первую очередь реагирует на все изменения. Закрылось крупное предприятие, люди перестали получать доход, снизилась покупательная способность. Произошло какое-то значимое событие на политической арене, как, например, падение самолета в Турции, — и вновь корректировки планов у торговцев. У нас один из арендаторов так и не вышел с запланированным брендом именно по этой причине. Но, думаю, бесконечно ретейлер не будет ждать. Повторюсь, компаниям интересен региональный рынок, и они это постоянно демонстрируют.

Сергей Ткаченко, директор ТРЦ "Арена".
Анна Зайкова

О чем еще рассказал собеседник

О переизбытке т­орговых площадей

— Статистику, которая говорит о том, что в Барнауле очень высокие показатели по количеству торговых площадей на одного человека, надо правильно понимать. Она учитывает все площади, даже маленькие магазинчики рядом с парикмахерскими на первых этажах и в подвалах. Если же говорить о качественных торговых центрах, то о существенном переизбытке пока рано говорить. Хотя, конечно, конкуренция есть.

О судьбе ТРЦ старого формата

— Сегодня в российских городах, где открываются моллы нового формата, происходит миграция арендаторов из ТЦ старого формата — начала 1990-х, построенных на базе площадей заводов или складов. Пока в Барнауле этот процесс не принял глобального характера, его сдерживает кризис.

О работе

— Благодаря ТРЦ "Арена" множество компаний узнали о Барнауле. Они приезжали познакомиться с проектом. Кто-то оставался с нами, кто-то подбирал другие точки локации. Кстати, этот процесс происходит и сейчас. Так, например, мы привели в Барнаул "Читай-город", но они решили открыть свой первый магазин на пр. Ленина. В планах этого продавца книг и канцелярии — открыть в Барнауле четыре точки продаж. "Арена" их тоже интересует.

Досье

Сергей Ткаченко родился в 1980 году. Окончил АлтГУ по специальности "государственное и муниципальное управление". Женат, воспитывает дочь.

Справка

Комплекс "Арена" — четырехуровневый, общая площадь — 150 тыс. кв. метров.

Якорные арендаторы ТРЦ: 8-зальный кинотеатр сети "Киномир", "Детский мир", "Магнит", фэшн-ретейлер H&M, "Посуда Центр", Gloria Jeans, парк развлечений "Солнечный ветер".

Цифра

Площади ТРЦ "Арена" сданы на 61%. Здесь работают порядка 200 арендаторов.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость