— Павел Леонидович, как изменился пул клиентов вашей компании за последние пять лет?
— В рознице в этот период шел процесс укрупнения и консолидации. Из-за этого в продуктовом сегменте количество сетевых клиентов стало существенно меньше, но они стали больше по количеству объектов. Например, наш основной партнер — "Мария-Ра", с которой мы работаем по обслуживанию контрольно-кассовой техники и поставке оборудования в Алтайском крае, Республике Алтай и Кемеровской области. И эта сеть за время нашего сотрудничества развилась с 20 до 800 магазинов. В сегменте HORECA, наоборот, постоянно открываются новые заведения. Так что в цифрах количество клиентов у нас существенно увеличилось.
— Количество оптовых предприятий снижается из-за сокращения числа игроков в ритейле?
— Да. Как только какая-нибудь сеть достигает количества в 50–70 магазинов, она строит распределительный центр или центральный склад. В Барнауле еще много оптовых баз. Но крупных, с доставкой по всему краю, единицы. Компании типа "Русского продукта" выгодны несетевой рознице, так как доставляют большой ассортимент продукции до магазина.
— Чем и когда завершится процесс консолидации розницы, на ваш взгляд?
— Вся непродуктовая торговля и крупные продовольственные магазины переместятся в торговые центры. При этом, по нашим оценкам, лет через пять-семь в стране останется с десяток крупных продуктовых сетей (в основном — федеральных), разведенных по форматам. А также — региональная нишевая розница, но ее будет немного. Шесть лет назад в Барнауле были такие сети, чьих названий сегодня уже не помнят — "Продуктович", "Тереза", "Мир продуктов" и другие. Все они не выдержали конкуренции с крупными игроками. На уровне городов поменьше происходит то же самое. В Рубцовске, Заринске и других осталось по две-три сети из нескольких магазинов, но и туда активно заходят "Мария-Ра", "Аникс" и "Холди".
— Сокращение числа участников на рынках розницы и опта для вас означает снижение доходов?
— Для нас здесь есть свои плюсы и минусы. Некоторые компании по мере расширения закупают единообразное оборудование. А некоторые как начинали свою деятельность, условно говоря, при помощи счетов, так и продолжают. С такими работать сложнее. Средний цикл жизни оборудования на кассовой зоне с хорошей проходимостью (300 человек в день) — не более пяти лет. Сейчас парк техники в большинстве магазинов устарел. Но правила регулярно менять оборудование нет — все эксплуатируют, пока не рассыпется. Чем больше старых объектов, тем у нас больше вызовов по поводу ремонта. Однако рост спроса на новое оборудование обеспечил бы более серьезное поступление средств. Сейчас мы ждем вступления в силу двух законов, которые изменят нашу отрасль и в том числе экономическое положение нашей компании. Речь о системе ЕГАИС, а также законе 54-ФЗ о применении контрольно-кассовой техники.
"Надо было нагонять ажиотаж"
— С 1 января оптовики должны фиксировать оборот алкоголя в системе ЕГАИС, розница частично тоже. Как ваша компания участвовала во внедрении системы?
— На сегодня мы подключили к системе 1541 торговый объект. Мы могли помочь с любым вопросом по этой теме с августа 2015 года. Чтобы анонсировать это, стали проводить бесплатные семинары и подключать желающих с сентября. Хотели подготовить рынок, чтобы его участники не кинулись все устанавливать в декабре в авральном режиме. И все равно в декабре был аврал. А в сентябре в этом кабинете на семинаре сидели оптовики и говорили: "Да ну, это все отменят".
До сих пор многим непонятно, как подключаться. Представьте: у нас в крае около 6 тыс. торговых объектов имеют лицензию на продажу крепкого алкоголя (650 юрлиц), плюс не сосчитать сколько продавцов пива. Всех их надо было оповестить о ЕГАИС (хотя они сами должны бы отслеживать законодательство в своей сфере). Конечно, у многих возникло недопонимание и сложности. Когда экспедитор привозит партию алкоголя к тете Зине в деревню и просит ее отметить привоз в ЕГАИС, тетя Зина не знает, что делать. Думаю, все утрясется только к марту.
— То есть отсрочка по соблюдению закона до апреля, которую приняли 30 декабря, — верный шаг?
— Думаю, нет. Надо было нагонять ажиотаж. Пусть бы все были недовольны, но тогда подключившихся было бы больше. Сейчас активность гораздо ниже, чем была в декабре до вступления закона. Тогда в день было по 20–30 заявок, сейчас — одна-две. А затягивать не стоит. Потому что впереди еще вторая и самая дорогая часть этого процесса, когда рознице придется отмечать в ЕГАИС продажу алкоголя. В большинстве магазинов сейчас нет сканеров, которые умеют считывать код с акцизной марки. Самый дешевый стоит $120. Также 70% фискальных регистраторов на кассах не умеют печатать QR-код. А с 1 июля все это должно быть. Но самое сложное — это интегрировать программное обеспечение для продажи спиртного с ЕГАИС. То есть кассы и программное обеспечение всем надо будет дорабатывать или покупать новое.
— И что в итоге будет с 1 июля?
— Ничего не будет. Пойдете покупать спиртное в крупные сети, там все будет замечательно. Ну или в те магазины, которые заранее подключились к системе.
— Как вы оцениваете реализацию этого закона? Ее можно было провести более грамотно?
— Конечно. Все эти начинания — благие, они не для галочки. Но ведомства, которые ведут эти проекты, между собой не взаимодействуют, а в каких-то вещах и конкурируют. Это осложняет процесс. Также минус — плохое информирование исполнителей и отсутствие сотрудничества с теми, кто внедряет нововведения.
Кассы будущего
— Перейдем ко второму судьбоносному для вас закону — 54-ФЗ. Как он изменит вашу отрасль?
— Этот закон находится на рассмотрении Госдумы с 9 января. В марте его должны рассмотреть и принять. Закон регламентирует новое применение контрольно-кассовой техники. Его смысл в том, что с 1 января 2017 года в кассовом аппарате вместо электронной ленты появится модуль "Фискальный накопитель". Он будет в режиме онлайн передавать данные о продажах на специальные серверы операторам фискальных данных. А они — отправлять сведения в налоговую. Государство тут преследует две цели: повысить собираемость налогов и ее прозрачность. Сегодня оно не может понять, кто, что и по какой цене продает в рознице. И какой оборот у тех предпринимателей, для которых применение контрольно-кассовой техники по закону не обязательно. Для справки: в налоговой на учете зарегистрировано 2 млн касс, а постоянно используется 1,1 млн.
Старые кассовые аппараты еще можно будет установить до 1 января 2017 года. С 1 января на учет будут ставить только новые кассовые аппараты с функцией передачи данных. А саму передачу сведений предполагается включить с 1 июля 2017-го. Все кассы должны уметь выдавать электронный чек и печатать QR-код. Также с 2018 года основным чеком станет электронный, а бумажный будут выдавать по требованию.
— Все это приведет к новой смене кассовой техники и новым клиентам для вас.
— Естественно. Кассы (не только в рознице, а на любом предприятии) надо будет менять либо дорабатывать. Если закон примут весной, только нам придется дорабатывать по 10 касс в день, чтобы успеть до 1 июля следующего года. А с 1 января 2018-го отменят специальные режимы ЕНВД и патентную систему. Всех, кто на них работал, обяжут установить контрольно-кассовую технику — опять же потому, что сейчас власть не видит, какой объем выручки крутится в таких видах деятельности. По разным оценкам, это рынок еще около 2–3 млн касс, которые надо будет произвести и установить.
Не для глухих деревень
— Со стороны складывается впечатление, что в той или иной степени все уже автоматизировано. В чем вы видите перспективы роста вашего рынка, помимо массового обновления касс?
— Действительно, покрытие автоматизацией тех или иных отраслей сегодня достаточно большое. Тут вопрос количества и качества функционала. Сегодня на наших предприятиях еще многие бизнес-процессы можно оптимизировать. Промышленные компании только начали этим заниматься, а там есть над чем работать. Например, компания "Ренессанс Косметик" недавно решила первой в Алтайском крае внедрить корпоративную информационную систему ERP на базе 1С (позволяет закрыть все задачи по управлению бизнес-процессами одним программным комплексом). Вот таких бы проектов побольше.
— Сократился ли в последние годы разрыв в автоматизации магазинов в районах и городах края?
— Сегодня по городам у нас больше реализаций, чем по селам. В Горном Алтае прирост идет постоянно, хоть и не семимильными шагами. В селах автоматизация развивается в основном за счет прихода крупных сетей. С учетом этого в районах края автоматизировано уже 70% розницы. Заниматься этим в небольших удаленных населенных пунктах никто не будет. Для них автоматизация — это экономически сложно и нецелесообразно.
Специальный вопрос
— На сколько подорожали ваши услуги из за кризиса?
— Цена проекта автоматизации складывается из стоимости программного обеспечения, услуг и оборудования. Последнее считается в долларах, эта статья составляет до 70% стоимости проекта. Поэтому с падением курса рубля цена проекта выросла в два раза. Импортозамещения тут, к сожалению, никакого быть не может. Взять кассовый аппарат: в России для него можно только изготовить корпус и провести сборку. Так что по оборудованию есть три сегмента: дорогой, средний и дешевый. Америка, Тайвань и Китай соответственно. Все работает, только дорогое — 10 лет, дешевое — два года. Вип-сегмент вы в крае можете увидеть только в "Леруа Мерлене", "Ашане" и Metro. Одна касса у них сегодня стоит около 200 тыс. рублей. Тайваньский аналог будет стоить 100 тыс., китайский — 60 тыс. До кризиса было в два раза дешевле. Естественно, такая ситуация привела к тому, что клиентов у нас стало меньше.
О чем еще рассказал собеседник
О кассе самообслуживания
— В "Ашане" не кассы самообслуживания, а терминалы оплаты, которые работают совместно с обычными кассами. "Ашан" рассчитал, что в его случае выгодно такое решение. Касса, которую презентовал "Ритейл Сервис" два года назад, позволяла провести весь процесс покупки самостоятельно. До начала кризиса в европейской части России начали внедрять такие системы. Мы в этом проекте были технологическим партнером компаний "Штрих-М", NCR и "Нью Вижн инко". Наши кассы поставили в питерских магазинах "Улыбка радуги", "Лэнд". С нашим участием также реализовали такой проект в прошлом году в омском магазине "Самовар", похожем по формату на "Бахетле". Но собственники ошиблись с выбором места и закрыли этот магазин через полгода. Потом компания "Штрих-М" самостоятельно вошла с такими кассами в "Магнит" и X5. Будут ли сети тиражировать такое решение в связи с текущим курсом доллара — большой вопрос.
О "Сдаче на счет"
— В проекте "Сдача на счет" компании "Марии-Ра" кроме нее и "Ритейл Сервиса" была задействована также платежная система Pin Pay из Новосибирска. У нее отозвали лицензию. А интеграцию мы сделали только с ней. Поэтому после отзыва лицензии за три дня платежи по всей сети встали. Позже мы доработали свое решение, интегрировались с еще тремя платежными системами. Но "Мария-Ра" по неизвестной нам причине не стала возобновлять проект, хотя многие покупатели были этим недовольны. Изначально это был эксклюзив для данной сети. Сейчас такую систему запланировала внедрить у себя в магазинах компания "Холидей". В течение первого квартала мы запустим ее в тестовом режиме.
Досье
Павел Леонидович Старцев родился 22 июля 1977 года. Окончил АлтГТУ, кафедра прикладной математики, специальность "инженер-программист". В 1999 году основал компанию "Ритейл Сервис" Женат, воспитывает двоих сыновей. Хобби — дайвинг.
Факт
В 2015 году "Ритейл Сервис" перевел 600 магазинов сети "Холидей" на собственное программное обеспечение.
Самое важное - в нашем Telegram-канале